В поисках стратегического инвестора

Александр ГЛИНСКИЙ

Для перерабатывающих отраслей, где используется импортное сырье, главное - найти таких партнеров, которые смогут обеспечить его бесперебойную поставку. Этому вопросу, по словам заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Бронислава СИВОГО, специалисты крупнейшего промышленного комплекса, объединяющего более 60 организаций химии и нефтехимии, уделяют первостепенное значение.

В целом предприятиям концерна удалось не допустить резкого снижения объемов производства. Так, темп роста выпуска продукции за январь-апрель 2009 г. составил в сопоставимых ценах 113,4, а по индексу физического объема - 106,1%. Соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства на 1 мая 2009 г. достигло 41,8%, что является самым низким показателем среди всех отраслей страны.

Несколько иная ситуация складывается на ОАО «Белшина», где производство снизилось. К тому же это предприятие находится на последней стадии технологической цепочки, поскольку вначале из бензола, производимого ОАО «Нафтан», в ОАО «Гродно Азот» изготавливается капролактам, из которого, в свою очередь, ОАО «Гродно Химволокно» делает корд, являющийся основой для производства шин. Б.Сивый отметил, что концерн внимательно отслеживает ситуацию на ОАО «Белшина». В то же время подобные предприятия в Европе и России также испытывают трудности, и некоторые из них пока больше простаивают, чем работают. У белорусских шинников положение несколько лучше, поскольку намного шире ассортимент выпускаемой продукции: легковые, грузовые, шины для строительной, дорожной и сельскохозяйственной техники, а также крупногабаритные для большегрузных автомобилей. В этом году увеличились продажи легковых и сельскохозяйственных шин, что произошло во многом благодаря созданию собственной товаропроводящей сети: только непосредственно на предприятии этой работой занято 34 сотрудника. Объемы производства несколько снизились (примерно на 4%), но в основном за счет резкого падения спроса на крупногабаритные шины. В общей структуре складских запасов на эти изделия приходится около 80%, но в целом предприятие работает стабильно.

По словам Б.Сивого, уменьшение спроса на крупногабаритные шины - естественный процесс, поскольку при падении цен на полезные ископаемые предприятия добывающей промышленности для снижения издержек перестают вывозить пустую породу. Как только цены на сырьевые ресурсы подрастут до приемлемого уровня, сразу же увеличится спрос на большегрузные самосвалы и шины, поскольку в этом случае уже можно заниматься перевозкой вскрышных пород.

Большие работы были проведены по перевооружению ОАО «Белшина», прежде всего на участке изготовления крупногабаритных шин. Сейчас ведется модернизация производственной линии по выпуску шин для легковых автомобилей. По мнению специалистов концерна, это скажется на качественных характеристиках, что поможет вывести данный производственный сегмент на уровень лучших мировых брэндов. Кроме того, достижение поставленных задач позволит сократить импорт шин для легковых автомобилей, которых в прошлом году было завезено около 1 млн. шт.
Снижение поставок калийных удобрений также оправданно, поскольку пока крупные потребители взяли паузу. Китаю в этом году они не нужны, ибо он накопил большие запасы. Специалисты предполагают, что удобрения Поднебесной понадобятся не ранее июля. С Индией контракт на поставку заканчивается, но согласно индийскому законодательству в период парламентских выборов «уходящее» правительство не может заключать новых соглашений. А выборы нового состава правительства состоятся уже в июне.

«Передышку» на внешнем рынке решено использовать для насыщения внутреннего. По словам Б.Сивого, белорусское сельское хозяйство уже сейчас полностью обеспечено удобрениями для осенней предпосевной компании. Как считают эксперты, к концу года вряд ли удастся выйти на прошлогодний уровень экспортных поставок. В мае 2009 г. на экспорт было отгружено 230 тыс. т удобрений, что значительно меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Однако из-за более высокого уровня цен РУП «Беларуськилий» достаточно поступающих от продажи средств для удовлетворения всех текущих расходов, в том числе и для продолжения работ по сооружению Краснослободского рудника.

В концерне пока окончательно не определились с созданием на базе новополоцких «Нафтана» и «Полимира» единого нефтехимического комплекса. Первоначально планировалось наладить на их базе производство полипропилена и полиэтилена низкого давления мощностью 120-150 тыс. т в год. Но, как подчеркнул заместитель председателя концерна «Белнефтехим», аналогичные производства создаются на Ближнем Востоке, причем в 4-5 раз крупнее. При этом они будут использовать самое дешевое сырье - попутный газ. У нас же планировалось для таких целей применять прямогонный бензин, который значительно дороже. Так что данный проект не только дорогой, но и рискованный. Поэтому в основном искали не деньги, а инвестора, который мог бы прийти с какими-то объемами гарантированного сырья. Пока продолжаются переговоры с «Роснефтью» и «Лукойлом», который предлагает другие варианты использования этих производственных площадок. Затрудняет принятие окончательного решения и отсутствие стабильности на нефтехимическом рынке. Поэтому пока необходимо подобрать консалтинговую компанию, которая могла бы просчитать, каким образом можно обеспечить развитие «Полимира» в ближайшем будущем.

Введение американской администрацией санкций сказались на планах ОАО «Полоцк Стекловолокно». Ранее была проделана громадная работа по вхождению этого предприятия на американский рынок. В частности, предполагалось принять участие в проекте компании «Боинг» по выпуску фюзеляжа нового самолета «Боинг 787». Материалы даже прошли необходимые испытания. Но и после смягчения санкций этот рынок оказался закрытым, потому что потенциальные заказчики не рискуют сотрудничать с клиентами, которым в любое время могут «перекрыть кислород». Несмотря на эти сложности, предприятие работает, хотя как и все экспортеры (а за рубеж поставляется более 90% произведенной продукции) испытывает определенные трудности. Те же производства, которые в основном работают на внутренний рынок, даже увеличили свои объемы более чем на 10%.
Продолжаются поиски стратегических инвесторов для ОАО «Гродно Азот» и Гомельского химического завода. Об этом, в частности, шла речь во время визита в Беларусь руководителя крупнейшего российского производителя удобрений ОАО «Минерально-химическая компания «Еврохим». По словам заместителя председателя концерна, Гомельский химзавод - пока самое проблемное предприятие, поскольку он технологически привязан к апатитовому концентрату с Кольского полуострова. А одним из «хозяев» ОАО «Апатит» является «Еврохим». И если по азотным и калийным удобрениям белорусские производители полностью закрывают потребности внутреннего рынка, то по фосфорным - лишь на 70-75%. Однако перед тем как инвестировать средства в расширение производства, необходимо решить «сырьевой» вопрос.

В рамках выполнения отраслевой программы импортозамещения в 2008 г. завершена реализация 9 инвестиционных проектов на сумму более 118 млн. долл., что позволило значительно сократить в республику импорт бензола, полностью удовлетворить потребность Минздрава в медицинских шприцах, уменьшить закупки некоторых видов лаков, красок, шин, синтетических моющих средств и т.д. В текущем году эта работа будет продолжена, ныне реализуется 5 проектов, что даст возможность производить 34 наименования новой импортозамещающей продукции. В январе-апреле 2009 г. предприятиями концерна инвестировано более 1,1 трлн. руб., что составляет 113,4% к соответствующему периоду прошлого года. При этом, как подчеркнул Б.Сивый, зарубежные производители оборудования предоставляют по некоторым проектам кредитные линии под его закупку по ставке 4,4% годовых.