Логистические центры: особенности и развитие

Алексей ГЕРМАЦКИЙ, кандидат технических наук, доцент БГЭУ, доцент кафедры логистики и ценовой политики

В последние годы некоторые производственные фирмы часть коммерческих операций стали осуществлять через логистические центры. О логистических центрах ходит много разговоров, но к сожалению, пока нет единого подхода к определению их назначения и структуры.

В связи с этим предлагается классификация логистических центров, которая должна разрешить многие спорные вопросы и упростить процесс их внедрения.

Логистические центры делятся на две основные группы: по принадлежности и по назначению.

По принадлежности логистические центры подразделяются на:

- фирменные, создаваемые отдельными предприятиями для обеспечения собственной коммерческой деятельности;

- отраслевые, которые организуются группой предприятий одной отрасли для реализации общих коммерческих интересов;

- региональные, предназначенные для обеспечения коммерческой деятельности предприятий, расположенных в одном регионе.

В зависимости от назначения логистические центры могут быть:

- закупочными;

- распределительными;

- закупочно-распределительными.

Самыми многочисленными являются фирменные логистические центры. Их открытие обусловлено коммерческими интересами предприятий, имеющих устойчивое положение на рынке и стремящихся развить свой успех.

При значительных объемах реализации собственной продукции на внутреннем рынке такие центры целесообразно создавать даже в каждом областном центре, обслуживая потребителей, расположенных на территории данной области.

Особую роль фирменные логистические центры играют при осуществлении международных торговых операций. В этом случае они располагаются на территории иностранных государств, выполняя также представительские функции.

Они становятся информационно-аналитическим центром предприятия за рубежом, располагаются вблизи иностранных потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно реализацией продукции, а также обеспечением своевременной оплаты.

Структура таких логистических центров разнообразна и зависит от размера предприятия. На небольших предприятиях с численностью работающих до 600 человек это может быть небольшая группа специалистов-логистиков из 2-3 человек. Но они должны иметь соответствующую квалификацию. На крупных производственных предприятиях, где работает более 600 человек, это подразделение может иметь штат в 5-6 человек, с персональными компьютерами на каждом рабочем месте, объединенными в локальную сеть через Интернет.

Главное преимущество фирменных логистических центров - они сравнительно дешевы. Кроме того, защищают интересы своего предприятия и не несут опасности нарушения коммерческой тайны, так как в них работают сотрудники, состоящие в штате предприятия.

Основная трудность при создании такого логистического центра- острейший дефицит кадров высшей квалификации. Здесь недостаточно просто профильного высшего образования. Необходимы теоретические и практические знания во многих смежных областях, опыт в бизнесе.

Фирменный логистический центр кроме финансовых потоков отслеживает и качественные характеристики продукции, проходящей через его зону. Это связано с тем, что на него часто возлагают функции послепродажного сервиса.

При открытии фирменного логистического центра на самом предприятии могут быть ликвидированы коммерческие службы. Они полностью переносятся в логистический центр, обладающий статусом юридического лица. Такой логистический центр целесообразно располагать в свободных экономических зонах, имеющих существенные налоговые льготы, и он будет закупочно-распределительным.

В этом случае предприятие занимается только производством. Логистический центр закупает сырье, передает его предприятию на переработку в давальческом режиме, забирает готовую продукцию и занимается ее реализацией.

Со временем фирменный центр укомплектовывается высококвалифицированными кадрами, налаживает торговые связи, полностью осваивает свою зону действия, и его работники начинают осознавать необходимость и возможность расширения бизнеса. Но емкость рынка такова, что его можно наполнять товарами своего производства только до определенного предела.

Для устранения этого недостатка возможно постепенное преобразование фирменного логистического центра в отраслевой, который будет представлять коммерческие интересы не одного предприятия, а группы предприятий, выпускающих сходную продукцию. Для этого у них должны сложиться общие коммерческие интересы, потому что такая продукция будет с большей эффективностью реализовываться через один отраслевой логистический центр за счет увеличения ассортимента. Например, продукция таких предприятий как «Коммунарка», «Спартак», «Слодыч» и др. хорошо согласуется в ассортиментном перечне и имеет одних потребителей.

Отраслевой логистический центр - более крупное предприятие и, как правило, является закупочно-распределительным. При значительных объемах закупок и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках такие центры целесообразно открывать как в республике так и за рубежом.

Важную роль отраслевые логистические центры играют при осуществлении международных торговых операций. В этом случае они являются информационно-аналитическим центром группы предприятий за рубежом, располагаются недалеко от крупных центров потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно ее реализацией, а также обеспечением своевременной оплаты.

Структура таких логистических центров, как правило, рациональна и зависит не от размера предприятий, а только от уровня развития отрасли.

Главное преимущество отраслевых логистических центров - низкая стоимость содержания и высокая отдача. Они защищают интересы не одного предприятия, а сразу нескольких.

В этом случае нет серьезных трудностей при подборе кадров высшей квалификации. Здесь удается собрать специалистов профильного высшего образования с необходимыми теоретическими и практическими знаниями во многих смежных областях и имеющими хороший опыт в бизнесе.

Когда специалистами различных отраслей экономики накоплен достаточный опыт организации и работы фирменных и отраслевых логистических центров и возникает потребность действовать на рынке сообща, возможно создание более крупных предприятий - региональных логистических центров. Они представляют коммерческие интересы обширной группы предприятий, имеющих общую территориальную принадлежность.

Это крупные, хорошо оснащенные логистические центры, предназначены для оказания логистических услуг предприятиям региона на коммерческой основе. Спектр их услуг обычно широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений. Они специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных предприятий и оказания сопутствующих услуг. За счет этого себестоимость у них невысокая, а следовательно, и тарифы могут быть вполне приемлемыми.

Региональные логистические центры выгодно размещать в странах с перспективным рынком, в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей продукции, так как это позволяет существенно уменьшить транспортные расходы.

В развитых странах почти весь оборот внешней торговли и большая часть внутреннего товарооборота осуществляются через региональные закупочно-распределительные логистические центры. Через них в страну поступает в значительном объеме иностранная валюта, а собираемые налоги являются весомым вкладом в бюджет. Правительства заинтересованы в их успешной деятельности и оказывают им поддержку. Это проявляется в виде участия в финансировании строительства и эксплуатации региональных логистических центров.

Региональные логистические центры более перспективны, чем фирменные и отраслевые. Через них проходит больший объем информации, управляя и оптимизируя которую, получают значительный экономический эффект.

Современные методы защиты почти гарантируют от утечки конфиденциальной информации, даже размещенной в едином информационно-аналитическом центре. Предприятия, пользующиеся региональными логистическими центрами, сохраняют в своем штате небольшие аналитические группы для оперативной связи с ними, для анализа информации получаемой от них и подготовки принятия решения.

Основной источник финансирования деятельности регионального логистического центра - плата за оказываемые услуги. Для привлечения клиентов устанавливаются низкие тарифы. Но за счет оборота их эксплуатация является высокодоходным бизнесом. Вторая статья доходов - средства от сдачи в аренду помещений, земельных участков, интернет-сайта, от рекламы.

Управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в логистическом центре, осуществляет Информационно-аналитический центр с правами представительства, где работают высококвалифицированные менеджеры-логистики. В центре - самые современные ПК, объединенные в локальную сеть. Основу программного обеспечения составляет система автоматизированного управления. В ней - банк данных, относящийся к логистической системе. Одним из видов работ такого центра является обслуживание специально созданных сайтов в Интернете, где находится вся информация о товарах, производимых в регионе. На них же оформляется большинство заказов и через них идет оплата.