№ 8 (122) - Август 2009

Тема номера: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

  • Как совместить на предприятии решение социальных и экономических задач?
  • Какими качествами должен обладать современный менеджер?
  • Может ли устойчивое развитие общества и бизнеса зависеть не только от крупных финансовых вливаний?
  • Как бороться с теневой экономикой?
  • Какую одежду носить белорусам?
  • Кризис стал своего рода катализатором для роста интернет-рекламы.
  • Нужно ли промышленным предприятиям и строительным организациям содержать собственные транспортные подразделения?
  • Объявления предприятий в специализированных информационных ресурсах являются окупаемыми инвестициями.
  • Исковая форма защиты прав в хозяйственном процессе.
  

«Белкельме» - вчера, сегодня, завтра…

Варвара ШАЛКОВСКАЯ

Быть активным - это жизненная необходимость, диктуемая временем. Люди, покупающие обувь для всей семьи, сегодня особенно ценят высокое качество, удобство и стиль. Всем этим критериям соответствует обувь, выпускаемая ЗАО СП «Белкельме». Как отмечает генеральный директор предприятия Василий ДЕРЕНЧУК, для ее производства используется только натуральная хорошо обработанная кожа, подкладочные и стелечные материалы нового поколения, а также передовое высокопроизводительное оборудование.

- Василий Викторович, в чем главное отличие продукции, которую выпускает ваше предприятие?

- Основной наш ассортимент - а это 60 моделей - мужская, женская и детская обувь для разных возрастных и социальных групп для активного отдыха и повседневной носки, а также для занятий мини- и большим футболом, лыжным и другими видами спорта. Большая часть выпускаемой продукции приходится на кроссовки, предназначенные на каждый день, и это вполне нормально: по результатам исследования британской маркетинговой компании «Step by step», 80% спортивной обуви используется потребителями для повседневной носки, а не для занятий спортом.

Вся обувь выполнена на хорошем оборудовании с учетом изобретений, благодаря которым стельки «дышат», а материалы - натуральный мех, шерсть, дублированный велюр - не пропускают холод и влагу. Прослойка из вспененного полиуретана работает как воздушная «подушка»: она позволяет ноге дышать и одновременно сохраняет тепло, поддерживая максимально комфортную среду при любой погоде.

Носить кроссовки «Белкельме» не просто легко, но и полезно, поскольку первоначально их создатели ориентировались на чемпионов, которым приходится испытывать жесточайшие нагрузки на пути к победе. Кстати, сегодня предприятию доверено подготовить коллекции обуви для белорусских спортсменов, которые будут участвовать в XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере.

Впечатляет? А ведь «Белкельме» - это еще и «умная» обувь, которая позволяет человеку отдыхать даже во время нагрузок. А все потому, что стелька, сделанная из качественной целлюлозы, учитывает анатомическое и физиологическое строение стопы и обеспечивает циркуляцию воздуха.
На предприятии планомерно улучшается качество выпускаемой продукции. Основные материалы проходят испытания в исследовательских институтах, а также в отечественных аккредитованных лабораториях НИИ санитарии и гигиены. Качество продукции контролируется на всех этапах производства. Все новые модели обязательно проходят испытания экспериментальной ноской, которую специалисты проводят в течение месяца.

В планах следующего года - наладить производство профессиональной обуви для занятий бегом и легкой атлетикой. Будет увеличен выпуск женской линии, в том числе летних сандалий и кроссовок на натуральном меху.

- Широкий ассортимент качественной обуви наверняка требует постоянного внедрения новых технологий и мощных инвестиций?

- Испанский акционер в свое время поставил нам оборудование, сырье и материалы. С белорусской стороны была оказана государственная кредитная поддержка, и сегодня нам еще нужно расплачиваться с долгами. Долг нужно вернуть за четыре года, а он на январь 2007 г. составлял 680 тыс. евро (1,9 млрд. руб.). К сегодняшнему дню цифра в валюте уменьшилась на 200 тыс., а в рублях - увеличилась до 2,4 млрд. Парадокс! Поэтому практически все оборотные средства сейчас направлены на погашение задолженности. И только по мере возможности изыскиваются средства на техническое переоснащение. Однако, несмотря на все трудности, предприятие успешно работает в условиях финансового мирового кризиса и модернизирует производство. Например, приобретены программа по компьютерному моделированию обуви, современные швейные машинки. Замечу, что у нас внедрена и действует с 2003 г. система менеджмента качества СТБ ИСО 9001-2001.

На данном этапе актуальным становится привлечение инвесторов. Интерес есть, тем более что «Белкельме» активно развивается. Так, сумма налоговых отчислений за последние два года выросла практически вдвое: в 2007 г. предприятие заплатило 2 млрд. руб., в 2008 г. - 3,3, прогноз на 2009 г. - 4,3 млрд. Но мы столкнулись с тем, что иностранному капиталу интересны предприятия, у которых здания и сооружения находятся в собственности. «Белкельме» же арендует помещения.

Самым главным нашим потенциалом на сегодня являются специалисты предприятия, среди которых немало выпускников белорусских вузов: художников, модельеров, конструкторов. Посылаем их на различные выставки. Это дало нам возможность за последние два года создать собственные коллекции обуви под двумя самостоятельными торговыми марками — «Spotter» и «Белкельме».

- На какие рынки вы ориентируетесь?

- Потребность страны в различных видах обуви оценивается в 40 млн. пар, при этом отечественные предприятия производят в год около 10 млн. Так что белорусским обувщикам, и нам в том числе, есть где развернуться. К примеру, за 7 месяцев этого года мы произвели 128,1 тыс. пар обуви, или 110,1% к соответствующему периоду 2008 г. Продажи ее также возросли: отгружено 145,5 тыс. пар, или 115,1% к уровню 2008 г. Ожидаемая выручка от реализации составит 9,8 млрд. руб., или 111,7% к уровню прошлого года, при этом чистая прибыль будет равняться 1,3 млрд. руб. при рентабельности 12,1%.

На экспорт - в Россию и Украину - идет около 20% произведенной предприятием обуви. Увеличить эту долю поможет запланированное расширение нашего официального представительства в Москве.
С республиканской торговой сетью - а это 350 договоров - сегодня мы работаем в условиях отсрочки платежей на 60-90 дней, что в некоторой степени можно назвать кредитованием. А ведь по своим платежам за энергоносители, кредиты и проценты, по выплате зарплаты и уплате налогов мы должны рассчитываться вовремя. Поэтому начали искать покупателей, которые будут перечислять оплату в более короткие сроки.

Много обуви продается через выездную торговлю на предприятиях, где работники могут приобрести наш товар с отсрочкой платежа на 2 месяца в счет заработной платы, а также в фирменных магазинах, сеть которых постоянно расширяется. Быстрая оборачиваемость средств позволяет рассчитываться за сырье и материалы, проводить рекламные акции. Например, сейчас проходит акция, приуроченная к новому учебному году: вся обувь реализуется по себестоимости. Конечно, некоторая часть прибыли теряется, но все же больше приобретается: покупатель на собственном опыте убеждается в качестве товара, которому впоследствии, возможно, отдаст предпочтение. На это и делается ставка! И сегодня примерно 40% произведенной обуви продается через собственную товаропроводящую сеть.

Несмотря на кризис, за семь месяцев 2009 г. открыто несколько фирменных секций в Брянске и Санкт-Петербурге, планируется сделать это в Мурманске. Не забыта и Беларусь. Так, буквально месяц назад открылся новый фирменный магазин в Минске по адресу: пр-т Независимости, 111 (ст. метро «Московская»). Он не уступает европейским брэндовым магазинам, торгующим аналогичной продукцией. В продаже - самые новые модели и весь ассортимент нашей спортивной и повседневной обуви, а также фирменные майки и другие сопутствующие товары. Отмечу, что сейчас ведутся переговоры по открытию фирменного магазина в Гомеле.

Кроме того, мы открываем магазины по франшизе, в них также продается обувь под маркой БЕЛКЕЛЬМЕ®. Представители работают под нашим брэндом, используя завоеванную временем и качеством известность среди покупателей. Партнерам создаются льготные финансовые условия: оплата производится только за реализованный товар. К тому же им обеспечивается товарный кредит до 3 тыс. пар. Все предпринимаемые меры позволяют говорить о том, что белорусская обувь, выпускаемая под нашей маркой, станет одним из самых известных национальных брэндов.


ЗАО СП «Белкельме»
225215, Брестская обл., г. Белоозерск, ул. Шоссейная, 5
Тел.: (01643) 594-73,
                     594-27,
                     590-82
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belkelme.by

Без «Эталона» качества не будет

Владимир ДОБРИЯН

Ни один стандарт не будет работать, если не обеспечено единство системы измерений. И когда вы купили ботинки своего, взрослого размера, а они оказались впору пятилетнему сыну, то значит, производители не дружат с метрологией. На протяжении нескольких веков все государства заботятся о том, чтобы не было расхождений в сантиметрах, граммах, литрах, секундах и тысячах других единиц, чтобы приборы, измеряющие их, не «врали». В конечном итоге это позволяет упорядочить жизнь, не допуская хаоса.

Тем непонятнее события последних лет, когда некоторые крупные предприятия при сокращении лабораторий стали сдавать в металлолом метрологическое оборудование и даже эталоны мер, а предприятия, работающие в сфере ремонта средств измерений, оказались в подчинении министерств, не связанных непосредственно с разработкой стандартов и проведением испытаний и работ в этой области. Отрадно, что здравый смысл восторжествовал и в стране стали заниматься укреплением метрологической службы. Об этом говорит, например, факт передачи в систему Государственного комитета по стандартизации производственного республиканского унитарного предприятия «Завод «Эталон» и его дочерних предприятий, находившихся в ведении Министерства промышленности.

- Думаю, это очень своевременный шаг, - говорит директор витебского предприятия «Эталон» Валентин АЛИФЕР. - Ведь прохладное отношение к метрологии может привести к большим неприятностям и даже бедам. А ситуация в белорусской промышленности в этой сфере далеко не радужная: значительная часть измерительного оборудования не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Архивные данные свидетельствуют, что «прародительницей» нашего предприятия еще в XIX в. стала ремонтная организация, подчинявшаяся Санкт-Петербургской палате мер и весов. Сегодня мы входим в систему Государственного комитета по стандартизации. Уже в новые времена «Эталон» обслуживал и ремонтировал измерительные приборы не только в Витебской области, но и, например, на Смоленской АЭС, авиационном заводе, а также на производствах, расположенных в Прибалтике.

В настоящее время совершенная техническая база и высококвалифицированный персонал позволяют предприятию работать по всей стране. Такие возможности появились благодаря тесному сотрудничеству с компанией ОДО «Тезан», которая имеет хорошо оснащенный центр технического обслуживания торгового оборудования и огромный опыт работы в сфере ремонта электроники, собственные разработки и нестандартные решения в этой области. Не отказывая клиентам в ремонте старых механических средств измерения, «Эталон» продолжает внедрять новые технологии, нацеленные на современные приборы.

И хотя коллектив невелик - на двух предприятиях работают всего 80 человек, квалификация работников настолько высока, что им по плечу решение самых сложных задач. Нередко специалисты берутся даже за ту работу, от которой отказались коллеги. Сейчас, например, монтируются сложнейшие весы на иностранном предприятии «Газхимэкспорт», предназначенные для взвешивания цистерн со сжиженным газом в движении.

Но, как оказывается, и старое оборудование, созданное в свое время с большим запасом прочности, еще вполне может послужить. Так, работники «Эталона» предложили производственникам провести модернизацию весов больших габаритов: вагонных, автомобильных, бункерных. При этом отпадает необходимость в покупке нового оборудования и достигается немалая экономия: добротные старые металлические платформы оставляются, а точность на новом уровне обеспечивается современной электронной «начинкой».

А вот аналитические лабораторные весы предприятие рекомендует заменить на более точные электронные. С их ведущими производителями витебский «Эталон» заключил дилерские соглашения, что дает возможность предлагать клиентам технику по приемлемым ценам. Есть подобные договоры и с производителями бензоколонок, разрывных машин, прессов и другого оборудования, применяемого для различных измерений и испытаний.

- Хочу напомнить, что от этого зависит качество выпускаемой продукции и надежность возводимых конструкций, - подчеркивает Валентин Александрович. - Последняя приобрела особую актуальность, особенно в России, где известны случаи обрушения сооружений. В нашей стране пока до этого не дошло, однако оборудование, предназначенное для испытания образцов бетона и других строительных материалов на прочность, на многих предприятиях пришло в негодность. А новые прессы стоят до 40 тыс. долл. Учитывая это, мы предложили партнерам провести ремонт такой техники, что обходится всего в 2-3 млн. руб., либо ее модернизацию за относительно небольшие, в сравнении со стоимостью нового оборудования, деньги.

Одновременно начали развивать такое направление, как компьютерное обеспечение работы самых различных предприятий. Например, для ОАО «Доломит» автоматизировали работу отдела сбыта, организовали связь этого отдела в режиме «online» с нашим программным продуктом, установленным в компьютерах железнодорожной и автомобильной весовых этого предприятия, замкнув таким образом круг отпуска продукции, ее учета, управления поставками и сбыта. Серьезно развиваются подобные услуги для предприятий торговли. При участии ЦТО «Тезан» автоматизированы многие витебские магазины.

- Мы предложили системы видеонаблюдения и защиты от краж, кассовые аппараты, электронные весы, монтаж локальных вычислительных сетей, электрофизические измерения, программные продукты собственной разработки и другие, используемые на рынке наших услуг, - говорит В. Алифер. - В последнее время дополнили это хозяйство системой контроля кассовых операций «Призма». Она действует в «унисон» с кассовым терминалом и видеокамерой, наблюдающей за работой кассира. Для чего это нужно? По данным исследований, проводившихся в разных странах, 90% хищений в магазинах самообслуживания - на совести персонала, а не покупателей. А ведь и на наших торговых предприятиях довольно велики недостачи. Обычно кражи совершаются через расчетный узел, поэтому так важно, чтобы здесь был постоянный контроль. Программное обеспечение разработано российскими специалистами, которые имеют на это решение патент. Последняя версия ПО способна зафиксировать 150 неадекватных действий, которые кассир не должен производить на рабочем месте.

Действует система так. Специализированный программный продукт в связке с кассовым терминалом и видеосистемой фиксирует и направляет в архив любое из 150 прописанных в программе нарушений, которое сразу же попадет вместе с видеокопией чека в список запрещенных операций на специализированный сервер. Причем события в нем располагаются по степени значимости. В конце смены все такие случаи анализируются специалистами и руководителями. Таким образом, торговому предприятию не требуются отдельные сотрудники для постоянного видеонаблюдения за работой кассиров. За счет экономии фонда заработной платы и сокращения числа краж электронный «всевидящий глаз» дает реальную экономию.

В Витебске такой системой уже оснащено более 8 крупных магазинов, предлагаем ее розничным предприятиям и из других регионов. В части автоматизации мы работаем в Минской, Гомельской и Брестской областях. Ведутся переговоры по автоматизации предприятий в Гродненской области. Торговле удобно иметь дело с предприятием, потому что все средства и программные продукты, предназначенные для автоматизации, оно предлагает в комплексе, в то время как многие конкуренты специализируются на выполнении только какой-то определенной части работ. К тому же, одновременно со сдачей системы в эксплуатацию витебские специалисты берут ее на постоянное обслуживание, которое распространяется и на все приборы, требующие метрологического сопровождения.

- Мы постоянно совершенствуем формы взаимодействия с клиентами, - замечает Валентин Александрович. - Их это привлекает, а нам позволяет наращивать объемы оказываемых услуг. Сейчас, например, появилась возможность обслуживать современное метрологическое оборудование по системе удаленного доступа - через Интернет. Современная техника сама себя диагностирует и дает экстренные сигналы в случае неполадок или появления погрешности измерений. Это позволяет строить работу с нашими клиентами на долговременных договорных началах. В таком случае мы берем оборудование под свою опеку, а у предприятий-заказчиков отпадает необходимость в штатных специалистах, досконально знающих параметры и специфику работы постоянно обновляющейся техники.

РУП «Эталон»

210001, г. Витебск, ул. Белорусская, 5
Тел./факс: +375 212 36-02-40, 36-93-77
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бизнес - как на ладони

Дарья ШИТИКОВА

Старые телефонные справочники советских времен, где значились только названия предприятий и организаций, их адреса и телефоны, сегодня вряд ли оказались бы полезными для бизнеса. По мнению генерального директора СООО «Белфакта Медиа» Олега ТЕТЕРЕВА, будучи типовыми, они не отвечали на самый важный вопрос: чем занимается та или иная компания?

Принцип самоокупаемости оправдан

Анастасия МАЗУРКЕВИЧ

Медицинские услуги, в частности стоматологические, сегодня оказались в более выигрышной позиции, нежели, скажем, выпуск промышленной продукции: медики работают только под заказ, а не выпускают товар, который может  оседать на складе. И все же мировой кризис, хоть и косвенно, но нанес удар и по стоматологам: с начала года количество обращений пациентов снизилось примерно на 20%. Сохранить в этих условиях объемы работ можно только за счет ориентированности на клиентов. Так считает директор ОАО «9-я стоматологическая поликлиника» Михаил ВОЛЧЁК: нужно предлагать высокое качество услуг, доступные цены и выполнять максимальное количество работ за одно посещение пациента.

- Для нас важен клиент, поскольку поликлиника сразу же еще в 1982 г., открылась как хозрасчетное учреждение, за которым не был закреплен район обслуживания, - рассказывает Михаил Михайлович. – Поэтому для нас важно предлагать пациенту высочайшее качество работ и нести за них ответственность, поскольку конкуренция сегодня высока: только в окрестностях поликлиники находятся несколько частных стоматологических кабинетов, и их количество в Минске растет.

Чтобы выдержать конкуренцию, поликлиника с каждым обратившимся за стоматологической помощью клиентом заключает договор на оказание платных медицинских услуг, врач-стоматолог составляет подробный план лечения и протезирования и согласовывает его с пациентом. Талон на обслуживание можно заказать в регистратуре или через Интернет. Запись производится «сегодня на сегодня» и предварительно на удобное для пациента время.

Для клиентов в холлах установлены мягкие кресла, работает телевизор. На первом этаже размещена справочная информация, которая необходима пациенту в первое и последующие посещения. Имеются лечебные кабинеты, где прием  ведется двумя специалистами, врачом-стоматологом и ассистентом, процедура осмотра выводится на экран и пациент видит состояние своей ротовой полости.

По словам М.Волчка, примерно 85% клиентов поликлиники составляют минчане: люди среднего возраста и молодежь. Некоторая их часть обращается по страховым полисам компаний «Белгосстрах», «Белросстрах», «Белэксим-Гарант». Заключаются договоры с такими компаниями, как «Купала» и «Цептер».

Оставшаяся доля посетителей приходится на  жителей из  регионов Беларуси и граждан других стран. В 2009 г. услуг на экспорт должно быть выполнено на 50 млн. руб., но за полгода этот показатель реализован лишь на 18,6%. Это объясняется тем, что все иностранные граждане в Республике Беларусь пользуются страховыми полисами, и склонить их к оплате из собственного кошелька не так-то просто. Поэтому сегодня привлечению иностранцев уделяется большое внимание: например, для них до конца октября прейскурант на услуги будет соответствовать тарифам, которые утверждены для наших соотечественников.

В поликлинике работают три структурных подразделения: два терапевтические и ортопедическое отделения. В последнем есть зуботехническая лаборатория, участок напыления и полировки. Выполняются все виды протезирования, в том числе и цельнолитые работы из драгоценных металлов, в частности, золота. И если молодежь на него мало обращает внимание, то люди старшего возраста нуждаются в нем по клиническим показаниям. Как отметил Михаил Михайлович, с каждым годом объемы «золотых работ» увеличиваются: ежемесячно поликлиникой перерабатывается до 350-400 г этого металла. А в недалекой перспективе в металлокерамических конструкциях возможно использование вместо стали сплавы из золота, где его содержание будет доходить до 70%, - необходимый металл производится в государственном научном Институте технической акустики НАН РБ (Витебск).

Самыми востребованными у населения являются услуги эстетической стоматологии: виниринговое покрытие (анатомическое объемное восстановление зубов), пломбирование современными пломбировочными материалами, отбеливание зубов специальными системами.

Если за первое полугодие прошлого года предприятием было реализовано медицинских услуг на сумму 2,9 млрд. руб. (всего за год - на 5,9 млрд., или 109,3% к уровню 2007 г.), то за первое полугодие текущего года цифра равнялась уже 3,3 млрд. руб. (113,8%). План на январь-июнь 2009 г. составил 3,15 млрд. и выполнен на 105,7%.

Профессионализм первичен

Работа врачебного и среднего медицинского персонала поликлиники, востребованность услуг, потребности клиентов, их платежеспособность изучаются через анонимное анкетирование с дальнейшим анализом. Глубокое изучение рынка стоматологии позволяет сформировать стратегию на будущее. И в соответствии с этим проводится подготовка специалистов.

Сегодня на предприятии трудятся 175 человек. 80% работников - это медицинский персонал: 58 врачей и 95 медсестер. Среднемесячная выработка на одного работающего в 2009 г. составиляет 3,2 млн. руб., за аналогичный период прошлого года она равнялась 2,7, 2007 г. - 2,4, а 2006 г. - 2,2 млн. Темп роста производительности труда - выше 110%.

- Обучение специалистов проводится в соответствии с законодательной базой: раз в пять лет, - отмечает М.Волчёк. - Врачи учатся в Белорусской медицинской академии последипломного образования, средний медицинский персонал - в медицинских училищах, которые имеют лицензии и аккредитованы на переподготовку и повышение квалификации.

Категории присвоены всему врачебному составу учреждения и 96,9% среднего медицинского персонала. Для сравнения: в Минске эти показатели равняются примерно 70%. Только за 2008 г. за счет собственных средств обучено 45 стоматологов и 19 человек среднего медицинского персонала, в среднем на одного человека в прошлом году было потрачено около 487 тыс. руб., а всего - 31,2 млн. руб.

«Визитная карточка»

Качество оказываемых стоматологических услуг во многом зависит от материально-технической базы предприятия. Например, стоматологические установки поликлиника закупает через посредников у лучших производителей из США, Бразилии, Чехии. На данный момент в поликлинике работает 31 стоматологическая установка, из них только 8 служат более 10 лет. Износ парка оборудования на данный момент составляет 40%, но, по словам Михаила Михайловича, оно постоянно обновляется. Так, инвестиционная программа на 2009 г. в поликлинике выполнена почти на 107,6%, и это только за счет амортизационного фонда. В 2008 г. были приобретены зарубежные стоматологические установки на сумму 136 млн. руб., а в текущем году финансовые вливания составят 183 млн. Темп роста инвестиций в 2009 г. в сравнении с прошлым годом - 134,6%.

Наряду с оборудованием в стоматологии большое значение имеют основные материалы. И сегодня на их отсутствие грех жаловаться: рынок насыщен предложениями, среди которых, правда, нет ни одного от отечественного производителя. Стоматологические и терапевтические материалы для постановки пломб, пломбирования корневых каналов, наполнители - все они «родом» из дальнего зарубежья. И практически весь их спектр, для разных случаев, присутствует на рабочих столах врачей-стоматологов структурных отделений поликлиники.

- Сегодня на рынке стоматологических услуг мы конкурентоспособны, - убежден М.Волчёк. - Практика показала, что и в 2007,  и в 2008 гг. выручка от реализации услуг 9-й стоматологической поликлиники была весомой в сравнении с показателями других подобных учреждений. Поэтому в перспективе на территории Беларуси возможно даже создание наших дочерних предприятий.

Справка:

9-я стоматологическая поликлиника реформировалась в открытое акционерное общество в 2003 г. Его уставный фонд составил 1,1 млрд. руб. Держателями акций стали работники (53,11%) и государство (46,89%). Сегодня предприятие работает под управлением Комитета по здравоохранению Мингорисполкома.

ОАО «9-я стоматологическая поликлиника»
220088, г. Минск, ул. Захарова, 52/2
Тел./факс: (017) 294-84-13
Регистратура: (017) 294-00-94, 285-36-44
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исковая форма защиты прав в хозяйственном процессе

Виктор КАМЕНКОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь