Знания не должны быть отвлеченными

Юлия ЗВОНАРЕВА

…Плохой хозяин растит сорняк, хороший - выращивает рис, умный - культивирует почву, дальновидный - образовывает работника.

Образование в условиях кризиса, как считают многие эксперты, - самое надежное вложение денег, которое окупится сторицей в более успешные времена. Понимают это и специалисты учебных заведений, между которыми обострилась конкуренция за потенциальных студентов и учащихся. Кто выиграет в этой борьбе на рынке образовательных услуг?

По мнению ректора Государственного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства торговли Республики Беларусь Наталии КОРОЛЕВОЙ, это зависит от многих факторов. Прежде всего, требуется не обучение «вообще», а нацеленность на конкретную сферу деятельности.

Это учебное заведение было создано в конце 1991 г. на базе Минского филиала Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов торговли (г. Киев). Однако только в конце прошлого года коллектив получил в оперативное управление здание. Сегодня в нем размещаются кафедра экономики, менеджмента и коммерческой деятельности, отделы повышения квалификации, маркетинга, международных программ обучения и туризма, а также библиотека и комфортабельные аудитории.

С 2005 г. институт является головным по всем направлениям повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов с высшим и средним специальным образованием для организаций отрасли торговли, общественного питания и сферы услуг. С 1991 г. на базе заведения повысили квалификацию свыше 35 тыс. руководителей и специалистов, более 1 тыс. человек прошли переподготовку.

- Мы предлагаем 7 экономических специальностей, обучение очень насыщенное и длится 18 месяцев, - говорит ректор. - А не так давно стали обучать еще и антикризисных управляющих. Хороших специалистов мы устраиваем на работу: предприятия торговли часто обращаются с просьбой подобрать нужного специалиста. И такие проекты - не редкость.

В этом году на базе института создан инновационный центр, через который проходят и внедряются новые разработки преподавателей. Все они имеют опыт работы в торговле, поскольку, по мнению Н.Королевой, сегодня важно предлагать слушателям то, что они смогут применить на практике. Поэтому все учебные программы базируются как на белорусском, так и на международном опыте. Слушатели института посещают преуспевающие организации торговли, общественного питания, сферы услуг для обмена опытом, встречаются с ведущими специалистами Министерства торговли Республики Беларусь и подчиненных ему структурных подразделений, для них проводятся мастер-классы, семинары-тренинги

Институт активно развивает международное направление, поэтому слушатели проходят специальные программы обучения с выездными практическими занятиями за рубеж. Не так давно для мерчандайзеров ювелирных магазинов была организована заграничная поездка, поскольку не секрет, что это направление в нашей республике требует кардинальных изменений. В ближайшем будущем планируется тур, который будет организован для специалистов банковской отрасли по продаже услуг физическим лицам.

- Мы активно используем в работе такую современную форму как тренинги, - говорит Н.Королева. - И стараемся сделать их узконаправленными - на конкретную категорию слушателей. Поэтому каждый семинар является отдельным проектом, а зарубежные поездки становятся логическим продолжением такого метода повышения квалификации. Из желающих набирается целевая группа, которая выезжает на обучение на 3-4 дня вместе с переводчиком и преподавателем. С принимающей стороны к группе присоединяются преподаватели, например, это могут быть представители Европейского института торговли Германии. После каждого дня проводится «круглый стол», где обсуждаются прошедшие события. Сейчас мы набираем группу, которая обучается гостиничному бизнесу. Им предлагается поездка в Турцию совместно с Ассоциацией отельеров города Анталья. За 4 дня они посетят гостиницы разных категорий «звездности», захватив такой сегмент общепита, как шведские столы. Кроме того, им будут читать лекции, планируется обсуждение за «круглым столом». По результатам таких поездок слушатели получают двойной сертификат, выданный нами и принимающей стороной.

Еще одно направление института - цикл семинаров по теории и практике ведения международных переговоров. Причем изучаются особенности поведения представителей разных стран и культур. Например, длительные переговоры с китайцами - нормальное явление: те хотят знать о своих партнерах как можно больше. К тому же в повседневной жизни они придерживаются принципов фэн-шуй. Поэтому не следует удивляться, если китаец внимательно рассматривают ваш офис или производственное здание. Еще нужно знать, какие подарки можно дарить китайской делегации, а какие - не стоит. Распространенная ошибка отечественных бизнесменов: гостям преподносят часы, а делать этого ни в коем случае нельзя! Выражение «дарить часы» по-китайски означает «отмерить срок», т.е. «довести до смерти». В этой стране отказываются и от некоторых подарков, чтобы не привлечь злых духов. Например, слова «четыре» и «смерть» в китайском языке звучат одинаково. Поэтому не следует дарить 4 предмета.

По заявкам организаций институт проводит тематические семинары, тренинги, практикумы, организует краткосрочные курсы для директоров, бухгалтеров, юристов, руководителей отделов продаж, других специалистов. Причем они рассчитаны не только на розничную торговлю, но и на оптовые продажи. Если не приобрести знаний, умений и навыков, иными словами, не научиться продавать, то неминуемо - затоваривание складов и убытки. Прошло то время, убеждена ректор Н.Королева, когда к производителям приходили и говорили: «дайте». Сегодня к клиенту надо идти самому и выстраивать партнерские отношения, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. Результат этого - постоянный доход и даже его рост.

- Раньше главным качеством руководителя считалось умение принимать стратегические решения, сегодня же время требует от него новых знаний, умений и навыков, поскольку бизнес стал глубоко психологичен, - продолжает Н.Королева. - Во время обучения мы помогаем человеку развить креативность, учим грамотно ставить задачи перед подчиненными, правильно их мотивировать, разрабатывать многовариантность переговоров, слушать и слышать, делегировать полномочия. На занятиях также обсуждаются проблемы конфликт-менеджмента, тайм-менеджмента, селф-менеджмента, прорабатываются типичные ситуации, приближенные к практике работы того или иного руководителя. В зависимости от пожеланий группы информация дается кратко или отдельными тренингами в полном объеме. Все вышеназванное по своей сути - это часть программы MBA, посвященная бизнес-администрированию: работе в многозадачном режиме. И, знаете, слушатели даже не хотят расходиться после занятий, настолько их увлекает обучение в форме «вопрос-ответ».

Кроме занятий в стенах института преподаватели практикуют и семинары за их пределами по всей республике, обучая, например, персонал на территории заинтересованных предприятий. Слушатели могут бесплатно получить индивидуальные консультации психолога, пройти тестирование на креативность, коммуникабельность, конфликтность и интеллект. Институт может также провести диагностику персонала организации на основе компьютерного тестирования на профессиональную пригодность.

Стоит добавить, что на рынке образовательных услуг институт конкурентоспособен по цене, поскольку является государственным учреждением. А после обучения слушателям выдаются дипломы государственного образца.

УО «Государственный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства торговли Республики Беларусь
220004, г. Минск, ул. Замковая, 33-209
Тел.: (017) 200-68-22, 200-25-65
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.gipkp.com