Перевозки начинаются с расчета

Владимир НАДЕЖДИН

Отвечая на вопрос, что лучше - такси или собственный автомобиль, большинство из нас отдаст предпочтение последнему, полагая, что удобство в данном случае важнее расходов, связанных с содержанием машины. Но оправдан ли такой выбор, когда речь идет о производстве, когда необходимо завозить сырье и отправлять готовую продукцию?

Считать не машины, а грузы

В последнее время руководители многих предприятий, прежде не имевших транспортных подразделений, поспешили обзавестись ими, полагая, что наличие собственного парка автомобилей даст возможность сократить издержки. И нередко эти ожидания оправдываются.

Однако опыт ОАО «Красносельскавтотранс» свидетельствует о том, что более перспективным является подход, когда промышленному предприятию оказывает услуги специализированная транспортная компания.

Предприятие, отметившее в этом году полувековой юбилей, было создано на базе транспортного хозяйства Волковысского цементного завода «Победа» (в настоящее время - ОАО «Красносельскстройматериалы»). Будучи самостоятельным юридическим лицом, оно уже многие годы является важным звеном технологической цепочки по производству цемента. Все сырье, необходимое для изготовления этого строительного материала, а также извести, доставляется из карьеров автомобилями предприятия. В цементной отрасли это единственный пример взаимодействия двух равноправных хозяйствующих субъектов, участвующих в одном технологическом процессе.

В чем преимущества такого партнерства? Как отметил директор ОАО «Красносельскавтотранс» Александр ВОЛОЩИК, любой транспортный цех не имеет стимулов для повышения эффективности работы, а функции его начальника обычно сводятся к выделению автомобилей по заявкам других подразделений. Между прочим, такая система нередко действует и на самостоятельных транспортных предприятиях, где особо не вникают, как будут использоваться предоставленные заказчикам машины, главное, чтобы за них было заплачено, и желательно, по самым высоким тарифам. Поэтому для многих клиентов такое сотрудничество часто оказывается невыгодным, и они ищут возможность обзавестись собственным автотранспортом.

- Мы тоже когда-то строили свою работу с заказчиками подобным образом, - говорит Александр Васильевич. - Завод просил выделить определенное количество машин, которые использовал по своему усмотрению. Но с 2002 г. начали методично выстраивать систему взаимоотношений, добиваться порядка, который позволил бы нам эффективнее использовать имеющиеся возможности. Сегодня работа с нашим главным клиентом - ОАО «Красносельскстройматериалы», для которого мы выполняем более 80% перевозок, выглядит следующим образом. Вместе с партнером составляем заявку на месяц, где расписано, когда и сколько тонн сырья мы должны вывезти из карьеров на предприятие. Речь идет о больших объемах: 13-15 тыс. т в сутки. Перевозки выполняем ритмично, по графику, и при этом задействуем то количество автомобилей, которое действительно необходимо. Таким образом, применяем принципы логистики, что позволяет нам выполнять нужные объемы работ с минимальными затратами.

Но не все партнеры транспортников согласны сотрудничать на таких условиях. Особенно упорствуют строители, которые продолжают работать по старинке. А. Волощик привел пример: одна из организаций запросила на объект 15 машин. Стали разбираться. Плечо перевозки - 6 км, экскаватор загружает автомобиль в течение 3 мин. Водителю на одну «ходку» требуется 15 мин. Достаточно сделать простые подсчеты, чтобы прийти к выводу, что больше 5 машин не нужно - остальные будут простаивать в ожидании погрузки. Транспортникам не поверили, и в результате получилось, что на загрузке и выгрузке образовывались очереди. А это привело к резкому снижению эффективности использования автомобилей.

Поэтому теперь специалисты ОАО «Красносельскавтотранс» начинают работу с партнерами с вопросов: какие у вас плечо перевозки, мощность погрузочных средств и необходимый объем грузов? А сколько и каких машин нужно, транспортники определяют сами. Парк же автомобилей, насчитывающий более 90 единиц, у предприятия разнообразен - от 8 до 50 т, что позволяет ими успешно маневрировать:.

Транспортникам надо доверять

Об эффективности такого партнерства говорят цифры. Выработка на 1 т грузоподъемности за первое полугодие на предприятии превысила 16 тыс. тонно-километров, и это - один из лучших показателей для всех 19 автотранспортных организаций Гродненской области, где в среднем он равен 10,5 тыс. В то же время, как отметил Александр Васильевич, в строительных организациях и на промышленных предприятиях, располагающих собственным автотранспортом, цифры еще ниже, как правило, они не дотягивают даже до 5 тыс. т. А ведь за счет интенсивности использования транспорта снижается себестоимость конечной продукции.

Это, например, поняли в ОАО «Лидское пиво», где новый иностранный владелец контрольного пакета акций принял решение ликвидировать транспортный цех. Он подсчитал, что дешевле нанять транспорт со стороны: не надо платить налоги на недвижимость и экологический, поддерживать техническое состояние машин, что, естественно, требует немалых расходов. И такой шаг дает возможность снизить себестоимость и соответственно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

- В 2010 г. в ОАО «Красносельскстройматериалы» будет введен в строй новый цементный завод, и перевозки сырья возрастут в полтора раза, - замечает А. Волощик. - Должен заверить, что мы готовы к этому уже сейчас, ведь все последние годы целенаправленно наращивали парк техники. Конечно, делали это не только в расчете на новое предприятие. Исходили из того, что существующее цементное производство достигло проектной мощности и объемы перевозимого сырья здесь растут незначительно. А нам требуется постоянно увеличивать показатели, в том числе и для наращивания прибыли, необходимой для развития предприятия, обновления парка автомобилей. В этом году для нашего главного партнера мы должны доставить 4,35 млн. т сырья, еще чуть больше 1 млн. т намечено перевезти согласно бизнес-плану. Значит, надо искать работу по своему профилю, а это транспортировка сыпучих материалов, грунта, причем, располагая мощной техникой, мы можем работать в сложных условиях, в том числе и бездорожья.

Крупный заказ удалось получить на строительстве Гродненской ГЭС, где при сооружении водохранилища выполняется большой объем земляных работ. Только в текущем году надо перевезти 3,5 млн. куб. м грунта. А местность там - болотистая, и передвигаться по ней способна только наша техника. Ее приобрели, тесно сотрудничая с БелАЗом и его филиалом в Могилеве, который выпускает МоАЗы. Такую машину грузоподъемностью 50 т недавно взяли на испытание. Кроме того, приобрели за счет банковского займа 3 автомобиля, а в виде товарного кредита, который дал БелАЗ, - еще 5 большегрузных самосвалов. Сегодня на строительной площадке ГЭС работает 10 МоАЗов, которые в сутки перевозят 9-10 тыс. т земли. Всего же мы располагаем 14 такими 25-тонными машинами и таким же количеством БелАЗов грузоподъемностью 30 т. За последние три года предприятие инвестировало в технику более 6 млрд. руб., и только в 2009 г. данный показатель составил 2,6 млрд. И это в период кризиса! Дело в том, что многие производители испытывают сейчас проблемы со сбытом своей продукции, а значит, с ними можно договариваться на выгодных для предприятия условиях, что мы сделали, заключив соглашение с БелАЗом.

Суммарная грузоподъемность грузового парка ОАО «Красносельскавтотранс» сегодня приближается к 1,5 тыс. т. Но не менее важным фактором успеха на предприятии считают и повышение качества оказываемых транспортных услуг. Вслед за ОАО «Красносельскстройматериалы» автомобилисты в 2008 г. сертифицировали производство на соответствие стандартам системы менеджмента качества ИСО 9001-2001 и сделали это первыми среди грузовых автотранспортных предприятий республики. Причем система затрагивает не только транспортные услуги, но и техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Все это помогает добиваться побед в тендерах, где качество перевозок уже начинает цениться.

Расходы влияют на доходы

В то же время и цены предприятие предлагает очень приемлемые: здесь считают, что прибыль можно получить и на невысоких тарифах - за счет больших объемов. В прошлом году, например, удалось без ущерба для экономики предприятия снизить на 25% расценки для дорожно-строительных организаций. Однако порой возникают ситуации, когда перевозки становятся нерентабельными, особенно когда речь идет о партнерах из бюджетного сектора. Пока убытки удается компенсировать за счет прибыли, получаемой на других объектах. Но это становится своего рода «консервантом» для невыгодных тарифов. Действует правило: если в целом предприятие работает рентабельно, то оно не имеет права перерегистрировать цены, а может поднимать их только на величину индекса инфляции - в этом году на 0,5% в месяц.

А поскольку закупаемая техника становится все дороже (например, 25-тонные МоАЗы обходятся в 350 млн. руб.), чтобы работа предприятия была прибыльной, нужно постоянно искать резервы снижения затрат.

Во-первых, интенсивнее использовать имеющиеся машины. Казалось бы, при круглосуточной работе - а именно так осуществляется транспортировка сырья на цементное производство - сделать это невозможно. Но автомобилисты, выполнив расчеты, стали использовать вместо трех автомобилей всего два, несколько изменив график и добавив двух водителей. И они стали справляться с объемами перевозок, а в результате в каждой «тройке» удалось высвободить лишнюю машину для других работ.

Во-вторых, внимательно присмотрелись к расходу топлива. На МАЗах, например, достигли показателя 25,8 л на 100 км, хотя по нормативам он выше - 29 л. За счет чего получена такая экономия? По нормам автомобиль должен везти 10 т, но загрузить его с такой точностью невозможно: будет или 9,5, или 10,5 т. В первом случае будет экономия топлива, а во втором - пережог. А поскольку по технологии груженые машины обязательно взвешиваются, есть возможность установить точный расход горючего. Поэтому на предприятии отказались от общепринятых линейных норм и ввели свои, связанные с массой перевезенного груза. Кроме того, на все автомобили установили приборы учета расхода топлива, которые, между прочим, окупились всего за месяц! Ввели систему материальной заинтересованности водителей: за каждый сэкономленный литр топлива они получают 100% сэкономленных денег. Этим отбивается всякая охота продавать горючее на сторону. А недавно меры поощрения были еще больше усилены: за каждый литр из прибыли приплачивается еще 1 тыс. руб.

С июня появилась возможность еще больше сократить расходы на топливо. Транспортники полностью перешли на биодизельное горючее, выпускаемое гродненским ОАО «Азот». На каждом литре по сравнению с обычной соляркой экономится 260 руб. С учетом того, что в месяц ОАО «Красносельскавтотранс» тратит на топливо 600 млн. руб., экономия превышает 65 млн.

Чтобы сократить затраты при работе за пределами Красносельского, тоже применили оригинальную схему. Предприятие присылает на место, где идут работы, свои машины, а для работы на них нанимает местных водителей. Это позволяет экономить средства, которые шли бы на оплату командировок и наем жилья. Если объект недалеко, то автомобили не гоняют туда и обратно, а оставляют на месте, водителей же доставляют собственным автобусом.

Предприятие старается заработать и дополнительные доходы. Серьезные средства вложены в развитие второго направления деятельности - диагностику, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Такие услуги транспортники оказывают сторонним организациям, а также владельцам легковых машин, которые могут пройти техосмотр, а в ближайшем будущем - и отремонтировать свою технику.

На сертифицированной ремонтной базе осуществляется гарантийный ремонт МАЗов и БелАЗов, а в ближайшее время будет приобретено оборудование для компьютерной диагностики новых поколений этих автомобилей. Ремонтная зона уже начинает себя окупать. Ожидается, что рентабельность здесь будет даже выше, чем на грузоперевозках.

- Такая системная работа дает нам возможность успешно справляться с намеченными планами, - говорит Александр Васильевич. - По итогам полугодия наше предприятие - единственное среди транспортных организаций Гродненской области - выполнило все прогнозные показатели. Довольно высока для городского поселка Красносельский и заработная плата, которая в среднем составляет 1,077 млн. руб. Однако экономическое благополучие подрывают ставшие хроническими неплатежи. Они вымывают оборотные средства, дефицит их достиг 800 млн. руб. Плохо платят дорожники, строители, за которыми долги числятся еще с зимы. В крайних случаях обращаемся в хозяйственный суд - это сделали, например, в отношении частной компании из Микашевичей, для которой перевозили из карьера гранит. В целом дебиторская задолженность на начало июля превысила 1 млрд. руб., а наш долг по банковским кредитам составил около 2,5 млрд. Если бы деньги вовремя поступали, то, скорее всего, не потребовалось бы и прибегать к услугам банка. Думаю, эту проблему надо решать на государственном уровне, ведь неплатежи можно сравнить с пробками на дорогах: кто-то один остановился, и образовался затор. А мы, автомобилисты, хотим, чтобы движение, и в экономике, и на дорогах, по которым бегают наши машины, было бесперебойным и поступательным.

ОАО «Красносельскавтотранс»

231911, Гродненская обл., г.п. Красносельский, ул. Зеленая, 1
Тел./факс: 8 (01512) 37-451, 8 (01512) 37-125
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.