Сияющие краски жизни

Мария МИХАЙЛОВА, искусствовед

Народный художник Республики Беларусь, почетный гражданин Минска, лауреат Государственной премии, обладатель ордена Франциска Скорины… и, конечно же, участник многочисленных выставок. Это все о нем - Леониде ЩЕМЕЛЕВЕ, картины которого видели жители более 30 стран Старого и Нового Света, Африки, Азии - от Канады, Мексики, Алжира и до Республики Шри-Ланка и Японии.

Многое в его жизни и творчестве довольно неоднозначно и даже парадоксально. И это позволяет говорить о том, что Л.Щемелев - не просто художник с совершенными живописными приемами, а еще и человек с необычайной энергетикой, огромным жизнелюбием. За что он бесконечно благодарит Беларусь, прославляя в своих картинах ее людей и природу, которые стали для него главным источником вдохновения.

Одним из таких неисчерпаемых источников для Леонида Дмитриевича был и остается Витебск. Какой-то необычайной творческой притягательностью обладает этот город: Марк Шагал, Н.Орда, Илья Репин и многие другие деятели искусства посвятили довольно объемную часть своего наследия культурной столице Беларуси. Щемелеву же как будущему известному художнику, наверное, просто не оставалось выхода, как родиться именно в этом городе.

Успенский собор, Покровская церковь, Западная Двина - все эти достопримечательности обязательно присутствуют в картинах Щемелева, посвященных родному городу. В них сквозит фундаментальное, сильное чувство, уже почти утерянное современным обществом - ностальгия, которая и стала одним из главных мотивов в живописи художника. И все потому, что он всегда высоко ставил понятие корней, наследственности, семьи.

Именно за эту тенденцию Леонид Дмитриевич в советское время часто подвергался критике, поскольку с «общепринятой» точки зрения настоящий мастер должен смотреть на мир отстраненно. Но Щемелев настойчиво продолжал писать близких ему людей, поскольку его живопись, по словам художника - это отражение любви.

Прежде чем получить среднее художественное образование, Щемелев прошел серьезную жизненную закалку. В 1941 г. он вслед за отцом пошел на фронт. Тот, кто столкнулся с войной хоть раз лицом к лицу, никогда не сможет вырвать эти страшные события из своей памяти. Сражения, гибель людей отпечатывались сначала в сознании, а затем и на полотнах художника. Оттого и тема войны в живописи Леонида Дмитриевича особенно драматична, как будто на надрыве.

В мирное время Щемелев поступил в Минское художественное училище и со временем раскрылся как оптимистичный и светлый человек, чья жизнь и творчество заиграли огромнейшим богатством света и цвета, превращая фантазию в реальность и наоборот.

Затем были учеба в Минском художественном институте и дипломная работа «Свадьба». В то время имя Щемелева зазвучало в художественных кругах. Это был словно новый раздел в белорусском искусстве, отражающий и реальность, и эмоции, и психологический подтекст, и даже призыв, главную роль в котором играло необыкновенное сочетание красок. С тех пор изображение праздников в творчестве художника стало одной его из излюбленных тем.

«Свадьба» была для Щемелева решающим моментом не только в карьере, но и в жизни. Сразу после окончания института художник женился, у него родились дочери. Но лирическая душа и суровая реальность быта не всегда находят точки соприкосновения. Творцу постоянно нужно вдохновение, которое спустя некоторое время нашло свой источник: Светлану - главную героиню картин Щемелева.

Познакомились Художник и Муза в художественном училище. Она работала учителем физики, он - рисунка и композиции. Двое несвободных людей, с солидной разницей в возрасте… Но несмотря ни на что их отношения выдержали испытания, и до сих пор Леонид Дмитриевич и Светлана Николаевна вместе.

Зима для Леонида Щемелева - самый интересный и красивый период. Поэтому и живопись его пронизана сияющими цветами: синим, голубым, красным, оранжевым, желтым. Он уверен, что и жениться надо только в снежную пору, и во второй раз он так и сделал.

Сейчас Щемелеву 86 лет, но он не устал писать картины. У него огромное количество творческого наследия, значительная часть которого находится за границей, в частных собраниях, несколько работ хранится в фондах Национального художественного музея. А в 2003 г. в Минске открылась галерея произведений Леонида Дмитриевича Щемелева: он подарил городу 60 оригинальных живописных работ, посвященных Беларуси.

Сейчас художник больше известен как мастер изображения белорусской природы. Но здесь опять же речь идет не о технике, не о дословности письма, ведь тогда пейзаж как таковой не был бы интересен зрителю. Более важно другое - настроение, состояние души. В этом заключается еще одна составляющая его творчества - постоянное углубленное созерцание, мысленный диалог между художником и зрителем, восхищение тем же прекрасным закатом, деревенским утром, необъятностью белорусских озер. И если у зрителя возникают эмоции, значит труд художника был не напрасен, в данном случае он еще и компенсируется тем, что чувства всегда положительные и добрые.

На протяжении своей жизни Леонид Дмитриевич испытал многое. Были и критика, и одобрение, столкновение идеологий и мировоззрений. Однако он остался верен своему стилю, который, кстати, до сих пор ни один искусствовед не смог определить конкретно. Есть в его произведениях и экспрессионизм, и символизм, и кое-где даже косвенного влияния соцреализма избежать не удалось. Но у художника выработался свой, легко узнаваемый, ни с чем не сравнимый стиль: все тот же широкий мазок, обобщенность деталей и форм, присутствие некой схематичности, сочные живые краски и невероятная игра света.

Как говорит о себе сам Щемелев, он - художник своего времени, историк, критик и наблюдатель одновременно. Благодаря такому соединению мастеру, наперекор давлению времени, все же удалось остаться самим собой - Щемелевым. Он никогда не стремился быть тонким психологом или философом, хотел лишь быть понятным, доступным, близким к народу. Потому и стал народным художником, чье творчество несет красоту и любовь - вечные и неоспоримые ценности подлинного искусства.