Законы Комаровского рынка

Владимир СВЕРКУНОВ

Рынок останется базаром, если оставить его во власти стихии. Вдумчивое, ненавязчивое и аккуратное регулирование вполне уместно даже там, где в наибольшей степени действуют законы свободной торговли.

Кому торговать на рынке?

Директор торгового коммунального предприятия «Минский Комаровский рынок» Станислав ИОДИС считает, что за последние годы заметно изменился облик крупнейшей торговой площадки республики, стиль работы продавцов, однако это не затронуло главного - законов свободной купли-продажи.

- Кто-то склонен в последнее время сравнивать Комаровку с гипермаркетом, - замечает он. - Но это совершенно не так. Конечно, рынок в последние годы приобрел совершенно другой облик. Но в отличие от супермаркета, где продажа производится одной компанией-продавцом, у нас могут торговать и индивидуальные предприниматели, и физические лица, имеющие излишки сельскохозяйственной продукции, - для этого достаточно арендовать торговое место. По-другому происходит и формирование цен. В магазинах к закупочной стоимости прибавляется розничная надбавка, у нас же она складывается исходя из рыночной конъюнктуры.

И хотя правила торговли на рынках четко регламентированы правительством, здесь порой происходят такие же явления, как и на «большом» экономическом пространстве. Каждый набравший силу торговец, безусловно, стремится развить свой бизнес, т.е. арендовать большее количество торговых мест.

- Однако если администрация не будет регулировать этот процесс, положение рано или поздно может сложиться не в пользу производителей сельскохозяйственной продукции, - говорит Станислав Антонович. - Чтобы этого не происходило, а также с целью не допустить обвинений в том, что у жителей села нет возможности торговать, мы не заполняем все места, и часть их держим в резерве именно для сельскохозяйственных производителей - и на крытом рынке, и в сезонных рядах. Поэтому случаев, когда кто-то приехал из деревни и был вынужден вернуться обратно, не бывает. Кроме того, на сезонной части мы увеличили число мест на 120, но если и их не хватает, то размещаем приставные столы.

Однако в последнее время интерес к торговле у тружеников села стал угасать. Ведь для того чтобы продать продукцию, нужно привезти ее в столицу, получить разрешение лаборатории, арендовать место и целый день простоять, не будучи уверенным, что весь товар удастся реализовать. Потому что торговать надо уметь и даже иметь определенный талант! Нередко случается, что зарезервированные для селян места пустуют, а предприятие, соответственно, недополучает выручку от аренды.

- Мы сами пытались заинтересовать производителей - торгуйте на нашем рынке, - отмечает С.Иодис. - Рассылали письма в облисполкомы, информируя о том, что есть свободные места, которые могут занять колхозы или райпотребсоюзы. Вначале подействовало: представители села приехали, выставили хорошие цены, которые привлекли покупателей. Но, к сожалению, «запала» у большинства хватило только на два-три раза, системой такая работа с сельскохозяйственными производителями не стала.

Возможно, партнеров отпугнула жесткая многоуровневая система контроля за качеством предлагаемых к продаже продуктов питания. Они проверяются по самым различным параметрам, в том числе на содержание нитратов, радионуклидов, других небезопасных веществ. Ветеринарная лаборатория, в которой работает 36 специалистов с высшим медицинским образованием, оснащена лучше любого другого подобного подразделения в Минске. Сейчас, например, проводится дополнительная проверка свинины на наличие вируса А/Н1N1. Кроме того, сотрудники рынка и лаборатории постоянно обходят торговые места, чтобы убедиться в том, что на прилавки не попала непроверенная «левая» продукция. Одновременно контролируется санитарное состояние рынка, а также соблюдение правил торговли: если выявляются случаи обсчета или обвеса, то торговцы немедленно лишаются права аренды. Покупателям не надо долго искать работников администрации, чтобы высказать свои замечания или претензии: они носят фирменную одежду, которая хорошо заметна издалека. Это - тоже черты цивилизованности и заботы о покупателях, которым следует руководство рынка.

Как влиять на цены?

Чтобы все-таки помочь жителям села в реализации продукции, администрация рынка организовала бюро торговых услуг, которое стало закупать продукты непосредственно у сельскохозяйственных производителей для последующей продажи на рынке через собственную розничную сеть.

- Таким шагом мы решили две важные задачи, - объясняет Станислав Антонович. - Во-первых, стало удобно тем, кто располагает небольшими объемами продукции и не хочет целый день стоять на рынке. Причем деньги выплачиваем сразу. Конечно, мы учитываем свою розничную надбавку, но зато люди экономят время и гарантированно получают деньги. Во-вторых, такая торговля дает возможность влиять на цены, складывающиеся на рынке. Должен заметить, что хотя они формируются стихийно, и в этом особенность предприятий, подобных нашему, в случае, если по каким-то причинам произойдут скачки цен, с администрации спрашивает руководство города. Но у меня же нет административных методов воздействия на ценообразование. Другое дело - экономические рычаги. Когда мы стали развивать свою розничную сеть, то заключили договоры с СПК и фермерскими хозяйствами и начали серьезно торговать, например, овощами, причем высокого качества. При этом цены были как минимум на треть ниже, чем в целом по рынку. Скажем, сейчас, когда все продают морковь и капусту по 2 тыс. руб. за 1 кг, наша розница - по 1,2 тыс. Конечно, мы рискуем. Ведь торговцы до обеда держат высокие цены, а потом сбивают их ниже нашей и распродают товар, «переманивая» покупателей. Но это, я считаю, нормальная конкуренция, от которой выигрывают посетители рынка.

Конечно, полностью предприятию не удается «перебивать» цены, но все же собственная розница оказывает существенное влияние на других торговцев. Некоторые из них после первого опыта реализации признавались, что ждали, когда же закончится «дешевая» продукция. Но администрация очень серьезно отнеслась к этому делу: были оборудованы склады для того, чтобы товары поступали бесперебойно. А когда торговцы видят, что у соседних «точек» скапливаются очереди, а к ним никто не подходит, то начинают быстро постигать «уроки» ценообразования.

Предприятие продолжает увеличивать количество своих торговых мест, хотя администрация прекрасно понимает, что в данном направлении есть определенный предел. Сейчас горисполком рассматривает вопрос о передаче Комаровке расположенного неподалеку убыточного магазина «Золотая осень». Если решение будет принято, планируем там организовать продажу овощей и фруктов, кондитерских изделий, а это усилит влияние на ценообразование не только на рынке, но в близлежащих торговых точках. Между прочим, мониторинг столичных рынков показал, что самые дешевые продукты питания продаются именно на Комаровке.

Несмотря на то что рынок расположен в центре Минска, ставки арендных платежей, которые вносят торговцы, здесь также одни из самых низких в городе.

- Конечно, торговцы всегда хотят, чтобы арендная плата была как можно ниже, - говорит С.Иодис. - Мы периодически встречаемся с индивидуальными предпринимателями, предоставляем им расчеты по каждому торговому месту. Дело в том, что они неравноценны, поэтому применяются коэффициенты в зависимости от расположения, а также группы продаваемых товаров. После девальвации белорусского рубля нашли возможность не увеличивать резко арендную плату, для чего снизили эксплуатационные расходы. И торговцы, в свою очередь, стараются устанавливать невысокие надбавки, что тоже благоприятно отражается на ценах. В целом же обстановка на рынке довольно спокойная, предприниматели и сельскохозяйственные производители знают, что всегда найдут понимание у администрации Комаровки.

Каким будет «завтра»?

Развитие собственной розничной торговли и разумная политика в отношениях с торговцами дают возможность получать неплохую прибыль, а это хорошее подспорье для развития рынка, который не так давно был заметно обновлен. Проведена реконструкция крытой части, построены магазины, где продают свои товары отечественные производители, сооружены современные сезонные торговые ряды с привлекательными пластиковыми навесами, а также павильоны для торговли рыбными изделиями. Кстати, планируется в ближайшее время оснастить их более совершенным холодильным оборудованием.

Но не все удалось тогда сделать, поэтому сейчас руководство рынка продолжает его модернизацию. Проект одобрен горисполкомом, однако осуществить его, как говорится, в один присест проблематично из-за нехватки средств. Поэтому работу разделили на несколько этапов. В первый войдут объекты общественного питания, и он уже реализуется предприятием на собственные и кредитные средства. Их понадобится 2-2,5 млрд. руб., а окупится проект за 1,5-2 года.

- Создание полноценной сети общественного питания - одна из главных наших целей, - говорит С.Иодис. - К сожалению, сегодня на рынке посетителям почти негде поесть, не говоря уже о том, чтобы посидеть и отдохнуть в приятной обстановке. Уже закончены строительные работы по сооружению кафе «Любавушка» с двумя залами общей вместимостью 80 посадочных мест. На очереди - бистро, где планируется реализовать принципы быстрого питания в формате «открытой кухни». Эти заведения будут иметь вход с фасада рынка и смогут обслуживать не только его посетителей и тех, кто торгует, но и всех жителей и гостей столицы. Хотя Комаровка закрывается в 7 ч вечера, ее общепит будет работать и позже. Всем, у кого были торговые места там, где ведется строительство, администрация предложила равноценные на втором этаже крытого рынка.
Над входной частью сезонного рынка будет сделана надстройка, где разместится ресторан. А на том месте, где сегодня продают семена, - оборудовать небольшие магазинчики-бутики. Есть также намерение убрать киоски, которые торгуют бакалейными товарами - они, по мнению руководства рынка, морально устарели и портят его облик. Там тоже планируется оборудовать современные торговые точки с большими стеклянными окнами-витринами. Причем здесь, возможно, будет организована и продажа овощей и фруктов, поскольку на сезонном рынке в зимнее время года торговать ими при определенных температурах запрещено. Есть замысел снести старое здание гаража, а на его месте построить двухэтажный корпус и соединить его галереей с крытой частью рынка. Там предполагается разместить дополнительные торговые площади, а обширный подвал использовать в качестве складских помещений.

Эти объекты войдут во второй этап модернизации. Но в одиночку его предприятию не осилить, поэтому оно надеется на помощь городских властей.

Но ведется и невидимая большинству посетителей модернизация рынка. Речь идет о подвальных помещениях, которые используются для хранения продукции, они занимают 3 тыс. кв. м. Раньше здесь были общие холодильные камеры - целые залы, куда торгующие помещали свои контейнеры. Администрация отказалась от такого «коммунизма», который, кстати, не одобряли и сами торговцы, настаивая, чтобы их товары хранились отдельно. Это пожелание было учтено: хранилище переоборудовали под индивидуальные холодильные камеры панельного типа. Правда, для самых мелких торговцев оставили две общие камеры. Оказание услуг по хранению товаров также приносит предприятию доход.

- Конечно, основную выручку дает аренда торговых мест и площадей, - говорит Станислав Антонович. - Но в то же время мы подтягиваем общепит и розницу. Если раньше в структуре доходов они занимали 13%, то сейчас этот показатель достиг 23%. И мы намерены довести долю данного сектора до трети. Будем развивать кондитерский цех, где сами выпекаем хлебобулочные изделия, которые очень популярны. Достаточно сказать, что перед Пасхой, чтобы купить «комаровские» куличи, люди занимали очередь задолго до открытия рынка, хотя подобную продукцию можно было без проблем приобрести в любом супермаркете. Намерены также переоборудовать кондитерский цех, установив туда экономичные современные печи.

Уцелеют ли рынки?

Растет и доля предоставляемых услуг, спектр которых постоянно расширяется. Например, сегодня все торговцы одеты в одинаковую униформу, которую предприятие заказывает централизованно. Есть такие услуги, как разруб мяса, предоставление весов. В последнее время все механические приборы для взвешивания заменены электронными. Это значительно сужает возможности злоупотреблений, в частности, обвешивание покупателей. Кроме того, работники администрации несколько раз в день контролируют, как работает эта техника. Причем весы не нужно сдавать, они установлены на рабочих местах и надежно закреплены, а на ночь просто закрываются чехлами. Сегодня это можно делать, поскольку рынок перестал быть «проходным двором» - его огородили металлическим забором, и в нерабочее время посторонние проникнуть сюда не могут, так как кроме этого существует и круглосуточная охрана. Ввели и такую услугу как доставка обедов на торговые места: каждый может заказать блюда из предлагаемого меню. Причем цены очень приемлемые - в пределах 6-7 тыс. руб. Эту практику администрация намерена распространить и на близлежащие торговые комплексы: «Зеркало», «Атлантик» и «Монетка».

На рынке работает детская комната, в которой бесплатно можно оставить ребенка и спокойно делать покупки: малышом займутся воспитатели. В праздники на рыночной площади устраиваются народные гуляния с выносной торговлей, участием духового оркестра, эстрадного ансамбля или детского коллектива. Администрация приобрела новую звуковую аппаратуру и планирует устанавливать разборную сцену для музыкантов.

Все эти преобразования сделали рынок современным торговым предприятием, где продавцам удобно работать, а посетителям - делать покупки. Но возникает вопрос: насколько жизнеспособна такая форма торговли? Ведь в большинстве экономически развитых стран рынки, утратив свое значение, где-то закрылись, а где-то превратились в оптовые. А если там и проводятся ярмарки, то они скорее носят характер зрелищного мероприятия. Например, в немецком Гамбурге крупнейший в Европе рыбный рынок превратился в симбиоз шоу, где бесплатно выступают рок-группы, и торговли всякой всячиной, среди которой рыбы совсем немного. И длится такое «представление» не более 5 ч в неделю.

В то же время, как отметил Станислав Антонович, практически все иностранные делегации, приезжающие в Беларусь, обязательно посещают Комаровский рынок. Для них это во многом - шок: они потрясены тем, что можно на таком высоком уровне организовать рыночную торговлю.

- Если и мы отойдем от формы рынка, то тем самым лишим производителей, особенно мелких, возможности торговать, - считает он. - Ни один супермаркет не возьмет на продажу, скажем, 10 мешков картошки. Да и более крупным производителям продукции не всегда выгодно иметь дело с торговыми сетями, которые диктуют условия: в частности, навязывают длительную отсрочку платежей и тем самым лишают предприятия возможности пользоваться своими средствами. На рынке они получают деньги немедленно и сразу могут пустить их в оборот. Это преимущество оценили те белорусские предприятия, которые открыли у нас свои фирменные магазины на втором этаже крытого рынка и в павильонах, расположенных в сезонной части. Конечно, все они имеют торговые точки в других частях города, но на Комаровке, через которую ежедневно проходят десятки тысяч людей, продажи идут намного интенсивнее.

Так что на вопрос, нужен ли рынок в центре столицы, горожане, что называется, «голосуют» ногами, приходя сюда, принося деньги и забирая взамен свежие качественные продукты.

УП «Минский Комаровский рынок»
220100, г. Минск, ул. В. Хоружей, 8
Тел. приемной: 292-66-08, факс: 292-56-06
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.