Приятного общепита!

Павел ВЛАДИМИРОВ

Несколько лет назад довелось побывать на городском празднике в Заславле. Весь центр города превратился в одну ярмарочную площадь, летний ветерок не успевал разгонять дымовую завесу от многочисленных мангалов…

Отстояли длиннющую очередь, взяли по порции шашлыка и мы. А когда попробовали, блюдо оказалось слегка обожженной сверху сырой свининой, которую невозможно было разжевать. Добро бы шашлык был из говядины - ее вполне можно есть «с кровью», но свинина-то просто обязана быть хорошо прожарена! Чтобы это знать, не нужно медицинского образования.

Когда нашли главную на этой торговой точке даму и попытались угостить ее шашлыком, заметив, что мясо опасно для здоровья, она ответила: «А вы посмотрите, сколько народа! Если мясо прожаривать, как вы говорите, нам его и до вечера не продать, а народ голодным останется».

Что же делать покупателю в такой ситуации, когда он приобретет продукцию общепита, явно плохо приготовленную? Ответы на эти и другие важные вопросы помогла найти Надежда ГИНЗБУРГ, врач отдела гигиены питания Минского зонального центра гигиены и эпидемиологии.

- Прежде всего надо было потребовать книгу отзывов и предложений и записать туда свои претензии, - сказала Надежда Валерьевна. - Если же отказывают, следует позвонить в наш Центр и оставить информацию о претензии. Мы выезжаем на место, берем пробы, исследуем. Принимать продукты на анализ от покупателя мы не можем, ведь нельзя исключить того, что кто-то из корыстных или других побуждений попытается «подставить» продавца. А звонят люди часто, особенно летом, когда можно перекусить на свежем воздухе.

В отделе гигиены питания работают всего три врача-гигиениста и три их помощника, - продолжает Н.Гинзбург. - Это на весь Минский район. А в нем нынче насчитывается 325 объектов общественного питания, не считая рыночных мест продажи съестных продуктов, которых порядка 6 тыс. Причем мелкие точки постоянно открываются и закрываются. Это и в городах, и в поселках, и в деревнях, и на пригородных автотрассах. Их деятельность регулируется «Гигиеническими требованиями к объектам общественного питания», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Эти правила должны исполняться всеми объектами общепита независимо от того, большой это ресторан или маленькая закусочная. Когда открываются такие объекты, их владельцы или руководители разрабатывают программу и схему производственного и лабораторного контроля. Весь ассортиментный перечень и набор необходимых документов согласовываются с нами, а также заключаются договоры с лабораторией. После этого предприятия общепита обязаны раз в месяц привозить на микробиологические исследования готовую пищу, которую они реализуют. Но бывает, что не всегда такая еда доставляется в лабораторию. А это уже - наказуемое административное правонарушение. К сожалению, подобных фактов достаточно много. Наша лаборатория даже составляет так называемый «черный список», попадание в который чревато внеочередными визитами санитарных врачей. Чаще всего грешат этим маленькие точки общественного питания, которые работают на рынках.

В зоне ответственности Минского зонального центра гигиены и эпидемиологии находятся такие крупные торговые площадки, как рынок «Экспобел», ТД «Ждановичи» и «Кольцо», где действует множество мелких точек общественного питания. К некоторым из них, особенно тем, которые торгуют блюдами восточно-азиатской кухни (типа небезызвестного кафе «Сайгон»), санитарные врачи уделяют особое внимание. Ведь претензий к качеству подаваемых там блюд и к чистоте - вернее, ее отсутствию - в залах прежде предъявлялось немало. Однако, как отмечает Надежда Гинзбург, в последние два года эти точки общепита значительно изменились в лучшую сторону. Во многих подобных кафе сделаны ремонты, переоборудованы производственные помещения. А то ведь раньше от владельцев очень трудно было чего-либо добиться: даже предъявления документов на продукцию и медицинских книжек работников. На все был один ответ - улыбка до ушей и «моя твоя не понимай!». Зато сейчас, похоже, эти господа пообжились в нашей стране, подучили язык и местные порядки, чему, надо полагать, весьма способствовали регулярно накладываемые на них санитарными службами штрафы. А они немаленькие: юридическим лицам - от 5 до 50 базовых величин, индивидуальным предпринимателям - от 2 до 20. Например, за обнаружение продуктов с истекшим сроком годности - сразу минимум 20 базовых в казну! Не так давно один из вьетнамцев получил предписание о закрытии своего заведения из-за проблем с производственным контролем и лабораторными исследованиями. Да и собственная память подвела: забыл согласовать ассортиментный перечень в Минском зональном центре гигиены и эпидемиологии. Получив на руки «приговор» своему бизнесу, владелец в течение двух исправил все отмеченные прорехи.

Однако жалоб от потребителей поступает все же немало. Незадолго до нашего разговора с врачом-гигиенистом как раз позвонили по поводу прокисшего салата и недожаренной котлеты в одном из вьетнамских кафе. Пришлось выезжать и разбираться на месте. Результат? «Как правило, на момент наших проверок жалобы подтверждаются очень редко», - признает Н.Гинзбург. То ли и вправду все на «точке» в порядке, то ли ее работники успевают подготовиться к визиту санитарной службы.
Говоря о местах, где можно быстро и относительно недорого перекусить, мы не могли обойти вниманием сеть придорожных кафе. Окрестности любого приличного европейского города буквально «нашпигованы» такими заведениями. По мнению врачей-гигиенистов, придорожный сервис и у нас развит не так уж плохо: на территории столичного пригородного района сейчас 34 точки общественного питания подходят под определение «придорожного сервиса». И это вполне существенный объем работы и заботы для санитарных служб. Довольно много таких объектов на гродненском направлении, а вот на московском и по дороге в Национальный аэропорт «Минск-2» пока пустовато. Если посмотреть с позиции потребителя, то, конечно, хотелось бы, чтобы таких кафе было больше, выбор еды и напитков - побогаче, а условия для отдыха проезжающих - комфортнее. Но все же не будем забывать: чтобы открыть придорожную точку общепита, предпринимателю нужно решить множество административных проблем, главные из которых, пожалуй, - это отвод земли под строительство, проектирование и обеспечение водоснабжением и канализацией.

К владельцам придорожных кафе у санитарных врачей претензий практически нет. Как правило, вовремя доставляются на анализ образцы готовой продукции, соблюдаются правила содержания парковок и производственных помещений. И проверок санитарных служб хозяева этих точек общепита не страшатся.

Проверки гигиенисты часто организуют совместно с отделом торговли Минского райисполкома, налоговой инспекцией, Комитетом по финансовым расследованиям, ОБЭП. Однако в связи с проводимой в стране масштабной работой по либерализации всех сфер делового оборота и принятием Указа Президента РБ №689 от 19 декабря 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» число таких рейдов резко сократилось. Теперь, как говорится в официальном комментарии к этому государственно-правовому акту, «возможно проведение надзорных проверок только по четырем направлениям - на опасных производственных объектах, на объектах при проведении государственного санитарного надзора, государственного строительного надзора и на объектах за обеспечением безопасности людей. Но даже такой контроль может осуществляться одним и тем же государственным органом не ранее чем через 12 месяцев со дня последней проверки того же юридического лица или индивидуального предпринимателя. Правда, есть исключение: пресечение совершаемых правонарушений и преступлений при наличии достоверных сведений о таких фактах. Вот как раз в этих случаях врачи центра гигиены и эпидемиологии и выезжают на внеплановые проверки.

Такая ситуация, по мнению врача-гигиениста Н.Гинзбург, не совсем способствует должному санитарному контролю предприятий общепита: люди, зная, что их в течение года не будут трогать проверяющие, поневоле расслабляются и перестают тщательно соблюдать все необходимые нормы. А если нет «сигнала» о каких-либо нарушениях, то как призвать их к порядку?