Как продать произведенное?

Виктория ТАРАН

За последние пять лет легкая промышленность нашей республики потеряла белорусский рынок ровно наполовину. Поэтому сегодня ей приходится наверстывать упущенное: восстанавливать взаимоотношения с торговыми организациями и вновь завоевывать отечественного покупателя.

Предприятиями концерна «Беллегпром» выпускается 80% продукции легкой промышленности, производимой в нашей республике, в том числе различных видов тканей, трикотажных и ковровых изделий, кожаной обуви, фарфоро-фаянсовой посуды - от 85 до 99%, чулочно-носочным изделиям - около 65%, кожевенных товаров и искусственного трикотажного меха - 100%. Объем производства продукции концерна в сопоставимых ценах за 2008 г. превысил 3,1 трлн. руб.

За четыре месяца 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года производство ковров и ковровых изделий увеличилось на 6,3%, ниток швейных - на 20, чулочно-носочных и трикотажных изделий для детей соответственно на 5,6 и 12,8, фарфорофаянсовой посуды – на 4,7%. В то же время объем промышленной продукции в сопоставимых ценах составил 89,5, а потребительских товаров - 93,7%,

Произвести и продать

- Организациями концерна выпускаются изделия более 5 тыс. артикулов и моделей, в том числе порядка 3 тыс. - одежды, 1,7 тыс. - обуви. Но товар важно не только произвести, но и подать, - отмечает первый заместитель председателя Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности Владимир АСТРОВСКИЙ. - На складах скопились большие запасы (238% к месячному объему выпуска, - Ред.). Однако к августу-сентябрю складские резервы планируется уменьшить до 180%. Насколько это реально - покажет время.

В конце прошлого года между Беллегпромом и Министерством торговли было заключено соглашение по поставкам в 2009 г. потребительских товаров организациями, входящими в состав концерна. Уже в феврале на совместном совещании в Минторге специалисты рассмотрели вопросы насыщения внутреннего рынка и продолжили конструктивное общение на оптовой выставке-ярмарке «БелТЕКСлегпром. Весна-2009».

В соответствии с достигнутой договоренностью на внутренний рынок планируется поставить 1,6 млн. пог. м льняных тканей, 3,5 млн. - хлопчатобумажных, 21,2 млн. пар чулочно-носочных и 17,7 млн. шт. трикотажных изделий, 3,6 млн. ед. продукции швейной промышленности, 4,3 млн. пар кожаной обуви.

За первые четыре месяца торговым предприятием республики фактически было отправлено 169,8% намеченного объема поставок хлопчатобумажных тканей, 137,1 - швейных изделий, 122,9% - кожаной обуви. Организации Минторга, по словам чиновника, полностью выполнили свои обязательства по согласованным поставкам, разве что кроме чулочно-носочных изделий: их было принято на реализацию 99, в том числе детских - 94,6%.

С организациями Белкоопсоюза ситуация несколько иная, особенно по детскому ассортименту. Например, кооперативная торговля смогла взять лишь 74% согласованного объема чулочно-носочных, 89,3 - швейных изделий, 95,5% - обуви.

- Закупка продукции предприятий концерна проводится организациями торговли и промышленности на ежегодных оптовых выставках-ярмарках «БелТЕКСлегпром» в апреле и октябре, - рассказывает В.Астровский. - Учитывая непростое время, предприятиям дается отсрочка платежа от 20 до 60 календарных дней. Для организаций оптовой торговли Белкоопсоюза предоставляется специальная скидка, которая позволяет им реализовывать товар по отпускной цене производителя. В ряде случаев продукция может доставляться за счет изготовителя. Кроме того, договорные условия предусматривают возврат непроданного товара, если фабричная упаковка не нарушена. Все эти шаги навстречу торговле уже дали положительный результат: на внутреннем рынке объем реализации по некоторым позициям был увеличен с 12 до 20%.

- В то же время мы видим, что без развития собственной товаропроводящей сети надежно работать на рынке нельзя, - продолжает В.Астровский. - С 2000 г. количество фирменных магазинов выросло с 99 до 320, и такие предприятия как «Элема», «Белвест», «Милавица», «Свитанак», «Марко» примерно половину своей продукции продают через собственную торговлю. В тех местах, где невозможно ее организовать, предприятия, входящие в состав концерна «Беллегпром» создают в крупных магазинах фирменные секции.

Помимо предприятий фирменной розницы в различных регионах республики открыто более 35 объектов оптовой торговли, которые позволяют максимально приблизить товар к месту продажи и упорядочить схемы товародвижения. Эти склады дают возможность торговле снизить транспортные издержки и осуществлять более частую закупку интересующей их продукции.

Ударили по ценам

По словам В.Астровского, на работе отрасли сказался возросший курс доллара: предприятия используют импортные красители тканей, оборудование, комплектующие, хлопок, шерсть, однако взвинчивать цены производители не стали. Некоторые из них даже пошли на снижение отпускной стоимости товаров. Например, на продукцию восьми убыточных организаций цены в среднем упали на 10-40%.

В то же время легкая промышленность не смогла найти контакта с индивидуальными предпринимателями, торгующими на вещевых рынках. А здесь продается значительная доля одежды и обуви. В чем причина? Как считает представитель концерна, работать предпринимателям с предприятиями Беллегпрома невыгодно потому, что они ограничены по ряду товаров торговыми надбавками в 30%. Поэтому они предпочитают брать на реализацию импортный товар, который реализуется со 100%-ной «накруткой». Все это приводит к тому, что импортная обувь покрывает потребности рынка республики на 50, а одежда - на 40%. Если же говорить о разумном пределе присутствия зарубежных товаров на нашем рынке, то их должно быть не более 20%. Только в таком случае интересы отечественных производителей не станут ущемляться импортными поставками, особенно по «серым» схемам.

Борьба за качество

Однако чтобы отечественный товар был конкурентоспособным на рынке, изделия должны быть качественными, изготавливаться на современном оборудовании по новым технологиям.
Активное техническое перевооружение на предприятиях легкой промышленности, находящихся в ведомстве концерна «Беллегпром» ведется уже три года. Его начали с текстильной подотрасли, поскольку направление это более капитало- и энергоемкое, а выпускаемая продукция служит основой для швейных и трикотажных фабрик концерна. В прошлом году приступили к модернизации РУПТП «Оршанский льнокомбинат», и в июне на этом предприятии введена линия котонизации по производству дешевых хлопкоподобных тканей из льна. Продолжается переоснащение РУП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», РУП «Гронитекс», которое специализируется на пряже, в планах - модернизация предприятия «Моготекс».

В 2008 г. инвестиции в основной капитал в целом по концерну превысили 150 млрд. руб., или 138,9% к 2007 г. Десятая часть суммы, или около 7 млн. руб. потрачена на закупку нового высокотехнологичного оборудования. В предыдущие годы эти расходы на оснащение не превышали 2%. В 2009 г. положительная тенденция сохранена: за четыре месяца на перевооружение ушло уже около 60 млрд. руб.

Инвестиции в оборудование позволяют предприятиям отрасли осваивать совершенно новые для белорусского рынка виды продукции. Например, ОАО «БЕЛФА» начало выпуск одеял, подушек, ковриков, чехлов для матрацев из трикотажного ворсового полотна овечьей шерсти с вложением полиэфирного волокна.

- Что же касается зарубежных инвестиций, то на ближайшие полгода все потенциальные вкладчики - турецкие, немецкие, итальянские - заняли выжидательную позицию, - описывает сложившуюся ситуацию В.Астровский. На данном этапе они изучают возможности предприятий концерна и рассматривают технологические вопросы. И все же положительный опыт по привлечению инвестиций у нас есть: создано совместное с российским партнером обувное предприятие «Мосты». В работе находятся еще несколько совместных проектов, которые, скорее всего, осуществятся к концу текущего года.