Сколько служить асфальту?

О качестве белорусских дорог немало написано и сказано. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что в данном направлении еще многое предстоит сделать. О том, какие новации предпринимаются одним из лидеров белорусского рынка производства асфальтобетонных смесей, рассказывает технический директор ОАО «Макродор» Николай ХМЕЛЕВСКИЙ.

Хорошие дороги требуют больших инвестиций в оборудование, технологии, персонал, однако не всем участникам рынка они под силу. Коренную модернизацию предприятия мы начали еще в 2003 г., когда была приобретена немецкая установка по приготовлению асфальтобетонных смесей мощностью 200 т/ч. В июне 2010 г. планируем ввести в строй еще одну такую линию, но уже способную выпускать 320 т/ч.

Это позволит во время пиковых нагрузок полностью удовлетворять потребности в асфальтобетонных смесях такого крупного мегаполиса как Минск. Кроме того, мы сможем выпускать литые асфальтобетонные смеси и появится возможность подачи гранулята асфальтобетона после снятия с дорожного покрытия. После завершения реконструкции ОАО «Макродор» станет самым мощным и современным среди аналогичных производств в Беларуси. Поэтому не совсем понятно зачем, например, Управление дорожно-мостового строительства Мингорисполкома (УДМС) планирует создать совместное белорусско-турецкое производство по выпуску асфальтобетонных смесей мощностью 200 т/ч.

Даже сегодняшних наших мощностей городу вполне хватает, при этом прибыль от реализации продукции остается в Беларуси. Ведь все оборудование мы закупаем за кредитные ресурсы, а бизнес-план по его приобретению составлялся с учетом потребностей рынка. К тому же мы обладаем всей необходимой инфраструктурой, так как на данной производственной площадке предприятие работает с 1978 г., а его история насчитывает более 60 лет (с 1946 г.). Модернизация ОАО «Макродор» внесена в республиканскую инвестиционную программу, тогда зачем такое ненужное дублирование?

Однако многое зависит не только от оборудования по приготовлению смесей, но и от качества исходных материалов. Именно по этому компоненту мы значительно отстаем от мировых стандартов. Во-первых, на Западе песок и щебень, которые используются для приготовления асфальтобетонных смесей, обязательно моют. Наши технические регламенты не предусматривают такой предварительной обработки. Во-вторых, для верхних слоев дорожного покрытия используется щебень исключительно кубовидной формы, поскольку только с такой «геометрией» камня можно создать полотно, обладающее высокими прочностными характеристиками.

Для решения этой задачи в 2007 г. приобрели австрийскую дробильно-просеивающую установку фирмы Maschinenfabrik Liezen und Giesserei Ges.M.B.H. по производству кубовидного щебня. Она включает в себя 4 дробилки, 2 грохота, систему подающих транспортеров, станции просеивания, аспирационную установку и т.д. Это позволило из загружаемого материала размером 20-40 (40-70) мм получать щебень фракций: 0-2, 2-4, 4-6,3 6,3-10, 10-14 мм. Причем данное оборудование гарантирует не только высокую производительность (100 куб. м/ч, или 140 т/ч), но и высокий выход кубовидного щебня (до 75%). Это уже материал европейского стандарта, который, увы, отечественное оборудование не обеспечивает.

Существуют определенные проблемы и с качеством битумов, поставляемых белорусскими нефтеперерабатывающими заводами. Здесь улучшения удалось добиться за счет применения современных технологий. В прошлом году приобрели и ввели в эксплуатацию немецкую установку по модификации битума. Она позволила улучшить физико-химические характеристики нефтебитума и выпускать асфальтобетон с гарантией эксплуатации дорожного полотна до 10 лет. Этот материал повсеместно применяется в мировой практике дорожного строительства.

При этом производство такой асфальтобетонной смеси обходится всего на 10-15% дороже, чем традиционной, зато выгоды очевидны. Ведь в отличие от обычного, в котором от температурных колебаний трещины лишь увеличиваются, модифицированный полимерами асфальт за счет большей пластичности более устойчив к образованию трещин на поверхности покрытия. Мы готовы выпускать его в больших объемах, чем сегодня, если проектировщики будут смелее закладывать современные материалы в проекты реконструкции и строительства дорожной сети.

К сожалению, у нас пока не налажен действенный контроль над качеством работ, выполняемых дорожниками. Поэтому всерьез задумываемся над тем, чтобы не только производить материалы для дорожных покрытий, но и заняться их укладкой. Тогда можно будет с большей уверенностью гарантировать, что использование современных асфальтобетонных смесей принесет максимальный эффект. Ведь лабораторные испытания показывают, что применение модифицированного битума увеличивает индекс сопротивления дорожного полотна к пластическим деформациям, образованию колеи, статической и динамической ползучести, повышает устойчивость покрытия к циклической усталости.

Как уже отмечалось, хорошие дороги требуют значительных инвестиций. Пока мы их осуществляем на свой страх и риск, не получая от государства никакой помощи. Доступ к инвестиционному фонду, куда мы в прошлом году перечислили более 1,7 млрд. руб., для нас закрыт. А ведь на эти средства мы бы могли быстрее провести перевооружение производства, улучшить качество выпускаемой продукции, что в свою очередь сэкономило бы бюджетные средства, выделяемые на реконструкцию и строительство дорожной сети страны.

В текущем году обострилась проблема расчетов за построенные бюджетные объекты. К примеру, УДМС Мингорисполкома, которое, как уже отмечалось, собирается делать значительные инвестиции в производство асфальтобетонных смесей, задолжало нам 5 млрд. руб. Мы в свою очередь должны ОАО «Нафтан» более 2 млрд. и ОАО «Гранит» - около 300 млн. руб., а также другим поставщикам материалов. Рентабельность пришлось сократить до 6-7%, а этого недостаточно для динамичного обновления производственных мощностей. К тому же наше производство носит сезонный характер, основная нагрузка приходится на апрель-октябрь, остальное время работаем вполсилы и с убытками.

Получается замкнутый «долговой» круг, из которого без государственной помощи, прежде всего по обеспечению стабильности и своевременности расчетов, трудно выбраться. В такой ситуации выполнять прогнозные показатели развития становится все труднее, а ведь еще нужно заплатить людям зарплату, налоги и при этом проводить реконструкцию. В ближайшее время планируем модернизировать битумное хозяйство, где вместо парового подогрева будем использовать электронагреватели. К имеющемуся сертификату менеджмента качества ИСО 2001-9001 собираемся «добавить» сертификаты по охране труда и экологической безопасности.

ОАО «Макродор»
220075, г. Минск, ул. Селицкого, 19
Тел.: (017) 344-22-52, 344-22-53
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.