Забота об экологии дает экономию

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Когда финансы перемещаются в сферу «музыкального творчества», важно не опустить руки, а попытаться найти те «воронки», куда засасывает и без того скудные денежные потоки.
Полтора года назад ОАО «Минский завод отопительного оборудования» имело около 4,5 млрд. руб. убытков, и неэффективность работы объяснялась, прежде всего, тяжелой кредитной «ношей».
Поэтому первостепенной задачей, которую определил для себя новый директор Игорь Ефимович ОМЕЛЬЧЕНКО, стало финансовое оздоровление предприятия. Уже к концу 2008 г. ситуацию удалось выправить.

- Экономить пришлось буквально на всем, - говорит И.Е. Омельченко. - Много средств сберегли на изменении состава шихты, хотя далось это нелегко, поскольку, как это часто бывает при внедрении новых технологий, сначала шло немало брака. Но мы знали, что останавливаться нельзя, и со временем персонал освоил новшество, а выход качественных отливок вернулся к «дореформенным» временам.

За счет внедрения новых технологий, в том числе и программ компьютерного моделирования литья, по некоторым видам радиаторов удалось снизить брак с 15 до 6%, освоили ряд новых изделий. И если минские «радиаторщики» сегодня делают 11 видов подобных изделий, то их главные российские и украинские конкуренты - всего 3-4. Хотя европейские производители выпускают 25-30 видов, так что предприятию есть куда качественно расти.

Хочешь быть в лидерах? Снижай затраты

Металлургия является одной из самых энергоемких отраслей. Например, в летнее время завод в месяц потребляет электроэнергии на 600-650 млн. руб., а газа - на 200 млн. Зимой эти цифры увеличиваются, так что от экономии энергоресурсов напрямую зависят выполнение программы по энергосбережению и экономическое благополучие предприятия.

- Конечно, если бы были свободнее в средствах, могли добиться еще большей эффективности производства, - подчеркивает И.Е. Омельченко. - Но и в нынешних стесненных условиях предприятию уже удалось достичь многого. В основном потому, что по-настоящему начали считать деньги, а скрупулезный финансовый анализ помог выявить слабые места. Способствовала оздоровлению и гибкая ценовая политика, что привело к росту объемов продаж. К тому же предприятие кроме выпуска традиционной продукции - радиаторов и котлов, стало брать любые заказы.

- Мы решили «взвалить» на себя все работы по литью чугунных изделий в Минске и столичном регионе, - говорит Игорь Ефимович. Например, чугунная ограда вокруг отреставрированного Национального Большого театра оперы и балета изготовлена ОАО «Минский завод отопительного оборудования». Ранее такие изделия закупались в России, но всего за два месяца специалисты предприятия сумели разработать собственную технологию литья сложных по форме изделий и, что самое главное, успешно справились с ответственным заданием.

Недавно выиграли тендер на участие в реконструкции Лошицкого парка в Минске, для которого будут выполнены чугунные фонарные столбы. Для спортивного комплекса «Минск-арена» изготавливаются дождевые решетки. Не менее интересным с коммерческой точки зрения оказалось производство несвойственных для Беларуси изделий: мелющих тел. Вместе с Национальной академией наук Беларуси была разработана технология литья этих изделий, месячная потребность в которых составляет около 500 т. Сложность заключалась в том, что необходимо было создать износостойкий чугун, с чем белорусские ученые и производственники успешно справились и теперь выходят с новой продукцией на рынок.

Приходится работать и в выходные

Освоение новых видов продукции позволило максимально загрузить производственные мощности, а это сказалось на увеличении рентабельности, которая сегодня превышает 20%. Прибыль от реализации за 5 месяцев составила более 7 млрд. руб., что на фоне финансового кризиса выглядит вполне неплохо. В июне завод работал все дни, кроме того, пришлось дополнительно трудиться в субботы. Люди с удовольствуем идут на предприятие, где действительно есть возможность заработать: за июнь средняя заработная плата составила 1,35 млн. руб., а для дополнительного поощрения ввели премию за интенсивный труд в размере 10%.

В то же время в Беларуси на рынке радиаторов, по словам директора завода, ощущается ужесточение конкуренции. Не меньшие «баталии» разворачиваются и на соседних «площадках». Ранее завод большую часть продукции поставлял в Россию, однако предчувствуя грядущие изменения, маркетологи предприятия стали искать новые рынки сбыта. Одним из самых перспективных оказался Казахстан. Там создана разветвленная дилерская сеть, что сразу же сказалось на объемах продаж, которые ежемесячно растут. По заказу партнеров был разработан специальный радиатор, и только в июне завод отгрузил туда 15 вагонов своей продукции.
Воспользовавшись тем, что завод в Луганске, выпускавший аналогичные изделия, встал на реконструкцию, предприятие в прошлом месяце отправило на Украину 5 вагонов радиаторов, хотя раньше продаж туда не осуществляло. Мощно «атакован» российский рынок, прежде всего зауральские регионы, где в настоящее время создается дилерская сеть.

- Июнь был очень нетипичным для нас месяцем, поскольку мы не успевали отгружать свою продукцию за рубеж, - говорит И.Е. Омельченко. - Но работа в таком интенсивном режиме, особенно в кризисное время, не может не радовать.За последние 10 лет завод ни разу не реализовывал в течение месяца 770 тыс. секций радиаторов, ведь мощность позволяет изготовить только 550 тыс. «Дефицит» удалось погасить за счет складских запасов, хотя покупательский спрос полностью удовлетворить не смогли, так что в летние месяцы придется работать очень напряженно.

- Никак не могу пережить этого, - смеется И.Е. Омельченко, - настолько «жалко» упускать выгодные заказы. Однако резко увеличить мощность завода нельзя, хотя за счет выпуска радиаторов с меньшим межцентровым расстоянием можно нарастить их производство на 40 тыс. шт. в месяц, что и будет реализовано в ближайшее время. Всего с начала года за рубеж отгружено 53% произведенной продукции.

Ситуация с другой традиционной продукцией предприятия - котлами отопления - менее напряженная. Здесь, можно смело сказать, завод «пал жертвой» собственной качественной работы, ибо выпускаемые промышленные котлы служат многие десятилетия, не требуя замены. Можно было бы расширить присутствие в ином сегменте этого рынка - для индивидуальных пользователей. В свое время завод наладил выпуск бытовых котлов различной мощности на твердом топливе, которые пользуются повышенным спросом. Но с такой продукцией сложно выходить на зарубежные рынки, поскольку кроме получения сертификатов безопасности необходимо обеспечить полномасштабную сервисную поддержку, а это занимает много времени и средств. Свою «ложку дегтя» внесли и появившиеся на рынке импортные аналоги, которые более «продвинуты» по части интеллектуального управления. Само же предприятие не располагает специалистами по электронике и автоматике, а без этого конкурентной продукции не создашь. Вот где должны сойтись интересы крупных заводов и малого бизнеса, которому под силу разработать и создать наукоемкую «начинку».

От новых технологий - к новым изделиям

По государственной программе «Литье 2006-2010» предприятием были закуплены итальянские стержневые линии с использованием технологии «термошок». Директор ОАО «Минский завод отопительного оборудования» считает это приобретение очень удачным вложением капитала, так как без него не удалось бы добиться такого качества выпускаемых радиаторов, особенно с новым дизайном. В цех ковкого чугуна также планируется приобрести новые стержневые машины, что позволит выпускать более качественные изделия сложной формы. Одновременно удастся решить и экологическую проблему, поскольку в процессе формовки и изготовления литьевых стержней образуется много пыли, а она пока выбрасывается в атмосферу.

Решение экологических вопросов на заводе имеет приоритетное значение. Сейчас разрабатывается проект модернизации вагранок для снижения вредных выбросов в атмосферу. Задуманный проект новый не только для Беларуси, но и для всех литейных предприятий на постсоветском пространстве. С городским природоохранным комитетом достигнута предварительная договоренности о выделении 4 млрд. руб. на его реализацию. При этом будет обеспечен постоянный мониторинг окружающей среды. Параллельно с решением экологических проблем данный проект предусматривает использование так называемых вторичных энергоресурсов (тепла, выделяемого при работе вагранок). Хотя сделать это не так просто: прежде чем использовать «бросовое» тепло, необходимо избавиться от угарного газа, который в определенных концентрациях взрывоопасен. Однако в целом новшество позволит полностью отказаться от котельной, где сегодня в качестве топлива используется дорогостоящий газ.

- Когда наши специалисты просчитали экономику данной реконструкции, то оказалось, что мы получим даже избыток тепловой энергии, которую можем поставлять городу, - объясняет Игорь Ефимович. - Некоторые элементы проекта уже реализованы. Например, для охлаждения вагранок используется вода, которую применяют в качестве теплоносителя для обогрева бытовых помещений. Это позволяет несколько «отодвинуть» начало отопительного сезона в осенне-зимний период. В целом же, если не будет никаких неожиданностей, выполним задуманное в следующем году. Собирались произвести модернизацию в текущем, но из-за отсутствия должного финансирования пришлось передвинуть сроки. Кроме того, предприятие в несколько раз сократит выбросы вредных веществ в атмосферу, а это очень важно, ведь вокруг завода расположены жилые кварталы. К тому же забота об окружающей среде выгодна предприятию: это также принесет немалую экономию на уменьшении выплат по экологическому налогу.

Еще одним «слабым звеном» предприятия является печь отжига литья, возраст которой почти достиг полувека. Технологические особенности использования таковы, что она действует непрерывно, и КПД ее составляет всего 3-4%. Причем работает она независимо от того, есть там изделия, нуждающиеся в отжиге, или нет. Несмотря на все финансовые трудности, было принято решения заменить ее новой, белорусского производства. Окупятся инвестиции всего за полгода, потому что КПД новой печи - 45%.

В вопросе предстоящей модернизации специалисты предприятия тесно сотрудничают с учеными института БелНИИЛИТ. Однако пока большой груз прежней кредиторской задолженности (в этом году необходимо погасить более 1 млн. евро) не позволяет осуществить планируемое перевооружение в кратчайшие сроки. Так что пока ведется теоретическая проработка вопроса, с тем чтобы потом не тратить драгоценное время на подбор необходимого оборудования и технологий.

- Нам надо еще год «продержаться», чтобы полностью исправить структуру финансового баланса предприятия, тогда будем развиваться более динамично, - заключает И.Е. Омельченко.

ОАО «Минский завод отопительного оборудования»
220073, г. Минск, ул. Тимирязева, 29
Тел.: (+37517) 203-12-25, 204-40-38, факс: 203-14-80, 203-14-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.radiator.by