Нужен диалог на равных

Александр КАМЧУК

«Мы ждем перемен» - так можно охарактеризовать требование предпринимателей к властным структурам Беларуси, которые были высказаны в ходе проведения VII Генеральной ассамблеи ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».

С отчетом об итогах его работы за 2006-2009 гг. и перспективах деятельности до 2012 г. выступил председатель Владимир КАРЯГИН, который отметил, что во взаимодействии с государственными органами не всегда удается найти общую платформу. По мнению докладчика, Беларуси не хватает собственных финансовых ресурсов для нормального развития бизнеса, а проводимая банковская политика далека до идеала.

Власть плохо «слышит» или бизнес слабо «кричит»?

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ подчеркнул, что как только стали проявляться первые симптомы кризиса, взаимодействие бизнеса и власти начало стремительно приближаться к нулевой отметке. Вновь стала недоступной информация о готовящихся нормативных актах, хотя, по идее, все должно было быть наоборот. Даже в разработке программы либерализации деловых отношений бизнес-сообщество не принимало никакого участия.

Лишь сейчас возобновились контакты и наметилось оживление в работе над новой редакцией Кодекса по административным нарушениям. Предпринимателей привлекали также к работе над проектом указа по изменениям арендных отношений, концепции участия малого и среднего бизнеса в выполнении госзаказов и т.д. Практика взаимоотношения с властными структурами показала, что наиболее результативна схема совместной работы предпринимательских объединений с конкретным министерством по какой-то узкой тематике.

Однако советы по предпринимательству, созданные при местных органах власти, как правило, работают неэффективно. Недостаточно налажена и координация между различными предпринимательскими союзами, которые часто при решении одних и тех же вопросов работают с властью автономно. Ощущается недостаток экспертов, способных сформулировать законодательные инициативы в виде проекта правового акта, а также научно обосновать вносимые предложения. Поэтому часто получается, что высказанная на словах идея, обретая статус нормативного акта, абсолютно противоположна первоначальным замыслам.

Председатель Международного трейдинг-клуба, руководитель экономической миссии посольства Украины в Республике Беларусь Петр ЛАЙШЕВ подчеркнул, что в отличие от соседней страны белорусские властные структуры как на республиканском, так и на местном уровне слабо взаимодействуют с общественными предпринимательскими объединениями. Ему есть с чем сравнивать, поскольку в течение семи лет П.Лайшев был членом правления Украинского союза промышленников и работодателей. Он предложил белорусским предпринимателям не распыляться по многим направлениям, а сконцентрировать свои усилия на диалоге с властью по самым актуальным проблемам. Не чувствуется пока консолидации и в среде предпринимательских объединений, а финансовый кризис требует объединения усилий всех сторон. Еще одна проблема, которую нужно решать безотлагательно, заключается в неумении белорусских предпринимателей привлекать инвесторов и, что еще хуже - успешно и конструктивно работать с ними.

Использовать лучший мировой опыт

Директор ОДО «Центр поддержки предпринимательства «Центр-21 век» Галина ИЛЬЯЩУК остановилась на международном сотрудничестве, одним из важнейших элементов которого является все более тесная субконтрактация: в ней участвуют малые и средние предприятия стран-соседей, прежде всего России. Традиционно близкие отношения поддерживаются с бизнес-ассоциациями Польши, которые изначально оказывали белорусскому бизнесу всемерную поддержку по выходу на рынки стран ЕС.

Активно развиваются отношения с коллегами из Германии и Нидерландов, а участие в международных выставках помогает не только приобрести бесценный опыт взаимодействия с иностранными партнерами, но и заключить выгодные контракты, повысить свой образовательный уровень. За три года ОО «МССПиР» провела около 140 встреч с иностранными делегациями. По мнению Г.Ильящук, новые перспективы открывает программа ЕС «Восточное партнерство», однако для получения реальных результатов необходимо научиться формировать свои предложения по участию в таких программах.

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН в своем выступлении затронул самую «больную» тему - систему налогообложения в Беларуси. Кроме того, что она громоздка, противоречива и сложна, так еще и слишком обременительна для бизнеса. Согласно исследованиям Всемирного банка, белорусские субъекты хозяйствования в год проводят 112 налоговых платежей, в то время как их коллеги в Центрально-Европейском регионе (ЦВР) - 47,2, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) - 13,4.

При этом общая налоговая нагрузка у нас составляет 117,5% прибыли, в ЦВР - 48,1 и странах ОСЭР - 45,3%. Налоговая составляющая по соотношению к ВВП в Беларуси одна из самых высоких в мире - 51%, при этом профицит бюджета в прошлом году достиг 6% ВВП, а это непозволительно большая цифра. Государство могло бы безболезненно снизить налоговую нагрузку на эту величину, что позволило бы предприятиям использовать высвободившиеся средства на внедрение инноваций и повышение производительности труда. Пока же для этих целей субъекты хозяйствования вынуждены брать кредиты, что повышает их накладные расходы и делает продукцию менее конкурентной на рынке.

Белорусский союз предпринимателей провел собственное исследование среди предприятий малого бизнеса. Оказалось, что в среднем трудовые затраты на налоговое администрирование составляют 1188 ч в год, в то время как у бухгалтеров стран ЦВЕ это занимает 366,8, а в странах ОСЭР - 210,5 ч. Предприниматели предлагают свою модель оптимизации налогообложения, которая будет предложена к реализации общественно-консультативному совету при Администрации Президента РБ.

Развивать частно-государственное партнерство

Руководитель программы ПРООН в Республике Беларусь Людмила ИСТОМИНА отметила, что когда предпринимательские союзы сообща работают над решением конкретных задач, и это дает положительные результаты. Но их можно улучшить за счет повышения уровня экспертной и аналитической составляющей, а для этого необходимо смелее привлекать к работе международные организации. Белорусским предпринимателям необходимо научиться работать с ними, в том числе в рамках «Восточного партнерства».

Организации-доноры готовы поддерживать развитие частно-государственного партнерства, но не на уровне «бесед за круглым столом», а в развитии субконтрактации с участием государства и частного бизнеса, особенно в тех областях, которые пока традиционно остаются в «казенном» ведении: водоснабжении, канализации, уборке и вывозе мусора, местной энергетике, образовании и т.д. Сейчас международные доноры готовы реализовывать новую концепцию, которая предполагает «бизнес для развития», а не «развитие бизнеса». Поэтому коммерческий интерес предприятий может быть сопряжен с теми программами, которые реализуют международные организации.
К примеру, оператор мобильной связи МТС, став участником Глобального договора, на деле продемонстрировал свою социальную ответственность. Компания решила расширить доступ к медицинским услугам в малых городах и сельских населенных пунктах, где отсутствует квалифицированная медицинская помощь. У белорусского малого бизнеса были закуплены миниатюрные приборы для снятия электрокардиограмм. С помощью мобильной связи показания мгновенно передаются в областную больницу, где работают высокопрофессиональные кардиологи. Благодаря этому нескольким пациентам в буквальном смысле удалось спасти жизнь. Положительные итоги данного проекта позволили Минздраву аргументировать закупку таких приборов и более активно развивать «мобильную» медицину, а МТС продолжает расширять спектр предоставляемых услуг.

Заместитель председателя Комитета экономики, начальник управления предпринимательства Минского горисполкома Александр КАЛИНОВСКИЙ подчеркнул, что цели и задачи минских властей и ОО МССПиР совпадают. В общем объеме промышленного производства 2008 г. доля малого бизнеса в Минске составила 16,7%, при этом объем инвестиций в него достиг почти 20% их общего уровня. Количество малых предприятий увеличилось в 2008 г. на 1,4 тыс. и составило 26 тыс., число индивидуальных предпринимателей - 44,4 тыс., оно увеличилось за этот же период на 3 тыс.
Количество занятых на малых предприятиях в 2008 г. увеличилось на 34,5 тыс. человек, причем без какой-либо государственной поддержки, а общая численность занятых в столичном предпринимательстве достигло более 220 тыс. человек. Однако темп роста средней заработной платы на малых предприятиях значительно отстает от городских показателей, в то же время удельный вес налоговых поступлений от МСП в городскую казну составил 54,7%. Минский горисполком через Белгазпромбанк и Белинвестбанк готов предоставлять малому бизнесу льготные кредиты по приоритетным направлениям: развитие производства и сферы услуг. Всего на эти цели выделено 8 млрд. руб. бюджетных ресурсов.

Предприниматели готовы расстаться с Родиной

Экономист исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) Анастасия ГЛАМБОЦКАЯ представила результаты исследовательской работы «Социальный контракт между властью и бизнесом в Беларуси». Они, в частности, говорят о том, что если стремление уехать из Беларуси проявил в целом почти каждый пятый житель страны, то в предпринимательской среде - почти каждый третий, а в молодежной группе этот показатель близок к 50%.

Исследование также показало, что сложность бизнес-среды, обусловленная значительной степенью государственного вмешательства, не способствует формированию у предпринимателей уважительного отношения к институтам государства, законопослушности, стремлению «играть по правилам». Напротив, скорее воспитываются своего рода экономическое диссидентство, правовой нигилизм, стремление обходить запреты и ограничения, способствующие восприятию государства как чужеродной и враждебной силы.

Около трети представителей малого и среднего бизнеса отметили отсутствие на белорусском рынке конкуренции, что, по их мнению, является скорее положительным явлением. Неудивительно, что отечественному бизнесу на руку то, что в современных условиях нет достаточной конкуренции, ведь это позволяет предпринимателям разного уровня быть достаточно успешными. Также положительно оценивается, с точки зрения противостояния зарубежным конкурентам, умение адаптироваться к сложным условиям ведения бизнеса в Беларуси.

Где деньги, Зин?

Заведующий сектором финансов реального сектора экономики НИЭИ Минэкономики РБ Константин КОЛОМИЕЦ отметил, что основные трудности в экономике Беларуси ощущаются на финансовом рынке. Все сложнее становится взять кредиты, ограничиваются сроки их предоставления. Банковская система страны не справляется с этими проблемами, потому что основной источник ресурсов - депозиты населения - оказываются слишком дорогими для обслуживания. Выходом из этого денежного тупика может стать развитие рынка ценных бумаг. Для решения проблем необходимо задействовать и другой достаточно эффективный инструмент финансового рынка - долговые обязательства. Сегодня государственное казначейство задолжало строителям по бюджетным стройкам 2008 г. миллиарды рублей, а те в свою очередь не могут погасить обязательства перед своими партнерами. Поэтому необходимо разрешить проведение взаимозачетов, а также реанимировать вексельное обращение. Без решения этих вопросов финансовые неплатежи будут нарастать как снежный ком, что не пойдет на благо экономике страны.

Директор ОДО «Демви» (г. Молодечно) Виктор ДЕМИДОВИЧ, работающий в частном бизнесе с 1991 г., рассказал о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при создании малых предприятий. По его мнению, в Беларуси малый и средний бизнес должен создавать не менее 50-60% ВВП, тогда в торговле 70% полок будет занято отечественными товарами, а не так, как сейчас, - импортными. Крупные государственные предприятия с этой задачей не справятся: будучи громоздкими, они не способны оперативно реагировать на рыночные изменения, активно внедрять инновации.

Но для создания малого бизнеса с нуля белорусские предприниматели, чтобы получить стартовый капитал для развития, должны продать все нажитое, поскольку получить кредит без залога невозможно. При этом 1 руб. кредита необходимо обеспечить 2 руб. залога. А где его взять в начальной стадии развития? Но даже созданное производство при существующей системе налогообложения невозможно развивать динамично.

В качестве примера В.Демидович привел собственный опыт. Три малых предприятия в г. Молодечно общей численностью 58 человек в прошлом году уплатили более 2 млрд. руб. налогов, при этом чистая прибыль составила немногим более 300 млн. руб., а арендная плата за производственные площади - свыше 200 млн. руб. Прибыль в основном использовалась на пополнение оборотных средств, а на приобретение основных фондов денег практически не оставалось. Так что без налоговых каникул малый бизнес не сможет развиваться.

Еще одна серьезная проблема - наличие собственного «дома». В стране «гуляют» миллионы квадратных метров неиспользуемых производственных площадей, но получить их для создания новых рабочих мест невозможно. При этом корпуса прекративших свое существование госпредприятий по-прежнему пустуют, но местные власти не спешат предоставить их бизнесу, а то, что бесхозные здания разрушаются и приходят в негодность, их не волнует.

При некоторых государственных предприятиях, которые годами не выполняют прогнозных показателей, действуют высокорентабельные подразделения с численностью до 100 человек, созданные на базе непрофильных производств. Работающие неэффективно головные предприятия не дают им возможности стать самостоятельными юридическими лицами, нормально развиваться, модернизируясь и внедряя инновации. И «утопающие» могут утянуть за собой успешно работающих, поэтому, по мнению В.Демидовича, назрела необходимость отделить «зерна от плевел». Это и должно быть главной задачей в реструктуризации белорусской экономики. Пока же чиновники боятся проявлять какую-либо инициативу, предпочитая оставить эти риски иным исполнителям.

Уважение - путь к успеху

Директор ЧУП «Электроника и диагностика» (г. Молодечно) Владимир СИВУХО подчеркнул, что сама судьба заставила многих предпринимателей города сконцентрировать свои усилия на инновациях. После развала двух крупнейших оборонных предприятий без работы остались около 5 тыс. высококвалифицированных специалистов, которые должны были найти возможность для самореализации. Малый бизнес предоставил им ее.

Развитию бизнеса, как отмечали выступающие, также мешает приниженность социального статуса предпринимательства. Без создания положительного имиджа бизнеса, чему должны уделить внимание власть и общество, трудно рассчитывать на успехи в экономике. Государственные средства массовой информации должны от «негатива» в освещении предпринимательской деятельности перейти к «позитиву», ибо без этого вряд ли удастся создать конкурентоспособную экономику.