Кризис стал фоном для рывка

Алесь СЕРЖАНОВИЧ

В кризис можно работать прибыльно даже в такой отрасли, как легкая промышленность. Это доказал флагман белорусского легпрома - РУП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (БПХО).

Работу предприятия в этом году генеральный директор Александр СЕЛИФОНТОВ называет пиком развития с советских времен. Тогда объединение работало с рентабельностью в 10% и обеспечивало занятость около 12 тыс. человек. Сегодня количество работающих на барановичском предприятии составляет лишь чуть больше четверти от того уровня. А рентабельность достигает 5,2%. Однако в кризисные времена предприятие легкой промышленности, которое способно работать с чистой прибылью в 1,5 млрд. руб. и такой рентабельностью, может справедливо называться лидером отрасли.

За семь месяцев текущего года БПХО увеличило объем производства в три раза. Этому способствовала модернизация основных фондов. Как признался Александр Васильевич, благодаря Указу Президента №282, который вышел в прошлом году и поддержал легкую промышленность, объединение смогло частично заменить устаревшее оборудование за счет льготных кредитных средств Беларусбанка. Выделенных указом средств барановичскому предприятию хватило на то, чтобы уменьшить процент износа оборудования на 20%. Однако и после модернизации доля отработавшей техники, большая часть которой была установлена еще при основании объединения в 60-е гг., в цехах БПХО составит примерно 70%.

Александр Селифонтов считает, что старое оборудование - это основная проблема всего белорусского легпрома. А за ним тянутся «древние» технологии и не всегда высокое качество, что вызывает низкую конкурентоспособность белорусской продукции даже на внутреннем рынке.
Модернизация, даже такая, казалось бы, незначительная, позволила увеличить на 40% объем продаж продукции предприятия. Помогло этому и развитие товаропроводящей сети. В июле в минском Торговом центре «Столица» был открыт фирменный магазин «Блакіт», в котором покупатели могут приобрести продукцию барановичского объединения. Руководство предприятия старается в каждом областном центре Беларуси завести надежных партнеров, которые активно занимались бы сбытом его продукции.

Вместе с тем, посетовал директор Александр Селифонтов, отечественные организации весьма неохотно работают с белорусской продукцией.

- Мы по-прежнему являемся единственным предприятием страны, которое занимается переработкой хлопкового волокна по полному циклу. Даже отходы вырабатываем в обтирочную ветошь и утеплитель - ватин. Однако белорусские потребители по каким-то причинам отдают предпочтение импортной продукции. Сегодня практически отсутствуют прямые заказы Минобороны, Минздрава. Есть информация, что за 7 месяцев текущего года медицина закупила импортной марлевой ткани и перевязочных бинтов на 4 млрд. руб., хотя у нас на складах есть достаточное количество этой продукции высокого качества, которую Минздрав мог бы приобрести, - рассказал А. Селифонтов.

Именно на складах мировой финансовый кризис ощущается больше всего. У объединения запасы готовой продукции возросли с 60-70 до 250% месячной производственной программы, в первую очередь за счет увеличения производства. Однако Александр Селифонтов не считает эту ситуацию катастрофической:

- На складе должен быть месячный объем производства. У нас ассортимент тканей составляет около 400 наименований, и они в полном объеме должны быть представлены нашим потенциальным покупателям. Я думаю, что до конца года мы сможем довести наши складские запасы до нормативных показателей. Сейчас мы ежедневно подводим итоги продаж, чтобы увидеть те моменты, которые нам мешают в работе.

Помогать разгружать склады объединению стараются предприятия Минторга и Белкоопсоюза. Однако, отметил А. Селифонтов, легкой промышленности сегодня не очень комфортно работать с государственной торговлей, которая с началом кризиса поставила белорусские предприятия в неудобные условия. Сегодня те не могут поставлять товар по предоплате - торговые организации практикуют отсрочку платежа. И если в прошлом году оборачиваемость средств на БПХО составляла 115 дней, что само по себе немало, то в первом полугодии текущего года она достигла уже 185 дней.

В таких условиях предприятие планирует активнее развивать сотрудничество с малым бизнесом. Раньше на БПХО действовал документ, согласно которому поставки продукции индивидуальным предпринимателям осуществлялись только по предоплате. Как объяснил директор, подобные ограничения были обусловлены практикой работы с ИП. Были случаи, когда предприниматели банкротились, пропадали и в итоге не оплачивали товар. Российские представители малого бизнеса иногда «забывали» заплатить НДС в свой стране, после чего с претензиями по его возмещению налоговая инспекция обращалась к предприятию.

Сегодня руководство хлопчатобумажного объединения считает, что работать с предпринимателями необходимо. А для того, чтобы исключить неприятные неожиданности, в процесс взаимодействия с малым бизнесом будет включена страховая компания. Единственное, что она не страхует, - это риск неуплаты НДС.

А. Селифонтов считает, что этот вопрос нужно решать на межгосударственном уровне. Механизм уплаты НДС по стране назначения серьезно мешает белорусским предприятиям легкой промышленности продавать товар в Россию. Ведь постельное и столовое белье - это не товары первой необходимости, они могут ждать покупателя месяцами, а торговая организация уже в 20-дневный срок со дня получения товара обязана уплатить 18% НДС. На такие условия работы соглашаются далеко не все партнеры.

В этих условиях БПХО ищет новые варианты сбыта продукции. Сегодня предприятию выгодно создавать в российских регионах склады хранения. Они удобны тем, что НДС с проданного оттуда товара уплачивается только спустя 20 дней после реализации.

Однако и от варианта создания фирменных магазинов в России барановичское предприятие не отказывается. В мае-июне этого года оно открыло магазины в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, большие склады хранения - в Орехово-Зуево Владимирской области. Кроме того, сегодня прорабатывается вопрос открытия складов в Иваново - текстильной столице России.
- Если бы мне сказали раньше, что я буду работать с Иваново, я бы не поверил, - замечает А. Селифонтов. - Там масса текстильных предприятий со своими традициями и постоянными клиентами. Но сегодня, когда условия работы меняются, возможно все. Не исключено открытие для нас новых экзотических рынков, например, Китая и Венесуэлы. Китайская продукция из-за увеличения издержек сегодня тоже дорожает, что сказывается на ее конкурентоспособности. А в Венесуэлу уже сегодня можно поставлять изделия, хотя перед этим нужно изучить спрос местного населения по ассортименту, цветовой гамме.

За последние 7 месяцев экспорт продукции барановичского предприятия вырос на 33%, но составил лишь 10% от объема производимой продукции. Основным рынком сбыта остается Россия, на долю которой приходится более 95% экспорта. Разовые поставки БПХО осуществляет в страны Евросоюза. Однако на это акцент стараются не ставить, так как работа предприятия по давальческим заказам, считает руководство предприятия, уже в прошлом.

Сегодня, по мнению гендиректора Александра Селифонтова, нужно сосредоточиться на обеспечении потребностей внутреннего рынка. Ведь здесь есть еще огромный потенциал для развития. Отечественный легпром занимает лишь 30% белорусского рынка. И, предлагая качественный товар, он сможет завоевать сердца покупателей.