Начальник земли Русской

Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Этого человека называли начальником земли Русской. Его одинаково уважали и любили и знать, и простолюдины. За помощью к нему стремились многие, пешком преодолевая огромные расстояния. Он же всегда был чуток к людскому горю, умея и словом, и молитвой ободрить и вселить надежду. Удивительная черта его облика - это скромность или, как пишет автор его жития, «тихий нрав». Пустынное место его подвижнических трудов сегодня стало духовным центром русского православия. Знаменитая Троице-Сергиева Лавра - самый монументальный и величественный древний монастырь.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье знатных бояр Кирилла и Марии. Родители великого подвижника были благочестивы и набожны. Своего сына они назвали Варфоломеем, что в переводе означает «сын радости». С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством. По средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от грудного молока. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его осваивали науки успешно, но Варфоломей отставал в учении, несмотря на усердные старания. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей со слезами молился Богу о даровании ему книжного разумения. И в его жизни произошел удивительный случай. Варфоломей искал в лесу отбившихся от табуна коней, когда явился ему старец в черных монашеских одеждах. Он поговорил с отроком, узнал о тяготах учения и обещал молиться за мальчика. Варфоломей поклонился старцу и пригласил его в дом родителей. Те с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. «Яз не умею того, отче», - сказал со слезами мальчик. «Читай, глаголи Божье слово без сомненья», - велел монах. И Варфоломей начал читать стройно и внятно, ибо свыше дана была ему мудрость, а не от учения. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения.

Около 1328 г. родители переселились из Ростова в Радонеж. Братья обзавелись семьями, а Варфоломей находился подле своих родителей, поддерживая их в старости. Перед кончиной Кирилл и Мария приняли монашество. Сегодня их мощи находятся в Покровском женском монастыре недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. В благочестивом народном сознании их почитают как хранителей и покровителей христианского брака.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.

Варфоломей же 7 октября 1337 г. принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия. Молясь, претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный достигал духовного совершенства. Постепенно он стал известен многим людям, искавшим духовного руководства. Принимая всех с любовью, Сергий был очень строг к себе. Отличаясь редким трудолюбием и заботой обо всех братьях, Сергий был для них наставником и отцом. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Сергия принять руководство над монастырем. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного в священный сан и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна по всей Руси и даже в Константинополе. Константинопольский патриарх Филофей знал о преподобном, был восхищен его подвигом и принимал участие в жизни его монастыря.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений от недугов и назидательных советов. Все прославляли Сергия и благоговейно почитали его за аскетические подвиги и молитвы. Но подвижник был чужд людской славы и похвалы и по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий   сидел вместе с братией за трапезой и не мог знать о том, что Стефан находится неподалеку. Однако он встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Сергия и просил принять Русскую митрополию, но тот по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Как писал историк В.О.Ключевский, во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенное этим всенародным бедствием, и им заражались дети, родившиеся после. Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином. Услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. И вот эта внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг. Панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера. Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения, когда он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке.

Лишь в маленьком срединном московском княжестве было тихо и спокойно. Здесь в середине XIV в. подросло поколение, начавшее отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине. Это поколение и почувствовало, что скоро забрезжит свет. Чтобы сбросить варварское иго, нужно было укрепить нравственные силы общества. Этому делу, духовному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный. Он начал с себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений, среди дремучего леса приготовлял себя быть руководителем других пустынножителей. Тут воспиталось дружное братство, производившее глубокое назидательное впечатление на мирян. Они приходили к монастырю с пытливым взглядом, которым привыкли смотреть на монашество. И что же видели? «Все худостно, все нищетно, все сиротинско», - как выразился один мужичек, пришедший посмотреть на прославленного Преподобного. Но все дружны между собою и приветливы к пришельцам. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы. Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный. Людей, побывавших в обители, было немного, но и в тесто нужна лишь толика дрожжей, вызывающих в нем живительное брожение. Нравственное влияние действует не механически, а органически. Сам Христос сказал: «Царство Божие подобно закваске». Духовное пробуждение и было началом политического возрождения русского народа. И народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями.

Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь ему Преподобный благословил двух иноков своей обители - схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией поминал имена убиенных воинов, молясь за их бессмертные души.

Достигнув глубокой старости и за полгода прозрев свою кончину, Преподобный призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 г. Накануне великий угодник Божий обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим же и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру. Чести и славы не любите. Паче всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».

Мощи Преподобного Сергия были обретены 18 июля 1422 г. при его преемнике игумене Никоне. В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Перед началом строительства на месте деревянного нового храма во имя Живоначальной Троицы Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенном, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, были открыты нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были извлечены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви. При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Удивительной красоты и глубины икону Святой Троицы написал Андрей Рублев. Эта икона была создана в память о Сергии по просьбе игумена Никона. Каждого, кто видел эту икону, удивляет ее притягательная внутренняя красота и духовная сила. На протяжении многих столетий она находилась в главном храме монастыря. Пред ней молились и цари, и простолюдины. В благодарность или с просьбой о чем-либо этой иконе жертвовали драгоценные оклады и приношения. Она явилась символом духовного единства всех славян. В годы лихолетья икону забрали, сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана Сергием и его учениками.

К Преподобному Сергию как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней во все времена шли на поклонение - для назидания и молитвы, за помощью и исцелением - тысячи людей. И каждого из прибегающих к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.