Священник Андрей САВРИЦКИЙ

28 августа вся Православная Церковь замирает в трепете приближения светлого и таинственного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Во многих западных странах он называется Вознесением Марии и является общенациональным торжеством и нерабочим днем. В честь праздника названа столица Парагвая город Асунсьон (Asunciуn по-испански - Успение).

Праздник Успения - один из самых неожиданных для светского миропонимания. Разве можно праздновать смерть? Но славянское слово «успение» означает и сон, и успех, и спелость. И смысл праздника в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. Нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?», - говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение» (Фил 1,21 ). Успение иногда называют Богородичной Пасхой, а само это слово показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь.

Успение - один из самых любимых славянских праздников со времени святого князя Владимира. Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь посвящены Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Успенский собор московского Кремля на протяжении многих столетий являлся главным храмом Русской Православной Церкви. В нем венчались на царство все русские цари и императоры, возводились на патриарший престол предстоятели Церкви. Во многих регионах можно встретить такие топографические названия: Успенское, Успенье, Успенка. А фамилия Успенский - одна из самых распространенных.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви с древних апостольских времен. Упоминания об Успении есть в текстах, приписываемых Дионисию Ареопагиту (I в.). Во II в. сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо содержатся в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV в. на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Оно впоследствии было подробно изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV в.

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда император Маврикий (592-602 гг.) повелел праздновать Успение 15/28 августа. Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них - Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены Богоматери. Маврикий сделал праздник более торжественным. Начиная с VIII в. имеются многочисленные свидетельства, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам Она утверждала Христианскую Церковь своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайным. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы она пребывала в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, предпринятого Иродом на юную Церковь Христову, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 г. удалилась в Ефес, где проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову.

Святой Епифаний и Никифор Каллист пишут, что Богородица была роста немного выше среднего, со светло-русыми волосами, ясными глазами цвета маслин. Дивной красоты - подтверждают все свидетельства, добавляя, что она обладала простотой и совершенным смирением.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. В то время ей было уже 72 года. Дни и ночи Она проводила в молитве об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устраиваемых апостолами в разных странах. Она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещению Богородицей святого места и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь, которую повелел нести перед гробом. Она с радостью приняла это известие, так давно ждала встречи с Божественным сыном.

Мария вызвала апостолов и учеников Христа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. Дом, в котором находилась Пресвятая Дева, наполнился молитвами и фимиамом. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, по словам святого Иоанна Дамаскина, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали об их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. В это время также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и устроили погребение Матери Господней.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа. Внезапно воссиял Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Верх помещения исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». И, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога. Все были в несказанной печали, но Матерь Божия утешала, обещая не оставлять их и после Своей кончины.

Апостолы похоронили тело Девы Марии в Гефсиманском саду - там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. При погребении совершилось много чудес. Больные, прикоснувшись к Ее одру, исцелялись. По преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные торжественным погребением, донесли обо всем происходящем иудейским начальникам, которые немедленно решили разогнать шествие, а тело Богоматери предать поруганию. Когда воины бросились на шествие, совершилось чудо: облачный венец, парящий над телом Богоматери, опустился к земле и как бы стеной оградил погребальное шествие. Тем не менее, один из иудейских священников, по имени Афоний, воскликнув: «Вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорявшего закон наших отцов», - бросился к одру Богоматери с целью опрокинуть его. Но как только он коснулся одра, Ангел невещественным мечом отсек ему обе руки. В ужасе Афоний упал на землю с криками: «Горе мне! Горе мне!».

Тогда апостол Петр, остановив шествие, сказал Афонию слово вразумления и добавил, что исцелить раны может только Христос, если Афоний всем сердцем уверует в него. Афоний, видя во всем случившемся действие Самого Бога, воскликнул: «Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира Христос!». Затем он обратился с молитвой к Пречистой Деве, а когда приложил обрубки к своим прежним рукам, те немедленно приросли обратно, остался только тонкий шрам в напоминание о нечестии.

После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален этим, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и так убедились в Ее чудесном телесном вознесении на небо. Апостолы возвратились домой и стали молиться Богу, чтобы Он им открыл, что сталось с телом. И по их молитвам произошло чудо.

Внезапно апостолы услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, они увидели в воздухе Богоматерь в сиянии небесной славы в окружении Ангелов. «Радуйтесь! - сказала Она апостолам. - Я с вами во все дни; всегда Я буду вашей Молитвенницей перед Богом». Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Существует удивительной красоты и проницательного смысла икона в честь этого праздника. В центре ее изображается сияющий во славе Христос, а в Его руках - душа Богоматери в образе ребенка, символизирующего новое рождение на небесах.

Над пещерой-усыпальницей Божией Матери в Иерусалиме со временем был воздвигнут величественный храм, в котором до сего дня хранится высеченный из камня гроб Богородицы. Многочисленные паломники стремятся поклониться этому месту и помолится Пречистой Деве за своих родных и близких.

Каждый человек боится смерти, страшится и мысли о ней. Это понятно: смерть неестественна для человека. Бог, создавая первых людей, творил их не для того, чтобы они умерли. Смерть после грехопадения первых людей стала уделом всего человечества. Иисус Христос, по свидетельству Евангелия, тоже пережил тяжкие душевные страдания, «скорбел смертельно» перед распятием на кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от смерти, воплотился Сын Божий. Он прошел весь путь человека до конца, после смерти Своей душой сошел во ад и разрушил его оковы.

После Воскресения Иисуса Христа смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое произойдет при Втором пришествии в мир Спасителя. Кончина Божией Матери и стала примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Богом.

Святая Церковь стремится и в нас вселить правильное отношение к смерти, называя умерших усопшими, т.е. уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он смотрит на смерть как на сон перед пробуждением в вечности.