Государственное управление в условиях кризиса

Уважаемые читатели!

В последнее время в средствах массовой информации часто высказывается мысль о том, что сочетание административного управления с рыночными принципами хозяйствования обеспечило Беларуси замедление втягивания в кризис и ускорит выход из него.

Что касается распространения на Беларусь кризисных явлений, то о замедлении можно говорить лишь в части биржевых фондовых операций - в силу их практического отсутствия в Беларуси, а также в связи с тем, что российский рынок, сам почувствовавший кризис позже, чем США и Западная Европа, в первые месяцы продолжал потреблять белорусский экспорт. В банковской сфере стабилизацию обеспечили российский кредит и кредиты Международного валютного фонда, предоставленные последним на 3 года.

Государственное управление в условиях кризиса

Уважаемые читатели!

В последнее время в средствах массовой информации часто высказывается мысль о том, что сочетание административного управления с рыночными принципами хозяйствования обеспечило Беларуси замедление втягивания в кризис и ускорит выход из него.

Что касается распространения на Беларусь кризисных явлений, то о замедлении можно говорить лишь в части биржевых фондовых операций - в силу их практического отсутствия в Беларуси, а также в связи с тем, что российский рынок, сам почувствовавший кризис позже, чем США и Западная Европа, в первые месяцы продолжал потреблять белорусский экспорт. В банковской сфере стабилизацию обеспечили российский кредит и кредиты Международного валютного фонда, предоставленные последним на 3 года.

Страница 2

Между тем отрицание в Беларуси кризиса и сохранение административного воздействия на выполнение объемных показателей привело к затовариванию складов и лишению предприятий оборотных средств. Некоторый отказ от достижения любой ценой объемных показателей, установленных на год, наметился только в августе, когда их нереальность стала очевидна. Тем не менее, и по сей день на отраслевом и территориальном уровнях продолжаются «накачки» директоров с целью прироста объемных показателей на уровне 2008 г.

Объясняется это тем, что, мол, чем выше дисциплина и напряженнее задача, тем меньше воздействие на экономику кризиса. Что-то в этом есть, тем более, что многие директора еще помнят партийные принципы руководства. К тому же, необходимо учитывать, что форма управления в Беларуси иной и не может быть, поскольку в стране не проведены разгосударствление и приватизация. Но по сути и в этих условиях государственное управление рационально было бы изменить.

Основным стратегическим направлением должно стать повышение качества продукции и производство ее исходя из рыночных возможностей. Меняются потребности - должен меняться и объем производства. Конечно, потребности тоже нужно формировать за счет поиска новых доступных рынков. Это должно быть наиболее важной задачей и госаппарата, и предприятий. Но нельзя работать на склад. Кроме финансовых потерь, это ни к чему не приводит.
Если есть спрос, то и в кризисных условиях можно прирастать на 23%, как это делает Минский завод колесных тягачей. Безусловно, это  не только следствие затрат РФ на вооружение, но и инвестиции коллектива в развитие продукции, техническое перевооружение, эффективное управление, активный поиск новых рынков.

Но если нет спроса, то и все усилия МТЗ по завоеванию 80% тракторостроительного рынка бывшего Советского Союза по итогам 2008 г. не могут привести к достижению установленных объемов производства. По итогам 6 месяцев производство минских колесных тракторов сократилось на 32%, в то время как на Владимирском тракторном заводе - на 47%, Харьковском - на 93%. И неважно, где минские тракторы стоят - на заводском складе или у дилеров. Завод, если дилеры не покупают у него продукцию, несет финансовые потери. А поскольку завод - государственное предприятие, то несет убытки государство.

И какое бы административное воздействие ни было, если спрос сократился, то сократится и объем, даже если продукция у предприятия высококачественная. Например, у ЗАО «Милавица» выпуск в 2009 г. упал на 20%, у ОАО «Белорусские обои» - на 11%, а ЗАО «Атлант»  - на 16,5%.

Но производители качественной продукции смогут сохранить рынки и при росте спроса восстановить объем производства. Менее успешные предприятия с рынка уйдут. Для достижения же качества нужны инвестиции. Отсутствие иностранных инвестиций и омертвление финансовых ресурсов в неликвидах сокращают возможности развития. И это стремлением сберечь социальную стабильность не оправдать. Позднее, когда рынки будут потеряны, а кредиты нужно будет возвращать, сохранить занятость и выплаты заработной платы будет невозможно.

Не решить эту задачу без ухода из сферы хозяйствования неэффективных предприятий. Дефицитные финансовые ресурсы необходимо сосредоточить на таких реально конкурентоспособных предприятиях, как Минский завод колесных тягачей. При этом рационально сократить расходы бюджета на администрирование, особенно касающееся предприятий. Высвобождающихся работников следует направить в сферу услуг, а также те отрасли, где могут быть созданы новые рабочие места при небольших затратах на переобучение. В стране должен появиться рациональный процент безработицы, иначе эффективности нам не добиться. Примером может быть строительство. При несложности технологии найти высококвалифицированных специалистов, умеющих работать с современными материалами, чрезвычайно сложно, потому что все работающие в отрасли и так востребованы и получают приличную заработную плату. Формировать же стремление к эффективному труду мы пока не научились, а это - прямая задача госуправления.

Будущее создается сегодня. И без смещения управляющего воздействия с количества на качество твердых основ не заложить.

С уважением, главный редактор А.Ковтуненко