Цемента в бетоне может быть меньше

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Даже в нынешние времена многие предприятия не останавливаются в качественном росте, а продолжают планомерно наращивать «мускулы». Только так, по мнению директора РУП «Спецжелезобетон» Василия БАСЕВИЧА, можно выйти из кризиса с более сильными рыночными позициями.

- Василий Павлович, кризисные тенденции в первую очередь сказываются на рынке недвижимости и индустрии строительных материалов. Ощущаете ли вы эти изменения?

- Прежде всего это сказалось на наших экспортных поставках, в прошлом году мы реализовали четверть произведенной продукции. При этом 90-95% поставлялось в Россию. И если в этом году отгрузки на внутренний рынок несколько выросли, то на внешний - резко упали. К примеру, за пять первых месяцев прошлого года мы экспортировали продукции примерно на 1,5-2 млн. долл., а за такой же период 2009 г. - лишь на 107 тыс. Такое снижение не может не сказываться на финансовом состоянии предприятия, поскольку часть комплектующих материалов необходимо закупать за рубежом. Кроме того, нельзя приостанавливать инвестиционные программы, которые в условиях кризиса должны реализовываться с еще большей интенсивностью. Тогда после его завершения рыночные позиции компании только усилятся.

А ведь большая часть высокоэффективного и производительного оборудования закупается также за рубежом. Но сегодня, даже имея белорусские рубли, невозможно купить валюту. С другой стороны, активизировались отечественные производители. Если ранее белорусские машиностроительные предприятия неохотно брали небольшие по объемам заказы на изготовление запасных частей и комплектующих, то сегодня к нам уже выстраивается «очередь» из желающих предложить свои изделия. Хотя цены на них почти такие же, а порой и выше, чем за рубежом.

Наше предприятие является головным по производству железобетонных шпал для Белорусской железной дороги. Мы не только «закрываем» все внутренние потребности по такой продукции, но также в прошлом году поставили на экспорт около 60 тыс. шпал. Кроме того, изготавливаем элементы благоустройства, железобетонные трубы различного диаметра (от 300 до 2400 мм), в том числе и для дождевых коллекторов.

Однако в последние годы в республике активно применяются пластиковые и стеклопластиковые трубы, и такие изделия большого диаметра закупаются в Литве, Польше, России. По моим оценкам, в применении пластиковых труб мы фактически «впереди планеты всей». Но главное, что они используются зачастую необоснованно. Зачем, к примеру, в Минске ливневый коллектор выполнили из польских стеклопластиковых труб диаметром 2400 мм, которые в 3-3,5 раза дороже железобетонных? Ведь обычно пластик используется там, где существует агрессивная среда, а с обычными стоками успешно справится и железобетонный аналог.

Конечно, технологически пластик укладывать значительно проще, но выигрывая в одном, мы теряем в другом. Во-первых, налоги остаются в тех странах, где закупается продукция. Во-вторых, даже усложнение укладки более «тяжелых» труб, в конечном счете, лишь увеличит объемы оказания услуг и число созданных рабочих мест, но при этом, опять же, налоги останутся в нашей стране. Должен отметить, что именно железобетонные трубы применяют для этой цели во всем мире и, в частности, в Германии, России и той же Польше.

Но, как оказалось, зарубежный опыт нам «не указ», а все потому, что в былые времена по просьбе коммунальщиков был установлен двадцатилетний срок амортизации железобетонных труб, хотя действительный срок их службы - не менее 50 лет. И в отличие от пластиковых, которые еще нигде такого срока не «наработали», наши трубы по жизненному циклу могут служить значительно дольше полувека. Я, например, видел железобетонную трубу, которая отлежала в Германии более 100 лет. А применяемые в настоящее время технологии и материалы позволяют получить такое качество, о котором раньше можно было только мечтать. Что же касается больших диаметров, то железобетон гораздо лучше держит внешнюю нагрузку, чем пластик.

Для того чтобы окончательно лишить приверженцев пластиковых труб их «козырной карты», мы недавно провели презентацию совершенно нового для нашей страны изделия - комбинированной железобетонной трубы с пластиковым покрытием. Полиэтиленовая внутренняя оболочка толщиной 25 мм «намертво» «вживляется» в железобетон с помощью анкеров. В итоге всю механическую нагрузку берет на себя железобетон, а пластик выполняет защитные функции. Это не наше изобретение - такие трубы уже давно используются в Европе. При этом применение внутренней защитной оболочки увеличивает стоимость конечного изделия всего лишь на 10-15%, следовательно, наши изделия будут по-прежнему в 2,5-3 раза дешевле пластиковых аналогов. В Германии на такие изделия дается столетняя гарантия, т.е. по сроку службы они в 1,5-2 раза превосходят пластиковые.

- Сегодня ваше предприятие обладает самым современным оборудованием. Но в производстве железобетонных изделий многое зависит также от качества материалов: цемента, песка, щебня, арматуры. Соответствуют ли они мировым стандартам?

- Действительно, хотя мы выпускаем продукцию ничуть не хуже, чем в Европе, над качеством применяемых материалов партнерам нужно еще много работать. Не всегда мы имеем цемент того качества, которое хотели бы. Например, у нас на производство тротуарной плитки уходит 300-400 кг белорусского цемента на 1 куб. м изделий, по другой продукции - 500-600 кг. В Германии этот показатель в 1,5-2 раза ниже именно из-за более высокого качества основного сырья, а также заполнителей и пластификаторов. Если нам удастся сократить расход цемента хотя бы на 30-40%, это позволит значительно сэкономить ресурсы. Пока же, выбирая оборудование, приходится останавливаться на таком, которое может работать на нашем сырье невысокого качества.

- В кризисных условиях своевременность расчетов приобретает особую ценность. Насколько «прилежно» с вами рассчитываются заказчики?

- К сожалению, крайне неудовлетворительно. Сегодня дебиторская задолженность равна месячному объему производства и составляет 6 млрд. руб., что более чем 2 раза превышает кредиторскую задолженность. Эти негативные тенденции стали проявляться еще во второй половине прошлого года, особенно в работе с российскими заказчиками. Предугадывая дальнейшие осложнения с расчетами, мы приняли решение направить всю прибыль на пополнение оборотных средств, что теперь дает нам возможность нормально работать в стесненных финансовых условиях. Многие поставщики требуют предоплату, например, цементные заводы. Мы не можем себе такое позволить, поскольку нам не могут заплатить строители, а с ними - не рассчитались заказчики по бюджетным объектам прошлого года.

- Падение экспорта наверняка заставило вас искать пути сокращения издержек. В каких областях удалось найти резервы экономии?

- Несмотря на все трудности, за четыре месяца этого года обеспечили рост производства на 2%, при этом рентабельность реализованной продукции составила 11%. Однако об экономии средств также не забываем. Провели достаточно жесткую «инвентаризацию» и определили - без чего можем обойтись в этот трудный период. Временно отказались от ремонта кровли и фасада, стараемся не делать больших запасов продукции, максимальный объем такого резерва составляет не более пятидневного объема производства.

Всю комплектацию, которую можно заказать в республике, покупаем на внутреннем рынке. Сейчас Борисовский завод резинотехнических изделий и ряд частных компаний освоили ту номенклатуру, которую мы раньше покупали в Германии и России.

РУП «Спецжелезобетон»
225680, Брестская обл., г. Микашевичи
Тел.: (375 1647) 31-146, 36-640, (375 17) 210-37-64, факс: (375 1647) 36-620
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.