Работа на склад может быть прибыльной

Владимир СОСНОВ

Разговоры о транзитных возможностях Беларуси, связанных с ее географическим положением, не приведут ни к чему, если в республике не будет создана транспортно-логистическая инфрастуктура. Об этом шла речь 14 июля на заседании Совета Белорусской научно-промышленной ассоциации, и было вполне логично, что мероприятие проходило на базе ООО «Белинтертранс», занимающегося международными и внутренними автомобильными перевозками

Проблема действительно имеет общереспубликанское звучание. Интересные цифры привел генеральный директор компании-хозяина Вячеслав ДОВНАР, который сказал:

- Сегодня логистика во всем мире стала эффективным инструментом управления бизнесом, поскольку позволяет снизить стоимость перевозок и ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов. Так, например, в настоящее время в стоимости продукции от 15 до 30% приходится на материалы, около 10% уходит на зарплату рабочим, некоторая часть издержек относится к администрированию и сопровождению производства. В то же время от 40 до 60% затрат требуют процедуры доставки продукции потребителю. И при оптимизации логистических схем есть возможность на 25-30% снизить конечную стоимость товаров.

Во многих странах на основных транзитных трассах созданы современные транспортно-логистические центры (ТЛЦ). Они предназначены для накопления продукции национальных производителей и распределения ее между потребителями внутри страны либо для поставки на экспорт, разбивки крупных партий иностранных товаров, их хранения, накопления и комплектования в партии для доставки конечным получателям по определенным направлениям. Основной задачей ТЛЦ является формирование цельной консолидированной системы управления товарными потоками на основе тесного взаимодействия в первую очередь с производителями продукции, экспортерами, а также транспортными и экспедиторскими компаниями иностранных государств.

Для ее выполнения необходимы значительные площади современных складских помещений, соответствующих классу А либо В по принятой международной классификации, в то время как основная часть функционирующих на территории республики подобных сооружений по степени оснащенности и техническому состоянию относится к складам типа С и D, т.е на порядок ниже. В Москве на 1 тыс. жителей приходится около 120 кв. м складов первых двух классов. В то же время в Будапеште этот показатель выше втрое, а в Варшаве и Праге - в 6 раз. Следует отметить, что в Беларуси такие цифры приближаются к нулю.

Если учесть, что по республике проходят транзитные пути в Россию, Западную и Южную Европу, страны Скандинавии и Прибалтики, то важность развития логистики в государственном масштабе становится очевидной. В августе 2008 г. постановлением Совета Министров был дан старт Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. Разработана также схема размещения ТЛЦ (см. рис.). По оценкам Института экономики Национальной академии наук Беларуси, реализация программы позволит довести к 2015 г. долю этого сектора экономики в ВВП до 20%.

Одним из пионеров этого дела стало ООО «Белинтертранс», вошедшее в число участников совместного предприятия «БелВингесЛогистик». Планировалось вместе с имеющей большой опыт в этой сфере группой литовских компаний создать ТЛЦ в 40 км от Минска в окрестностях Ракова. Эта «точка» удобна тем, что находится на трассе, ведущей в Литву и Польшу и неподалеку от трансъевропейской магистрали.

Предварительные экономические расчеты показали, что деятельность центра способна на 20-30% уменьшить количество транзитных грузоперевозок через Литву, переориентировав их в пользу Беларуси. Предполагалось, что в 2009-2010 гг. предстоит инвестировать в первую очередь комплекса (площадью 10 га) 25 млн. долл., а затем столько же - во вторую.

Однако уже на начальном этапе реализации проект ожидали серьезные трудности. Знакомясь со всеми перипетиями, поневоле приходишь к мысли, что программа стала всего лишь декларацией намерений, не предусматривающей создание благоприятных условий для тех, кто решится заниматься логистикой.

Так, выделение земли происходило по общим правилам их отчуждения - через аукцион. А это потребовало немалых дополнительных затрат, в том числе платы за право заключения договора аренды земельного участка, расходов на подготовку и проведение аукциона и необходимой для этого документации, возмещения собственнику убытков, причиненных изъятием земельного участка, а также потерь сельскохозяйственного производства. Кроме того, Воложинскому райисполкому нужно было выделить 1,5 млн. долл. на развитие социальной инфраструктуры.

Безусловно, у иностранного инвестора возник закономерный вопрос: не слишком ли много надо платить только за право начать важную для государства деятельность?! Может, стоит подождать, когда ТЛЦ заработает. Тогда увеличится привлекательность региона для предпринимательской деятельности, а это в свою очередь станет фактором, способствующим развитию социальной инфраструктуры района. Одновременно увеличатся налоговые отчисления в местный бюджет: согласно проведенным расчетам это не менее 200 млн. руб. в месяц.

Как ожидалось, эти искусственные препоны будут устранены после принятия Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию логистической деятельности в Республике Беларусь», который в настоящее время находится на повторном рассмотрении. В частности, предусматриваются предоставление земельных участков без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды, освобождение от возмещения убытков землепользователям, а также потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства. Но не получится ли так, что первопроходцы окажутся в худших условиях, чем инвесторы, которые получат участки после принятия Указа? Если такое произойдет, то он войдет в противоречие с принципом предоставления равных условий хозяйствования субъектам предпринимательской деятельности. Условия должны быть изменены и для них.

Еще одной существенной проблемой, препятствующей развитию ТЛЦ, является высокая стоимость кредитных ресурсов. Участники заседания высказали недоумение: как получается, что используя иностранные кредитные линии, белорусские банки повышают процентные ставки с 4 до 20-25%? Естественно, что при таких дорогих ресурсах любое кредитование становится нецелесообразным. Со своей стороны иностранные банки готовы предоставлять дешевые займы только белорусским банкам. Но внутри республики дешевые кредиты одним оборачиваются высокой процентной ставкой для других субъектов хозяйствования.

В республике предусмотрено льготное кредитование придорожного сервиса. А ведь ТЛЦ могли бы дать гораздо больший экономический эффект, чем любые другие объекты, расположенные на магистралях. По мнению участников заседания, в упоминавшемся Указе Президента можно было бы предусмотреть норму о предоставлении кредитов для создания ТЛЦ на срок до пяти лет по приемлемым ставкам, например 5% в рублях с обязательной долей собственного участия кредитополучателя. Это дало бы возможность оживить деятельность в этой сфере.

Однако, как заметил председатель Ассоциации белорусских банков Феликс ЧЕРНЯВСКИЙ, экономика отечественных финансово-кредитных учреждений отягощена выдачей и обслуживанием льготных кредитов, перечень которых велик. Выходом могло бы стать создание специального банка реконструкции и развития, работающего на принципе бесприбыльности и пользующегося поддержкой государства.

Но вряд ли это возможно осуществить в короткие сроки, на что обратил внимание член Совета БНПА Александр КОВТУНЕНКО. Более реально создание консорциума банков специально для решения задачи кредитования логистических проектов. Такой «пул» мог бы, привлекая иностранные займы, устанавливать щадящие процентные ставки.

Эту идею поддержал и председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский.
На заседании высказывались и другие интересные предложения. Так, директор института экономики НАН Беларуси Петр НИКИТЕНКО отметил, что в республике необходимо организовать корпоративный орган, который на рыночных условиях занимался бы продвижением проектов транспортной логистики. Было бы разумным, если бы в него вошли и банковские структуры.
Председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики Елена ИЛЬИНА предложила не сбрасывать со счетов уже созданную инфрастуктуру: в Беларуси, согласно статистическим данным, в расчете на 1 жителя имеется 2 кв. м складских помещений. Но, безусловно, эти мощности необходимо модернизировать. Инвесторами могли выступить транспортные и экспедиторские компании, а также предприятия-грузовладельцы.

Ее поддержал генеральный директор СООО «Космос ТВ» Вячеслав ЮХНОВИЧ, обратив внимание на склады системы государственных резервов, которые по большей части сейчас не нужны. На их базе можно было бы без больших инвестиций создать ТЛЦ.

Важную проблему поднял директор предприятия «Белаквафильтр» Сергей БАРАСЬЕВ. Он заметил, что мало построить ТЛЦ, необходимо провести работу по привлечению белорусских производителей к пользованию этими складскими мощностями. Причем речь идет не только о крупных, но также о средних и малых предприятиях. Многие используют импортные комплектующие изделия, что позволяет резко поднять технический уровень и качество выпускаемой продукции. При этом крупные зарубежные компании готовы приблизить сбыт своих изделий к Восточной Европе, участвуя в создании ТЛЦ. На это претендуют Россия и Украина, но могла бы сказать свое слово и Беларусь. Для этого нужно создать привлекательные условия, в том числе уменьшить налоговое бремя, а также отказаться от различного рода неналоговых платежей, которые уменьшают прибыль предприятий.

В любом случае, надо действовать, иначе часто произносимая фраза об «удобном географическом положении Беларуси» останется разве что в школьных учебниках. Надо довести до ума хотя бы один проект, скажем, тот, который начат под Раковом. Сегодня же результаты неутешительны: литовский партнер заявил о своем желании выйти из состава участников, обосновав этот шаг тем, что в рамках белорусского законодательства проект экономически невыгоден. Ведется поиск новых инвесторов, а пока ООО «Белинтертранс», как говорится, «самотужно», испытывая острый дефицит финансов, осуществляет работы на объекте.

Руководитель предприятия В.Довнар заметил:

- Опыт наших соседей говорит о том, что развитие логистики - это комплексная задача, включающая построение открытой рыночной экономики, создание привлекательного бизнес-климата, упрощение таможенных и других процедур. Чтобы привлечь и обслужить в соответствии с международными стандартами дополнительные транзитные грузопотоки, национальная транспортно-логистическая система должна стать конкурентоспособной. И на эту цель нужно работать буквально всем государственным органам страны.