№ 8 (122) - Август 2009

Тема номера: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

  • Как совместить на предприятии решение социальных и экономических задач?
  • Какими качествами должен обладать современный менеджер?
  • Может ли устойчивое развитие общества и бизнеса зависеть не только от крупных финансовых вливаний?
  • Как бороться с теневой экономикой?
  • Какую одежду носить белорусам?
  • Кризис стал своего рода катализатором для роста интернет-рекламы.
  • Нужно ли промышленным предприятиям и строительным организациям содержать собственные транспортные подразделения?
  • Объявления предприятий в специализированных информационных ресурсах являются окупаемыми инвестициями.
  • Исковая форма защиты прав в хозяйственном процессе.
  

Исключения важнее правил?

Владимир МИРОВ

Чисто формальный признак - отраслевая принадлежность - может поставить предприятие в неравные условия хозяйствования. С этим столкнулось новополоцкое ООО «Лигмод», которое наряду с другими компаниями занимается важным делом: ремонтом технологического оборудования флагмана нефтепереработки ОАО «НАФТАН».

Чтобы заслужить доверие такого заказчика, предприятию понадобилось несколько лет: специалистам пришлось делом доказывать, что они умеют работать качественно, строго соблюдая технологию и сроки выполнения работ. Руководство «Нафтана» оценило такой подход и включило компанию в круг постоянных партнеров. Конечно, у нефтепереработчиков есть собственное ремонтное подразделение, однако оно не в силах справиться со всем объемом работ по поддержанию оборудования в исправном состоянии. Особенно это касается капитальных ремонтов, когда сроки очень сжатые. На одной «нафтановской» площадке кроме ООО «Лигмод» работает еще несколько организаций, подведомственных концерну «Белнефтехим», Министерству архитектуры и строительства и Министерству энергетики, поэтому есть определенная конкуренция.

- Все мы боремся за заказы, участвуя в тендерах, - говорит директор ООО «Лигмод» Владимир НАРУШЕВИЧ. - Но в этих конкурсах не всегда находимся в равных условиях. Объясню почему. Дело в том, что в разных министерствах установлены свои проценты отчислений в инновационные фонды. А они, как известно, приплюсовываются к себестоимости. Если мы платим 13,5%, то другие - 4, а есть и такие организации, для которых этот показатель установлен в размере 0,25%. Они только за счет уменьшенных отчислений могут выиграть все тендеры, предлагая самые низкие цены. Например, на контракте стоимостью в 1 млрд. руб. разница может достигать 120-180 млн.! И это только за счет неравных условий хозяйствования.

Организации, выигравшие тендер (а речь обычно идет о крупных объектах), сами часто бывают не в силах выполнить нужный объем работ и привлекают в качестве субподрядчиков «проигравших», естественно, диктуя свои условия: передают самые невыгодные работы. И при этом субподрядчики все равно должны делать отчисления в инновационный фонд в увеличенном размере. А поскольку цены согласованы на условиях генподрядчика, то платить приходится за счет сокращения прибыли.

- Мне непонятен принцип, по которому «назначаются» в министерствах эти платежи, - продолжает Владимир Иванович. - Скажем, «Белнефтехимом» РСУ-3 установлено 4% отчислений. Но ведь эта организация может работать не только на подведомственном концерну «Нафтане», но и на других объектах, скажем, в городе. А перечисления у нее останутся в прежнем размере, и это опять даст «фору» перед конкурентами.

Возникает и второй вопрос: каково предназначение инновационных фондов? Если все предприятия вносят в них средства, то вправе рассчитывать на поддержку. Но если из такой «копилки», созданной при Министерстве архитектуры и строительства, для предприятий государственной формы собственности ежегодно выделяются средства, на которые они могут обновлять техническую базу, то для частных компаний этот источник закрыт. Таким образом, отчисления становятся просто-напросто дополнительным налогом, причем даже не из прибыли, а с оборота!

Ежемесячно ООО «Лигмод» отчисляет на чужие инновации от 40 до 65 млн.
Если и существуют инновационные фонды, то должен быть единый порядок их формирования. Это, кстати, заложено в Законе «О республиканском бюджете на 2009 год», где в п. 1 ст. 34 записан общий принцип: размер отчислений не должен превышать 0,25%. Однако уже в подп. 2.1 сделано исключение - разрешено повышать эти «ставки», причем в приложение 12, где перечислены все, кому это позволено, включены почти все министерства, ведомства и концерны. Так для кого же законодательством установлено правило?!

Неравные условия конкуренции приводят к тому, что предприятие, недобирая объемы работ, искусственно сдерживает численность коллектива, хотя могло бы создать новые рабочие места. И люди бы охотно пошли: например, в июле средняя заработная плата в ООО «Лигмод» достигла 1,7 млн. руб. Подобная «выжидательная» ситуация и с техникой: пока нет твердой уверенности в будущем, покупают только самые необходимые механизмы, которые не будут простаивать в ожидании работы.

Чтобы как-то смягчить такое положение (а компания обладает всем необходимым для ведения полного цикла строительных работ), здесь стали проводить политику диверсификации деятельности. Предприятие занимается деревообработкой, а с недавнего времени начало оказывать услуги по гидродинамической очистке технологического оборудования ОАО «Нафтан» методом высокого давления - до 1600 бар. При этом расход жидкости достигает 100 л в мин, а от трения она нагревается до 90 градусов. Это было совершенно новое направление, да и сейчас оборудование, которое применяется для этих целей в стране, можно пересчитать по пальцам одной руки. При работе на нем требуется предельная внимательность и осторожность. Австрийский инструктор, которого приглашали для обучения специалистов, даже продемонстрировал ботинок, попавший под струю воды, разрезанный пополам.

- Хотя пришлось вложить большие средства в покупку этого оборудования, оно себя оправдало, - считает В. Нарушевич. - Раньше, чтобы очистить, скажем, трубу от спекшегося мазута, рабочие брали длинные куски арматуры, наматывали на них ветошь и вчетвером или впятером пробивали скопившиеся отложения. Работа занимала, как правило, не один день. Но добиться чистоты таким методом все равно было невозможно, и через непродолжительное время полость снова забивалась. А после нашей очистки поверхностям возвращается зеркальный блеск. Конечно, во всем мире эти операции стоят достаточно дорого. Мы делаем их в 5 раз дешевле, и все равно для нас это выгодно.

Для этих работ предприятие имеет две машины - американскую и австрийскую. С их помощью можно очищать любые емкости, колонны, трубопроводы различного диаметра. Мобильность оборудования позволяет решать задачи в любой точке. Поскольку на «Нафтане» не всегда есть необходимость в этих работах, они выполняются и в других городах, в частности, в Могилеве в ОАО «Химволокно». Компания готова предложить эти услуги не только предприятиям нефтехимии, но и лакокрасочной и пищевой промышленности. В ближайшем будущем и эта современная техника будет усовершенствована: предприятие намерено приобрести специальные приспособления, которые позволят повысить производительность на операциях по очистке в 3 раза. Оснастят оборудование и вакуумной установкой, откачивающей измельченные отложения.

Гидродинамическая очистка позволяет заказчикам ООО «Лигмод» существенно уменьшить простои оборудования и даже сэкономить немало средств. Например, на многих нефтеперерабатывающих установках есть пучки труб, которые избавить от вязких отложений традиционным способом невозможно, и их приходилось просто выбрасывать. Специалисты предприятия стали их чистить, и теперь это оборудование, между прочим, стоимостью в несколько тысяч долларов, служит не один срок.

ООО «Лигмод»

211440, РБ, Витебская обл.,
г. Новополоцк, промзона ОАО «Нафтан»
Тел.: +375 (0) 214 59-88-36
Факс: +375 (0) 214 59-87-89
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Каковы масштабы «тени»?

Светлана КОЛТОВИЧ, экономист-менеджер

В экономике любой страны в качестве неотъемлемой составляющей присутствует некоторая ее часть, которая не укладывается в рамки действующего законодательства. Это теневой сектор. Так, в США он производит 6-8% ВВП. Самый большой теневой сектор (из развитых государств) - в Греции, на его долю приходится 29% ВВП.

Если для одних стран способы ведения бизнеса признаются обществом и законом теневыми, то для других эти же инструменты являются обыкновенным способом взаимодействия между экономическими субъектами и необходимым условием развития экономики.

В Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, отмечается прогрессирующая динамика теневых процессов. В последнее время это усилено системным экономическим кризисом, осложнившим ситуацию на рынке труда.

Теневая экономика становится неотъемлемым структурным элементом хозяйственной системы, оказывает на последнюю как стимулирующее, так и деструктивное воздействие. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание денег, коррупция, - все это ведет к перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой.
В связи с этим государство должно не только осознать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способно к решительным действиям по оздоровлению хозяйственных отношений.

Теневая экономика определяется как система особых экономических отношений, которые складываются между отдельными людьми, их группами, институциональными единицами по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящими от государства ограничениями.

Ее субъекты организованы по принципу пирамиды, которая, с одной стороны, поддерживает вертикальность взаимодействия, а с другой - свидетельствует о количестве участников каждого горизонтального сегмента/

Следует заметить, что теневая экономика играет определенную роль в национальном хозяйстве, и, как это ни парадоксально, не только негативную, но и позитивную. Положительное влияние такой деятельности на национальное хозяйство обычно связывают с реализацией ее экономической, социальной и воспроизводственной функций.

Применительно к постсоциалистическому периоду выделяют следующие функции теневой экономики:

•    конструктивная - уменьшает глубину трансформационного спада, нивелирует образующуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы, выполняет роль оптимизатора хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры;

•    стимулирующая («экономический поршень») - обеспечивает потенциально возможный экономический рост: около двух третей заработанных в теневом секторе доходов обычно тратится в рамках официального сектора экономики. В результате она получает хороший стимул для активного развития и ускорения экономического роста;

•    мобилизующая - формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных условиях;

•    реализаторская - высвобождение предпринимательского потенциала, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок.
В целом же преобладает негативное влияние теневой экономики на общество:

•    перераспределение доходов в пользу незначительной части общества;

•    снижение эффективности макроэкономической политики из-за коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов;

•    падение доверия к кредитным институтам;

•    увеличение инвестиционных рисков и деформация структуры национальной экономики;

•    криминализация общества;

•    снижение качества товаров и услуг.

Таким образом, теневая экономика, имеющая собственную структуру, а ее субъекты выполняют конкретную социальную роль и определенные функции, может рассматриваться как особый сегмент рыночного хозяйства.

Теневая экономика присутствует в любых странах независимо от их государственного и социально-политического устройства. Ее масштабы и особенности различны и во многом связаны с национальными хозяйственными моделями и степенью зрелости рыночных отношений. Это дает основание рассматривать специфику теневой экономической деятельности применительно к трем группам стран: с развитой, плановой и постсоциалистической экономикой.

В развитых государствах теневая экономика составляет, по разным оценкам, 12-16% ВВП, в развивающихся - 40-50, в странах с переходной экономикой - 20-30%/

Анализ тенденций развития трех типов стран выявил, что именно социально-экономическая и политическая стабильность, отработанность рыночных механизмов, присущая развитым странам, являются существенным условием не только эффективности рыночного хозяйства, но и сдерживания теневой активности.

Теневая экономика существовала и в планово-административной системе СССР. Ее основные причины:

•    наличие дефицита товаров и услуг, что стимулировало появление «черного» рынка в целях получения отдельными людьми дополнительных доходов;

•    предоставление субъектам хозяйствования прямого доступа к государственным ресурсам, а впоследствии возможность приватизации прав на их использование для личного потребления материальных благ, производившихся в рамках государственных предприятий, бюджетных учреждений и кооперативов;

•    вытеснение как чуждых советскому обществу видов свободной предпринимательской деятельности.

В условиях спада экономики, осложненного тем, что рыночная институциональная и правовая база не «достроена», многие хозяйствующие субъекты в Беларуси просто вынуждены были уходить в «тень», чтобы сохранить свой бизнес. Параллельно криминальные структуры, пользуясь пробелами в законодательстве, проникли во многие сферы экономики.

В целом сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая деформацию воспроизводственной структуры экономики. Оно, как правило, ухудшает инвестиционный климат и ограничивает возможность привлечения в страну капиталов. В то же время сберегаемые в национальной экономике ресурсы в значительной части не направляются на цели накопления. Следует отметить, что характерной чертой белорусской экономики является постоянное сокращение использования на инвестиции сберегаемых экономикой денежных ресурсов.

Сегодняшняя направленность инвестиционного процесса в Республике Беларусь, с одной стороны, ведет к закреплению структуры производства, складывающейся в нижней точке спада и предопределяющей отсталость экономики страны и зависимого, догоняющего развития, а с другой - обусловлена не только чисто экономическими, но и институциональными проблемами.
Непривлекательный инвестиционный климат в значительной степени усиливает незаконный вывоз капитала, а это лишает экономику и без того дефицитных финансовых ресурсов, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.

Полная ликвидация теневой экономики в современных условиях - задача нереальная. Прежде всего, необходимо провести исследование доли теневой экономики для каждого конкретного сегмента, а в дальнейшем, с учетом местных условий, - разработать способы противодействия этой проблеме. Представление о масштабах теневой экономики и методах ее расчета имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Из множества существующих методов можно особо выделить метод физических затрат, основанный на использовании данных о потреблении электроэнергии в экономике.

Предлагается величину скрытого объема производства (ДQ'j) определять на основе расхождений индексов объема производства промышленной продукции и потребления электроэнергии промышленностью по формуле:

ДQ'j = Qo  x (J0PJ - J0QJ),

где Q0 - объем производства промышленной продукции в базисном году;

J0PJ - базисный индекс потребления электроэнергии в j-м году;

J0QJ - базисный индекс объема производства промышленной продукции в сопоставимых ценах в j-м году.

Формы проявления теневой деятельности менее активны с улучшением экономической ситуации (в стране, отрасли, регионе), и наоборот. Поэтому пока официальная экономика не начнет эффективно функционировать, снизить долю теневой деятельности будет невозможно.
Международный опыт говорит о том, что наибольший эффект даст применение следующих мер.
Во-первых, использование финансовых индикаторов экономической безопасности при разработке основных направлений социально-экономического развития страны. Очевидно, что регулирование процентной ставки - это мощнейший рычаг финансовой инвестиционной политики, а следовательно, снижения «теневизации» экономической деятельности. Поэтому важно выйти на оптимальный уровень процентной ставки, который определяется темпами роста ВВП, степенью инфляции, рентабельностью экономики, а также регулированием направления потоков трансграничного движения капиталов.

В течение последних 20 лет технологические достижения, в том числе телекоммуникационная революция, существенно упростили возможности «оптимизации налогов», под которой обычно понимается уход от их уплаты. Согласно эффекту Лаффера при ставке налога, превышающей оптимальный уровень налогообложения, начинается процесс сокрытия доходов и падают налоговые сборы.

В связи с этим необходимо учитывать требования бизнеса к облегчению налогового бремени:

•    сократить бессмысленную множественность налогов, оставив около 10 самых важных;

•    упростить порядок их взимания;

•    устранить налоговый произвол местных властей;

•    прекратить беспрерывные изменения порядка налогообложения, когда ничего невозможно подсчитать на какую бы то ни было перспективу.

Во-вторых, усиление активности банков в области инвестиционного кредитования. Уменьшение ставки банковского процента является необходимым условием снижения инфляции, перманентный характер которой негативно влияет на инвестиционную активность в стране. Для этого у государства имеются следующие инструменты:

•    снижение ставки рефинансирования;

•    повышение внутренней устойчивости коммерческих банков;

•    развитие лизинговых схем кредитования, рассматриваемое в том числе как один из способов решения проблемы залога;

•    развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов;

•    развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам.

В-третьих, совершенствование регламентации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время преступления в области таможенного дела являются одними из самых распространенных. Криминализация в этой сфере в значительной степени связана с контрабандой и легальными схемами уклонения от таможенных пошлин.

Усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения, в связи с чем формируется заинтересованность отмывания незаконных денег через оффшорный бизнес. В этой ситуации целесообразно:

•    продолжить государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов с целью сокращения числа посреднических организаций во внешнеторговой деятельности и пресечения деятельности подставных фирм.

В сложившейся ситуации основной акцент экономической политики должен быть сделан именно на институциональные аспекты: законодательство, защита прав собственности, одинаковая доступность финансовых рынков и информации, равные условия конкуренции.

Экспортным грузам - «зеленую улицу»

Владимир СКОРОБОГАТОВ

Прохождение экспортных белорусских товаров через границу должно быть ускорено - такую цель поставил на текущий год перед своими службами Государственный таможенный комитет. О том, как эта задача решается на местах, рассказывает начальник Гродненской региональной таможни Юрий СЕНЬКО.

- Юрий Алексеевич, какие для этого применяются новые технологии?

- Мы предложили субъектам хозяйствования воспользоваться двумя новыми процедурами. Первая - предварительное информирование таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу. Отправители и получатели грузов, а также перевозчики, экспедиторы, декларанты могут заранее переслать информацию в таможню о грузе, который собираются импортировать. Мы совместно с РУП «Белтаможсервис» ее анализируем, обрабатываем, оформляем все необходимые документы. И когда товар прибывает на границу, остается только, нажав одну клавишу на компьютере, пропустить его. Конечно, в некоторых случаях, если на основании полученных данных у нас возникли сомнения, груз может быть досмотрен.

Реальное ускорение дает и вторая процедура - электронное декларирование. В этом случае мы получаем от предприятий уже сформированные таможенные документы в электронном виде. Эту работу мы начали в режиме эксперимента в мае этого года. Одно из условий электронного декларирования субъектами хозяйствования - наличие статуса добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Получить его несложно, основные требования - отсутствие нарушений таможенного законодательства,  задолженности по платежам и осуществление внешнеторговой деятельности в течение 3 лет. Для внедрения системы необходимо приобрести в РУП «Белтаможсервис» и установить программный продукт, получить электронные ключи и работать с таможней через высокоскоростной Интернет. Первыми подключились субъекты хозяйствования, которые ежемесячно экспортируют продукцию в больших объемах: ОАО «Белкард», «Гродно Азот», «Красносельстройматериалы», «Гродно Химволокно». Это сразу дало им реальную экономию средств за счет того, что можно обойтись меньшим количеством декларантов, не надо использовать транспорт для поездок в таможенные органы. Такое удобство, например, привлекло фирмы «Мока» и «АВС», которые экспортируют скоропортящиеся продукты и заинтересованы в скорейшем их прохождении через границу. На самой границе имеется так называемый «зеленый коридор» для белорусских экспортных грузов, в первую очередь по нему пропускаются транспортные средства с таким товаром. В электронном виде уже подаются и статистические декларации, применяемые при экспорте в Россию.

- Требуется ли при этом представлять документы в бумажном виде?

- Мы можем затребовать их только в том случае, если возникнут какие-либо проблемы, связанные с грузом. На таможне работает система анализа и управления рисками, которая на основании самой различной информации «подсказывает», какие действия нужно произвести с конкретным товаром. Возможно, просто требуется уточнить сведения, но бывает, что возникает необходимость произвести досмотр автомобиля.

Очень важным в системе электронного декларирования является отсутствие контакта между работниками таможни и декларантами, который порой создавал почву для злоупотреблений. Исключается и субъективизм, поскольку информация обрабатывается беспристрастным компьютером.

Таким образом, можно констатировать, что таможня все больше переходит на заявительный принцип. Но при этом появляется больше возможностей для анализа того, что и как перемещается через границу. После введения системы анализа и управления рисками число досматриваемых на границе транспортных средств уменьшилось в 10 раз. В то же время эффективность этих операций возросла. Раньше, например, за смену проверялось 50 машин и выявлялось одно нарушение. Сейчас контролируется 5 транспортных средств, из которых 2 точных «попадания».

- Насколько широко применяется электронное декларирование?

- С помощью новых компьютерных технологий нашей таможней уже отправляется на экспорт 70% всех белорусских товаров. Например, в последнюю неделю июля таможней всего оформлено 330 деклараций, из них в электронном виде - 231. Задача упрощения таможенных процедур на основе новых технологий поставлена всей таможенной службе страны. Был определен срок до 1 сентября, к которому половина экспортных грузов должна оформляться по системе электронного декларирования, и мы достигли этой цели на два месяца раньше. В 2010 г. планируется начать подобную работу и в отношении импорта. Она будет сложнее, поскольку в этой сфере применяются меры тарифного регулирования в виде пошлин.

Сегодня ГТК прорабатывает с европейскими странами, особенно Польшей и Литвой, вопросы, связанные с предварительным уведомлением - обменом информацией о тех грузах, которые будут импортироваться Республикой Беларусь. В Евросоюзе очень прозрачная система обмена данными: если из Италии выезжает груз в нашу сторону, то на польской таможне сразу же становится об этом известно: по каналам связи поступает развернутая декларация, и не требуется оформления в «ручном режиме». Достаточно поставить печать и выпустить груз в Беларусь.

Мы просим польских, литовских и украинских коллег в целях быстрого пропуска машин, следующих через белорусскую границу, передавать нам информацию в электронном виде. Тогда нам не придется еще раз вводить данные уже в нашу базу, что, конечно, требует времени. И этот вопрос сейчас прорабатывается. ГТК подписана декларация о намерениях с таможенными органами Польши, Литвы и Украины, и, думаю, в ближайшее время ситуация упростится и здесь. Подобную работу провели и с российскими таможенными органами, которые начали передавать информацию о своих экспортных грузах, следующих через белорусскую границу.

- Уменьшился ли грузопоток через границу в связи с экономическим кризисом?

- Кризис почти не повлиял на нашу работу. Достаточно сказать, что за первое полугодие в республиканский бюджет от деятельности таможни поступило 214,6 млрд. руб., и есть увеличение этого показателя: плановое задание выполнено на 101,3%. Через таможенную границу проследовало более 914 тыс. транспортных средств всех видов, при этом было перемещено около 3,6 млн. т товаров. Пока еще в пиковые часы (а это выходные дни) появляются очереди на границе, особенно на въезд в республику.

Мы оперативно реагируем на изменения ситуации на том или ином пункте пропуска. Увеличиваем численность работников, перебрасывая их с других мест в случае роста потока. Производим «маневры» численностью и в пределах одного коллектива, давая работникам отгулы в дни, когда наблюдается спад активности, и, наоборот, привлекая их, когда складывается «напряженка». Это позволяет сократить очереди на границе.

Сейчас перевозчики хорошо владеют информацией о том, какое положение на том или ином пункте пропуска, и составляют маршрут таким образом, чтобы быстрее доставить груз. Есть и другие соображения: например, многие ездят через Гродно, чтобы сэкономить на плате за дорогу через Брест. И сегодня по количеству оформленных транспортных средств Гродненская таможня уже обгоняет Брестскую. И когда раньше говорили, что «Западный Буг» - это ворота в Европу, а я шутил, что у нас - «калитка», то теперь с удовлетворением констатирую, что «габариты» входов практически сравнялись.

Лизинг и экономическая среда

Александр ЛЕВКОВИЧ, кандидат экономических наук, доцент БГЭУ

За почти двадцатилетний период развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных в странах СНГ нормативных баз. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга (возможность сделать это за год) являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинга.

Однако динамичное развитие данной сферы началось только в 2002-2003 гг. До этого времени лизинг в большинстве случаев использовался отечественными предприятиями не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной областью применения лизинга в странах со стабильной экономикой), а как средство оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов.

В последнее время вместе со стабилизацией экономической ситуации в республике ситуация на рынке лизинговых услуг начала выравниваться, а объемы операций расти. Так, в 2003 г. доля лизинга в инвестициях в основные фонды впервые превысила 4%  (4,32% по сравнению с 2,27% в 2000 г.), а к 2009 г. уже превзошла рубеж в 6,5%/ Следует также отметить, что если произвести пересчет по доле лизинга в инвестициях производственного назначения, то его доля в 2008 г. составит более 10%.

Суммарный объем лизинговых операций в 2003 г. был оценен в 288,8 млрд. руб., или 122,7 млн. евро, а за следующие 5 лет (2004-2008 гг.) он увеличился более чем в 8 раз в номинальном выражении и более чем в 6 раз в валютном эквиваленте (объем операций 2008 г. составил 745,2 млн. евро). Следует отметить, что по сравнению с 2007 г. объем лизинговых операций в валютном выражении вырос более чем на 50% на фоне сокращения лизинговых услуг на российском и европейском рынках почти на 25 и 8% соответственно. Также при сопоставлении количественных показателей развития белорусского рынка лизинговых услуг с другими сегментами отечественного рынка капитала можно отметить, что темпы роста лизинговых операций в 2008 г. были значительно выше, чем кредитных (суммарная задолженность по лизинговым договорам в течение года возросла на 58% по сравнению с 42% по кредитным).

Доля лизинга в ВВП и инвестициях является своего рода индикатором роста экономики. Наиболее высока она в развивающихся странах, где велика потребность в обновлении основных фондов, и создан благоприятный инвестиционный климат. И наоборот, эта доля уменьшается в государствах, достигших определенной экономической стабилизации или там, где наблюдается спад в экономике. В Европе данный показатель достиг максимального значения в Эстонии (немногим более 5%), а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет около 1,7%. Таким образом, степень развития лизинга в Республике Беларусь приближается к среднеевропейской.

При рассмотрении структуры рынка лизинговых услуг в разрезе объектов лизинга также можно отметить некоторые изменения. Наиболее востребованными в 2007 г. были машины и оборудование, доля которых в общей стоимости объектов лизинга составила 61,7%. На транспортные средства (в основном грузовые автомобили) пришлось 27%. В то же время еще в 2007 г. соотношение между ними было обратным (соответственно 40 и 48,5%). Причиной такого кардинального изменения ситуации, на наш взгляд, является мировой финансовый кризис. В первую очередь он отразился на автоперевозчиках, которые были основными потребителями лизинга грузовой автотехники во время рыночного подъема в 2007 г. На прежнем уровне остались операции с лизингом недвижимости (около 10% общего объема).

К сожалению, официальная статистика не дает ответа на вопрос о приоритетности в валюте осуществления лизинговых проектов. Однако в соответствии с отчетом Национального банка Республики Беларусь в 2008 г. банки проводили операции финансового лизинга преимущественно в иностранной валюте (по состоянию на 1.01.2009 г. - 67,4%, а на 1.01.2008 г. - 75%). Это дает основание считать, что в целом по сегменту лизинговых операций доля операций в иностранной валюте также является значительной, но тем не менее снижается.

Формально лизинговые компании передают валютные риски клиентам. Но фактически способность лизингополучателей погашать обязательства в иностранной валюте может обеспечиваться только при наличии у них устойчивых источников поступлений средств в такой форме. Если они отсутствуют, то в случае неблагоприятных и неожиданных изменений обменного курса риски несвоевременной уплаты лизинговых платежей могут повышаться, создавая угрозу финансовой устойчивости лизинговых компаний.

В настоящее время лизинговые операции активно осуществляет более 50 специализированных лизинговых компаний и свыше 20 белорусских банков, хотя они постепенно отказываются от активного участия в лизинговых проектах в качестве лизингодателя, и это можно считать положительной тенденцией. Так, если в первые годы XXI в. банки занимали более 60% рынка услуг по объему переданного в лизинг имущества, то сейчас их доля сократилась до чуть выше 37% (35,8% в 2007 г.), причем более 80% активных операций банков приходится на три банка (Беларусбанк, Белинвестбанк и Белпромстройбанк). Следует также отметить, что доля лизинговых операций в портфеле банковского сектора (т.е. по кредитным операциям с юридическими лицами) снизилась с 4% на начало 2004 г. до 3,5% на начало 2009 г. (3,6% в начале 2008 г.), т.е. составляет их незначительную часть.

Тем не менее присутствие банков на рынке лизинговых услуг все еще существенно. Например, банковский кредит является основным источником рефинансирования лизинговых компаний (в 2008 г. по компаниям, принявшим участие в рейтинге, его доля составляла немногим более 80% (в 2007 г. - 70%). Однако следует отметить, что значимость банковского кредитования в структуре рефинансирования лизинговых компаний сокращается, как и долевое участие белорусских банков в кредитовании лизинговых компаний. Лишь около 80% банковских кредитов лизинговым компаниям в 2008 г. было выдано отечественными банками (а в целом доля иностранных инвесторов в структуре рефинансирования лизинговых компаний превышает 15%).

С зарубежными инвесторами активно сотрудничают такие лизинговые компании, как СООО «Райффайзен-лизинг» (71,5% в структуре рефинансирования), группа «Вестлизинг» (58,3%) и СООО «РЕСО-БелЛизинг» (54,7%). Определенные ресурсы от зарубежных партнеров получают также ООО «Активлизинг» (4,8%), ИООО «Парекс Лизинг» (2,8%), а также группа «Мобильный лизинг» (2,6%). Тем не менее доля иностранных инвестиций в лизинговую деятельность сокращается. Так, в 2008 г. она составила 15,4% по сравнению с 22% в 2007 г.

Необходимо отметить, что мировая практика развития лизинга определила в качестве нормального соотношение объема лизингового портфеля лизингодателей с объемом нового бизнеса в диапазоне 2,5-4. Данное обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития рынка лизинга, его предсказуемость и поступательное увеличение объемов. В 2008 г. для рынка лизинговых услуг Республики Беларусь было характерно соотношение 1,24, что, с одной стороны, может свидетельствовать об интенсивном развитии нашего рынка, а с другой - о более коротких сроках лизинговых проектов, реализуемых отечественными лизингодателями.

В качестве положительной тенденции можно также отметить повышение финансовой устойчивости лизинговых компаний, которые за последние 5 лет смогли в 5 раз нарастить объем участия в лизинговых проектах собственным капиталом. Но по сравнению с 2007 г. изменений не произошло (14% в 2008 г. и 14,1% в 2007 г.), что может свидетельствовать о стабилизации этого показателя.
Следует заметить, что просроченная задолженность по лизинговым платежам, заметно возросшая за 2007 г., в последнем квартале 2008 г., несмотря на нарастающий финансовый кризис, несколько снизилась. Но тем не менее она значительно превышает относительный объем проблемной задолженности экономики и населения по кредитам. Так, просроченная задолженность по договорам лизинга на 1.01.2009 г. составила 192,8 млрд. руб., или 6,4% общей суммы задолженности по лизинговым договорам (на 1.01.2008 г. - 9,8%).

Согласно исследованию по лизинговым операциям, в которых лизингодателями являются банки, доля просроченной задолженности не превышает 0,2%, в то время как у лизинговых компаний она достигает 10,1%. Таким образом, для банков-лизингодателей лизинговые операции представляются менее рисковым направлением вложения средств, чем долгосрочные кредиты.

В то же время большая часть просроченной задолженности по лизинговым операциям приходится на государственную лизинговую компанию ОАО «Промагролизинг» (более 95% ее общего объема). При изъятии из рассмотрения ее операций просроченная задолженность перед лизинговыми компаниями сокращается до 0,5% накопленного лизингового портфеля, что сопоставимо с аналогичным показателем по долгосрочным кредитам.

Еще одна характерная черта заключается в том, что белорусские лизинговые компании становятся более универсальными. Еще в 2007 г. во всех сегментах рынка лизинговых услуг, за исключением недвижимости, наблюдалась специализация. В 2008 г. специализированные лизинговые компании работали только в сегментах грузового и специализированного транспорта, машин и оборудования и сельскохозяйственной техники.

Характерной особенностью отечественного рынка лизинговых услуг продолжает оставаться его низкая прозрачность: далеко не все участники готовы предоставлять достоверную информацию о себе, что немаловажно для инвесторов и клиентов. Причинами этого в основном являются два обстоятельства: нежелание оказаться в нижней части рейтинга по причине небольших объемов операций и нежелание привлекать внимание к деятельности предприятия.

Поэтому низкая прозрачность рынка, на наш взгляд, стала сегодня одним из основных барьеров на пути дальнейшего развития лизинговых отношений в Республике Беларусь.

Выбор валюты расчетов

Денис САФАРЕВИЧ, юрисконсульт ЗАО «Абсолютбанк»

Ключевым моментом любой сделки является проведение расчетов, и в частности, выбор валюты.

В соответствии с п.1 ст.141 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (п.2 ст.298 ГК).

Среди основных нормативных правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) и Правила проведения валютных операций (далее - Правила №72), утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004г. №72.

В соответствии со ст.9 Закона расчеты по валютным операциям, проводимым между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями, осуществляются в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Использование наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей при осуществлении валютных операций регламентируется Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей (далее - Инструкция №1), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007г. №1. Эта инструкция определяет источники поступления и цели использования наличной иностранной валюты.

Рассмотрим конкретный пример из практики. Субъект валютных операций - резидент заключил экспортный внешнеторговый договор с резидентом Российской Федерации на поставку оборудования. Товар по договору был отгружен. Общая его стоимость - 70 тыс. росс. руб. Стороны договорились о том, что нерезидент рассчитается с экспортером наличными денежными средствами в российских рублях. Правомерна ли такая форма расчетов?

Согласно п.18.1 Инструкции №1 субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту от нерезидентов по договорам, предусматривающим экспорт, но не более 100 тыс. росс. руб. по одному договору. Таким образом, внесение 70 тыс. наличных российских рублей субъекту валютных операций - резиденту по экспортному внешнеторговому договору является правомерным.

Но даже если клиент захочет внести сумму, свыше 100 тыс. росс. руб., то:

•    банк сумму вносимой наличной иностранной валюты не контролирует;

•    ответственности за несоблюдение данной нормы в законодательстве Республики Беларусь нет.

В то же время в сфере валютного регулирования действует следующее правило: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, в соответствии со ст.11 Закона запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и иными актами валютного законодательства.

В отношениях между юридическими лицами - резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в таких случаях:

•    привлечение на временной основе средств в бюджет, возврат этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов;

•    осуществление платежей из бюджета на цели, определенные законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов.

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами установлены в гл.5 Правил №72.

В соответствии с п.25 при проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций - резидентами разрешается, например, в следующих случаях:

•    при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь;

•    при расчетах лизингодателей за автомобильную технику белорусского производства, приобретаемую ими для передачи в лизинг, а также при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга);

•    при расчетах, осуществляемых между субъектами валютных операций - резидентами по договору комиссии, согласно условиям которого комиссионер осуществляет экспорт либо импорт за иностранную валюту.

В случаях, когда в отношениях между субъектами валютных операций - резидентами разрешено использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, они могут использоваться при уплате неустойки (штрафов, пени) либо возмещении убытков, если это предусмотрено документами, являющимися основанием для проведения расчетов (п.26 Правил №72).

Согласно п.20 Инструкции №1 субъекты валютных операций - резиденты вправе в определенных случаях принимать наличную иностранную валюту от физических лиц. Это, в частности, касается страховой и туристической деятельности, реализации товаров в розницу и оказания услуг на автомобильных дорогах с нумерацией «М» и на пограничных переходах, продажи топлива, нефтепродуктов, сжиженного газа, выплаты денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за рубежом.

В соответствии с п.4 Инструкции №1 наличная иностранная валюта может приниматься в кассу субъекта валютных операций, вноситься в кассу банка, где котором открыт счет субъекта валютных операций, или в кассу иного банка.

Наличная иностранная валюта, принятая в кассу субъекта валютных операций, подлежит обязательной сдаче в кассу банка, за исключением наличной иностранной валюты:

•    не принимаемой банком для зачисления на счет в случае, определенном в п. 5 настоящей Инструкции (в виде монет);

•    полученной субъектом валютных операций от физических лиц по договору поручения для оплаты дипломатическим и иным официальным представительствам иностранных государств консульских и иных сборов по оформлению документов данных физических лиц, при условии использования данной наличной иностранной валюты на цели, на которые она принята (подтверждением может служить отчет поверенного);

•    полученной в иных случаях, при наличии разрешения Национального банка либо установленных законодательством.

Отдельная статья в Законе посвящена расчетам между нерезидентами на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст.16 расчеты между ними в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, проводимые по счетам, открытым в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, осуществляются без ограничений, если это не противоречит режимам счетов нерезидентов, установленным нормативными правовыми актами Национального банка. При этом может использоваться любая иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком.

При осуществлении расчетов через банки Республики Беларусь необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.27 Закона банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за валютными операциями, которые проводят их клиентами. Его порядок установлен в Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009г. №46.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

•    осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

•    осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

•    получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

•    приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

•    осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств в следующих случаях:

•    если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

•    если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но оно резидентом или нерезидентом не представлено;

•    если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо эти документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

•    в иных случаях, установленных законодательством.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Необходимо обратить внимание на п.3 Правил №72, в соответствии с которым валютные операции проводятся резидентами и нерезидентами в рамках требований законодательства Республики Беларусь на основании заключенных ими договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РБ или иностранных государств. Это означает, что должен быть либо договор либо какое-то иное основание для осуществления валютной операции.

Интересным является вопрос об изменении валюты обязательств по заключенным сделкам. Рассмотрим его на конкретных примерах.

Между юридическим лицом-резидентом и нерезидентом (РФ) заключен экспортный внешнеторговый договор. От нерезидента поступила предварительная оплата - белорусские рубли. В силу объективных причин резидент не смог отгрузить товар. Стороны достигли соглашения о возврате полученной предоплаты. При этом в дополнительном соглашении стороны имеют намерение изменить валюту платежа - белорусские рубли на иностранную валюту. Правила №72 (п.7) допускают такие действия: в рамках экспортно-импортных операций как резидент, так и нерезидент вправе менять валюту своих обязательств в любую сторону: с иностранной валюты на белорусские рубли и наоборот.

В соответствии с п.10 Правил №72 при совершении валютных операций, являющихся банковскими, между банком и резидентом допускается по инициативе любой из сторон изменение денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте, на белорусские рубли.
Так, если субъект валютных операций - резидент заключил с банком кредитный договор, по которому получил 100 тыс. долл., то возможно произвести возврат основного долга и процентов и в белорусских рублях.

С другой стороны, если допускается изменение денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на иностранную валюту, то банк делать это не вправе (п.13 Правил №72).
Иной порядок действует при совершении других, кроме экспортно-импортных валютных операций между резидентами и нерезидентами. В этом случае первые вправе изменять денежные обязательства только с иностранной валюты на белорусские рубли, а вторые - наоборот. 

Стоит также отметить, что изменение денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте, при совершении операций между резидентами (кроме банков по банковским операциям) допускается только в случаях, когда законодательством Республики Беларусь разрешено использование иностранной валюты между ними (п.12 Правил №72).

В соответствии с п.23 Правил №72 при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами могут быть использованы белорусские рубли в случаях, когда расчеты осуществляются:

•    наличными белорусскими рублями в пределах сумм и в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000г. №359);

•    со счета субъекта валютных операций - нерезидента, открытого в банке, либо на счет субъекта валютных операций - нерезидента, открытый в банке в белорусских рублях;

•    при расчетах с нерезидентом, являющимся субъектом иностранного государства, с которым Республикой Беларусь заключен вступивший в силу международный договор об использовании в расчетах национальных валют - со счета (на счет) нерезидента, открытого в банке - нерезиденте данного иностранного государства, субъектом валютных операций которого данный нерезидент является;

•    на основании разрешения Национального банка. Так, письмом от 26 февраля 2008г. №31-14/393 «Разрешение на использование белорусских рублей по валютным операциям» Нацбанк разрешил использование белорусских рублей при проведении валютных операций между субъектом валютных операций - резидентом и субъектом валютных операций - нерезидентом, являющимся субъектом Китайской Народной Республики, в случаях, когда расчеты по данным валютным операциям осуществляются со счета (на счет) данного нерезидента, открытого (открытый) в банке КНР, через корреспондентские счета следующих банков Республики Беларусь: АСБ «Беларусбанк», Белагропромбанк, Белинвестбанк, БПС-Банк. Срок действия разрешения - до 31 декабря 2009г.

Окончание в следующем номере.