Рынку нужна гибкость

Александр КОЛЬСКИЙ

Даже в условиях кризиса можно найти «ключ» к рынку, считает генеральный директор ОАО «Могилевдрев» Александр БОНДАРЕВ. При этом, несмотря на финансовые трудности, нельзя приостанавливать модернизацию производства.

- Александр Иванович, производство мебели во многом зависит от темпов строительного рынка: чем больше домов строится, тем больше востребована ваша продукция. Какие изменения в объемы выпуска внес финансовый кризис?

- Мы работаем как на внутренний рынок, так и на Россию, Украину и дальнее зарубежье. Конечно, мировые финансовые тенденции последнего времени не могли не отразиться и на нашей деятельности, прежде всего из-за снижения платежеспособности как предприятий, так и населения. Уменьшилась оперативность в расчетах, что не может не сказываться на показателях работы предприятия. Но мебель будет нужна всегда, даже при финансовых потрясениях. Важно только найти новые рынки сбыта, чем и занимается служба маркетинга. На российском рынке наш брэнд известен, причем настолько широко, что продукцию ОАО «Могилевдрев» уже начинают подделывать. Поэтому я убежден в том, что из всей этой кризисной «баталии» мы выйдем еще более сильными.

Во всяком случае инвестиции в модернизацию производства только расширяем. На сумму более 2,5 млрд. руб. закупили лесозаготовительной и лесовывозящей техники, заключили ряд контрактов на поставку оборудования для модернизации лесопильного производства (2 млн. евро), производства оконных и дверных блоков (более 1,5 млн. евро) и около 3 млн. евро собираемся потратить на оборудование для производства мебели.

Нашим стратегическим направлением останется производство мебели из сосны, поскольку здесь мы являемся одним из ведущих предприятий в стране. Возможно, расширим свои возможности и будем использовать и сырье лиственных пород. Выпускаем также оконные и дверные блоки, которые востребованы населением, прежде всего со средним уровнем доходов. Модернизация этого направления позволит изготавливать продукцию, способную успешно конкурировать не только на рынках СНГ, но и дальнего зарубежья.

- Ощутили ли вы снижение товарных потоков в западном направлении?

- Сегодня европейские потребители требуют снижения цен на нашу продукцию, что связано с падением общего ценового уровня по всем товарным группам. Поэтому экспорт в этом направлении частично уменьшился, что особенно ощущалось в конце 2008-го - начале 2009 г. Сейчас рынок мебели из сосны начинает «оживать» и постепенно набирает «обороты». У нас заключены контракты по поставкам новой серии шкафов в Германию, а также кроватей в Чехию. Так что к концу года скорее всего нам удастся выйти на те объемы экспорта, которых достигли в докризисные времена.

- Что вы предлагаете западному потребителю: собственные разработки, или продукцию по их чертежам?

- Используются оба варианта. Нередко зарубежные партнеры предоставляют эскизы, а мы разрабатываем всю необходимую конструкторскую документацию и технологию изготовления. В данном случае покупатель обладает приоритетным правом выбора, нам лишь остается удовлетворить все его пожелания.

Наше предприятие рассчитано на массовое производство, которое к тому же достаточно энергоемкое. Если раньше за энергоносители платили 100 млн. руб. в месяц, то сегодня почти 190 млн., хотя потребление электроэнергии в натуральном выражении снизилось. Аналогичная ситуация с использованием ГСМ: при сокращении их расхода объем платежей вырос почти в 2 раза. Поэтому экономику каждого заказа приходится тщательно просчитывать, чтобы не выпускать продукцию себе в убыток.

- На что нацелена планируемая модернизация: повышение технологических возможностей или увеличение объемов производства?

- Она затронет практически весь производственный комплекс, что позволит поднять уровень механизации технологических процессов, снизить материальные затраты на единицу выпускаемой продукции, увеличить объем производства. Если сегодня мы перерабатываем около 50 тыс. куб. м древесины в год, то после завершения реконструкции будем способны «переваривать» свыше 100 тыс. Закупаемое современное оборудование даст возможность выпускать более сложную продукцию, при этом заметно вырастут ее качественные характеристики. Планируем более полно использовать отходы производства, наладить выпуск пеллет и прессованных брикетов.
Основная цель - полноценно работать на западном рынке, чтобы быстрее окупить инвестиции. Кроме того, повысится коэффициент использования сырья, а значит можно будет проводить более гибкую ценовую политику. К тому же все это предоставит больше свободы в рыночном «лавировании», позволит стать своеобразными рыночными «хамелеонами»: скажем, в зависимости от спроса выпускать больше столярных изделий или, наоборот, концентрировать внимание на изготовлении мебели.

- Не помешают ли реализации ваших амбициозных планов китайские производители, которые сегодня демпингуют по всем товарным группам?

- Как бы сегодня Китай ни «забивал» рынок своей дешевой, но не слишком качественной продукцией, мы этого не боимся, поскольку находимся в иной рыночной нише. В свое время наше предприятие проиграло китайским производителям тендер на поставку мебели из сосны, но в итоге западная фирма, проводившая этот конкурс, вновь обратилась к нам. Азиатская продукция скорее рассчитана на страны третьего мира, но не на западного потребителя. А после кардинального переоснащения нашего предприятия китайские производители вообще перестанут быть конкурентами.

- За счет чего вам удается успешно соперничать с российскими предприятиями на их рынке?

- В России мы представлены во всех регионах, при этом потребители сами приезжают к нам за продукцией. Успешно работать удается прежде всего за счет высокого качества, современного дизайна, постоянного совершенствования изделий. Наши специалисты научились мгновенно реагировать на изменение потребительского спроса, что позволяет опережать конкурентов. Маркетологи постоянно отслеживают рыночные тенденции, при этом работаем в тесном контакте со своими партнерами и дилерами, участвуем в выставках.

Недавно мы показывали свою продукцию на выставке, проходившей в Астане (Казахстан). Мы нашли партнеров, с которыми у нас может завязаться весьма эффективное сотрудничество. Дело в том, что в столице Казахстана сегодня очень много строят, а значит требуется много мебели. Первую партию своей продукции мы уже готовим к отправке на этот перспективный рынок. Ведь она рассчитана как раз на потребителя со средним достатком, к тому же сосна, как и дуб, является своего рода «донором». Она дарит энергию людям, а не забирает ее.

ОАО «Могилевдрев»
212003, г. Могилев, пер. Гаражный, 10
Тел.: 8-0222-31-45-65, тел./факс: 8-0222-31-45-99
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mdrev.by