Принцип самоокупаемости оправдан

Анастасия МАЗУРКЕВИЧ

Медицинские услуги, в частности стоматологические, сегодня оказались в более выигрышной позиции, нежели, скажем, выпуск промышленной продукции: медики работают только под заказ, а не выпускают товар, который может  оседать на складе. И все же мировой кризис, хоть и косвенно, но нанес удар и по стоматологам: с начала года количество обращений пациентов снизилось примерно на 20%. Сохранить в этих условиях объемы работ можно только за счет ориентированности на клиентов. Так считает директор ОАО «9-я стоматологическая поликлиника» Михаил ВОЛЧЁК: нужно предлагать высокое качество услуг, доступные цены и выполнять максимальное количество работ за одно посещение пациента.

- Для нас важен клиент, поскольку поликлиника сразу же еще в 1982 г., открылась как хозрасчетное учреждение, за которым не был закреплен район обслуживания, - рассказывает Михаил Михайлович. – Поэтому для нас важно предлагать пациенту высочайшее качество работ и нести за них ответственность, поскольку конкуренция сегодня высока: только в окрестностях поликлиники находятся несколько частных стоматологических кабинетов, и их количество в Минске растет.

Чтобы выдержать конкуренцию, поликлиника с каждым обратившимся за стоматологической помощью клиентом заключает договор на оказание платных медицинских услуг, врач-стоматолог составляет подробный план лечения и протезирования и согласовывает его с пациентом. Талон на обслуживание можно заказать в регистратуре или через Интернет. Запись производится «сегодня на сегодня» и предварительно на удобное для пациента время.

Для клиентов в холлах установлены мягкие кресла, работает телевизор. На первом этаже размещена справочная информация, которая необходима пациенту в первое и последующие посещения. Имеются лечебные кабинеты, где прием  ведется двумя специалистами, врачом-стоматологом и ассистентом, процедура осмотра выводится на экран и пациент видит состояние своей ротовой полости.

По словам М.Волчка, примерно 85% клиентов поликлиники составляют минчане: люди среднего возраста и молодежь. Некоторая их часть обращается по страховым полисам компаний «Белгосстрах», «Белросстрах», «Белэксим-Гарант». Заключаются договоры с такими компаниями, как «Купала» и «Цептер».

Оставшаяся доля посетителей приходится на  жителей из  регионов Беларуси и граждан других стран. В 2009 г. услуг на экспорт должно быть выполнено на 50 млн. руб., но за полгода этот показатель реализован лишь на 18,6%. Это объясняется тем, что все иностранные граждане в Республике Беларусь пользуются страховыми полисами, и склонить их к оплате из собственного кошелька не так-то просто. Поэтому сегодня привлечению иностранцев уделяется большое внимание: например, для них до конца октября прейскурант на услуги будет соответствовать тарифам, которые утверждены для наших соотечественников.

В поликлинике работают три структурных подразделения: два терапевтические и ортопедическое отделения. В последнем есть зуботехническая лаборатория, участок напыления и полировки. Выполняются все виды протезирования, в том числе и цельнолитые работы из драгоценных металлов, в частности, золота. И если молодежь на него мало обращает внимание, то люди старшего возраста нуждаются в нем по клиническим показаниям. Как отметил Михаил Михайлович, с каждым годом объемы «золотых работ» увеличиваются: ежемесячно поликлиникой перерабатывается до 350-400 г этого металла. А в недалекой перспективе в металлокерамических конструкциях возможно использование вместо стали сплавы из золота, где его содержание будет доходить до 70%, - необходимый металл производится в государственном научном Институте технической акустики НАН РБ (Витебск).

Самыми востребованными у населения являются услуги эстетической стоматологии: виниринговое покрытие (анатомическое объемное восстановление зубов), пломбирование современными пломбировочными материалами, отбеливание зубов специальными системами.

Если за первое полугодие прошлого года предприятием было реализовано медицинских услуг на сумму 2,9 млрд. руб. (всего за год - на 5,9 млрд., или 109,3% к уровню 2007 г.), то за первое полугодие текущего года цифра равнялась уже 3,3 млрд. руб. (113,8%). План на январь-июнь 2009 г. составил 3,15 млрд. и выполнен на 105,7%.

Профессионализм первичен

Работа врачебного и среднего медицинского персонала поликлиники, востребованность услуг, потребности клиентов, их платежеспособность изучаются через анонимное анкетирование с дальнейшим анализом. Глубокое изучение рынка стоматологии позволяет сформировать стратегию на будущее. И в соответствии с этим проводится подготовка специалистов.

Сегодня на предприятии трудятся 175 человек. 80% работников - это медицинский персонал: 58 врачей и 95 медсестер. Среднемесячная выработка на одного работающего в 2009 г. составиляет 3,2 млн. руб., за аналогичный период прошлого года она равнялась 2,7, 2007 г. - 2,4, а 2006 г. - 2,2 млн. Темп роста производительности труда - выше 110%.

- Обучение специалистов проводится в соответствии с законодательной базой: раз в пять лет, - отмечает М.Волчёк. - Врачи учатся в Белорусской медицинской академии последипломного образования, средний медицинский персонал - в медицинских училищах, которые имеют лицензии и аккредитованы на переподготовку и повышение квалификации.

Категории присвоены всему врачебному составу учреждения и 96,9% среднего медицинского персонала. Для сравнения: в Минске эти показатели равняются примерно 70%. Только за 2008 г. за счет собственных средств обучено 45 стоматологов и 19 человек среднего медицинского персонала, в среднем на одного человека в прошлом году было потрачено около 487 тыс. руб., а всего - 31,2 млн. руб.

«Визитная карточка»

Качество оказываемых стоматологических услуг во многом зависит от материально-технической базы предприятия. Например, стоматологические установки поликлиника закупает через посредников у лучших производителей из США, Бразилии, Чехии. На данный момент в поликлинике работает 31 стоматологическая установка, из них только 8 служат более 10 лет. Износ парка оборудования на данный момент составляет 40%, но, по словам Михаила Михайловича, оно постоянно обновляется. Так, инвестиционная программа на 2009 г. в поликлинике выполнена почти на 107,6%, и это только за счет амортизационного фонда. В 2008 г. были приобретены зарубежные стоматологические установки на сумму 136 млн. руб., а в текущем году финансовые вливания составят 183 млн. Темп роста инвестиций в 2009 г. в сравнении с прошлым годом - 134,6%.

Наряду с оборудованием в стоматологии большое значение имеют основные материалы. И сегодня на их отсутствие грех жаловаться: рынок насыщен предложениями, среди которых, правда, нет ни одного от отечественного производителя. Стоматологические и терапевтические материалы для постановки пломб, пломбирования корневых каналов, наполнители - все они «родом» из дальнего зарубежья. И практически весь их спектр, для разных случаев, присутствует на рабочих столах врачей-стоматологов структурных отделений поликлиники.

- Сегодня на рынке стоматологических услуг мы конкурентоспособны, - убежден М.Волчёк. - Практика показала, что и в 2007,  и в 2008 гг. выручка от реализации услуг 9-й стоматологической поликлиники была весомой в сравнении с показателями других подобных учреждений. Поэтому в перспективе на территории Беларуси возможно даже создание наших дочерних предприятий.

Справка:

9-я стоматологическая поликлиника реформировалась в открытое акционерное общество в 2003 г. Его уставный фонд составил 1,1 млрд. руб. Держателями акций стали работники (53,11%) и государство (46,89%). Сегодня предприятие работает под управлением Комитета по здравоохранению Мингорисполкома.

ОАО «9-я стоматологическая поликлиника»
220088, г. Минск, ул. Захарова, 52/2
Тел./факс: (017) 294-84-13
Регистратура: (017) 294-00-94, 285-36-44
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.