От инвенций к инновациям - через инвестиции

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

Сколько ни говори: «прогресс, технологии, XXI век», а путь от инвенций (т.е. изобретений) и научных разработок до инноваций (т.е. успешного внедрения их в экономику) занимает у нас в большинстве случаев «дистанцию огромного размера». Да еще и требует немалых денежных вложений.

Активная инновационная политика, провозглашенная в Беларуси, требует постоянного развития и совершенствования правовой базы. Законодательная среда должна быть как бы «сшита» из многих «лоскутов» - нормативных актов различного уровня, устанавливающих принципиальные положения в этой сфере и учитывающих все нюансы инновационной парадигмы.

Белорусское законодательство в этой области достаточно обширно. Но, как показывает практика, жизнь ставит на повестку дня все новые вопросы, требующие более тщательной концептуальной проработки и выверенных шагов на пути к экономике, построенной на знаниях. Поэтому работа по формированию законодательства в области инновационной политики и деятельности продолжается.
Именно об этом шла речь на Международной научно-практической конференции «ТРИИН» («Инвенции. Инновации. Инвестиции»), состоявшейся в Национальной академии наук Беларуси.

«Пояс поддержки»

9 марта 2009 г. главой государства был подписан Указ №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности», направленный на коммерциализацию научных идей, привлечение внебюджетных средств для выпуска высокотехнологичной продукции и услуг, на дополнительное стимулирование разработчиков и производителей. Нормы документа устраняют одно из серьезных препятствий, стоявших на пути создания дочерних предприятий научными и образовательными организациями. Проблема заключалась в том, что согласно действующему Гражданскому кодексу законодательно закреплялась такая организационно-правовая форма, как «учреждение», под которую подпадали высшие учебные заведения, академические и отраслевые институты. Они должны были выполнять присущие им традиционные научно-исследовательские и образовательные функции, а вот заниматься производственной деятельностью не имели права. Теперь же научные организации и учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, вправе основывать унитарные предприятия в течение трех лет со дня вступления в силу вышеупомянутого Указа.

Как свидетельствует мировая практика, такая форма как малые предприятия при вузах, занимающиеся выпуском высокотехнологичной продукции, хорошо зарекомендовала себя уже достаточно давно. Широко известен коммерческий успех американской Силиконовой долины, финского технопарка «Отаниеми» и других структур подобного типа. Они как инструменты экономической, социальной и инновационной политики должны развиваться и в нашей стране. Принятый Указ способствует созданию отечественными научными и учебными организациями дочерних предприятий, которые будут воплощать свои разработки в реальный продукт, а также вкладывать средства в его производство.

Причем, учитывая невысокий материальный статус учебных и научных заведений, уставный капитал будущего предприятия они могут сформировать за счет оборудования, помещений или другого имущества, которое есть в организации, в том числе и за счет объектов интеллектуальной собственности. Предусмотрены и косвенные методы стимулирования инновационной деятельности: в течение двух лет со дня основания эти фирмы получают право самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, реализовывать произведенную продукцию, устанавливать свободные цены на товары собственного производства, выбирать поставщиков или покупателей. Кроме того, в документе прописан и ряд льгот, касающихся исчисления и уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки в части выручки. Предприятия освобождаются от обязательной продажи валютных средств, поступающих от реализации НИОКР.

Ум - за разум!

Конкурентоспособность экономики страны во многом зависит от интеллектуальной собственности и преобразования ее в инновационный продукт. Алгоритм этого перехода нашел отражение в соответствующих нормативно-правовых актах, главный из которых - Закон «Об авторском праве и смежных правах». В связи с тем что в последнем документе выявились правовые пробелы, в стадии подготовки находится проект его новой редакции. Главная цель - создание благоприятных условий для творчества, обеспечивающих баланс интересов авторов и иных правообладателей, пользователей, общества и государства, а также эффективных механизмов защиты авторских и смежных прав.

Планируется увеличить срок охраны имущественных прав белорусских авторов на территории нашей страны и за рубежом. В настоящее время он в соответствии со ст. 22 действующего Закона составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Многие страны, в том числе Россия, Украина, государства Европейского союза установили 70-летний срок охраны. Как считает генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Леонид ВОРОНЕЦКИЙ, представляется целесообразным включить в законопроект нормы о праве на неприкосновенность произведений и исполнений, что предоставит авторам и исполнителям более надежную защиту их личных неимущественных прав, а также положения, устанавливающие требования к договору уступки исключительных прав и договору авторского заказа.
Получит дальнейшее развитие институт служебных произведений в части усиления прав наемных работников-авторов, стимулирования их творческой активности, обеспечения материальной заинтересованности в создании произведений. Предполагается решить вопрос об усилении правовой охраны баз данных путем предоставлением их составителю исключительных прав в отношении содержания.

Тайны за семью замками

В настоящее время все большее значение для хозяйственного оборота приобретает нераскрытая информация технического, организационного или коммерческого характера. В международной торговле объем сделок, предметом которых являются секреты производства - ноу-хау, сопоставим с объемом лицензионной торговли, основанной на выданных патентах. Нормативно-правовая база в этой области скоро пополнится новым Законом Республики Беларусь «О коммерческой тайне», проект которого разрабатывается в настоящее время. Предметом внимания в указанном законе станут урегулирование отношений, связанных с правовой охраной нераскрытой информации, устранение существующих противоречий и гармонизация законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в этой области.

В Законе предполагается, в частности, определить понятие коммерческой тайны; требования и круг сведений, составляющих ее, и сведений, исключаемых из правовой охраны; порядок охраны нераскрытой информации и ответственность лиц за незаконное раскрытие коммерческой тайны; порядок доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну; обязанности лиц, имеющих доступ к «закрытой» информации.

Риск - дело благородное

Зрелая кредитно-финансовая сфера, ориентируемая на венчурные инвестиции, является важным инструментом построения новой экономики. В ряде стран венчурная индустрия сыграла важнейшую роль в коммерциализации крупнейших научно-технических нововведений в области микроэлектроники, вычислительной техники, информатики, биотехнологии и других наукоемких отраслях производства. В связи с активизацией инновационной деятельности вопрос о развитии венчурного финансирования в Беларуси становится чрезвычайно актуальным, что требует его проработки на законодательном уровне, создания правовых и организационных условий для такого рода предпринимательства.

Следует отметить, что такая работа ведется: в настоящее время готовится к выходу в свет Указ Президента «О венчурных организациях в Республике Беларусь», в котором будут учитываться лучший мировой опыт такой деятельности в США, Европе, России и особенности развития законодательной базы и экономики нашей страны. Будут определены основные формы осуществления рискового инвестирования, механизмы создания и функционирования венчурных организаций, введены отдельные термины, отсутствующие в отечественном законодательстве: «венчурная деятельность», «венчурный проект», «управляющий венчурной организации» и др. Установлены общие условия создания и деятельности венчурных организаций, в том числе с использованием государственных средств. Определены критерии отнесения юридических лиц к инновационным организациям. Последними могут являться также субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность и находящиеся на начальной стадии развития.

Принятие данного Указа позволит создать оптимальные условия для формирования институтов рискового финансирования и эффективной деятельности венчурных инвесторов. При реализации его норм будет создан дополнительный устойчивый поток денежных средств для развития новых и высокотехнологичных производств в Республике Беларусь. Создание венчурной индустрии - один из важнейших составных компонентов национальной инновационной системы, способствующих укреплению финансового рынка страны.

Инновации - всему голова

Со временем все имеющиеся нормативные правовые акты будут сведены воедино и составят основу Закона «Об инновационной деятельности», подготовка которого ведется более 10 лет. Это, бесспорно, главный документ, разрабатываемый в настоящее время Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, о чем участникам конференции «ТРИИН» рассказал заместитель председателя ГКНТ Игорь ВОЙТОВ.

Предметом правового регулирования в данном проекте являются общественные отношения, возникающие при осуществлении интеллектуальной деятельности и использовании ее результатов для создания инноваций. Основная цель Закона - организация эффективной передачи достижений научно-технического прогресса в сферу производства товаров и услуг. В проекте даны основные понятия в инновационной сфере, согласованные с действующим законодательством; определены цели, задачи, главные принципы государственной инновационной политики, полномочия Президента, Совета Министров, республиканских органов государственного управления, НАН Беларуси, органов местного управления и самоуправления в области государственного регулирования инновационной деятельности; приведены формы ее государственного стимулирования, основные принципы предоставления господдержки; определены источники и формы финансирования, механизм закрепления имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и их использование.

Закону Республики Беларусь «Об инновационной деятельности» предстоит стать важнейшим законодательным актом в области инновационного развития экономики нашей страны, призванным сформировать благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности, обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием и реализацией инноваций, и стать фундаментом для построения новой экономики.

Ложка дегтя в бочке меда

Очевидно, что нормативных правовых актов в инновационном секторе экономики принято немало, и наряду с имеющимся «арсеналом» идет подготовка новых проектов: Указов Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности временных научных коллективов», «О мерах по обеспечению качественного выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок», постановления Совета Министров «О порядке создания и условиях деятельности временных научных коллективов», Методических рекомендаций по формированию договорных цен на научно-техническую продукцию, создаваемую по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
Но большинство документов носит профильный характер и зачастую касается урегулирования достаточно узких проблем. Однако даже быстрое принятие закона об инновационной деятельности неспособно стремительно изменить ситуацию, так как проблема заключается не столько в правовом обеспечении, сколько в самой экономической ситуации. Пока для промышленности новейшие результаты науки и техники не станут жизненно необходимыми, будет сохраняться разрыв науки и производства. Инновационный бизнес - самый трудный, поскольку он весьма рискован и требует длительного процесса реализации. Поэтому у тех, кто занимается этим, пока, к сожалению, так и не ставшим в нашей стране благородным делом, должны быть и стимулы, и мотивации. В настоящее время условия для экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в развитии и поддержке инновационной сферы недостаточные.

Взять, к примеру, упомянутый Указ «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности». Его основной недостаток - предложенная организационно-правовая форма унитарного предприятия. Она предполагает лишь одного учредителя, а это значит, что средства на развитие будущего научно-технологического производства и без того небогатые научные учреждения должны изыскивать в своем скромном бюджете. Если бы была предусмотрена другая организационная структура, к примеру, акционерное общество, то появилась бы возможность привлекать к выпуску наукоемкой продукции средства частных лиц или других предприятий, что значительно расширило бы горизонты инновационного бизнеса.

Если мы действительно хотим идти по пути экономики знаний, в основе которой лежат объекты интеллектуальной деятельности, то без дополнительного стимулирования сделать это невозможно.