Предпринимательство начинается с «человеческого лица»

Таисия ЕЛЕЦКИХ, доцент БГУИР, кандидат экономических наук

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) в последние годы получила широкую популярность во всем мире. Она стала предметом обсуждений на многочисленных международных конференциях, посвященных устойчивости развития общества и бизнеса, направлением научных исследований в области эффективного менеджмента. Ее принципы внедряются в деловую практику предприятий и рассматриваются правительствами стран как основа партнерства при выполнении социально-экономических ожиданий общества.

В 1999 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) выступил с инициативой подписания Глобального договора, целью которого является содействие формированию «общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо». Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Многие компании переосмысливают свою роль в обществе, все чаще бизнес говорит о социальном партнерстве и социальных инвестициях, в обиход входят такие выражения, как социальная и корпоративная ответственность. Так что же такое КСО?

Впервые основные положения этой теории, получившей название теории корпоративного эгоизма1 , представил нобелевский лауреат М. Фридман, который в 1971 г. писал в газете New York Times: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Другая точка зрения получила название теории просвещенного эгоизма. В ней КСО отождествлялась со спонсорством и благотворительностью как разновидностями социального инвестирования. Квинтэссенцией теории стал тезис о том, что текущее сокращение прибылей компаний за счет социально ориентированных трат создает благоприятное социальное окружение, способствует устойчивому развитию бизнеса.

За последние 10 лет международное понимание необходимости КСО и теоретическое обоснование направлений ее развития значительно продвинулись. Европейская комиссия дает такое определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в развитии общества и защите окружающей среды» 2, - подчеркивая добровольный характер мероприятий.

Наиболее системное видение КСО приведено в определении, данном Ассоциацией менеджеров России: «Корпоративная социальная ответственность - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующих ориентирах:

● производство качественной продукции и услуг для потребителей;

● создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

● неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

● построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

● учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

● вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества».

Желание общества обратить внимание бизнеса и вовлечь его в решение социальных, экономических и экологических проблем очевидно. В условиях ограниченных ресурсов для общества небезразлично, как бизнес производит товары и услуги: соблюдаются ли современные стандарты в области охраны окружающей среды, выпускается ли экологически чистая продукция, платятся ли в полном объеме налоги и т. д.

Но зачем бизнесу, цель которого - получение максимальной прибыли, добровольно брать на себя дополнительные обязательства, не связанные с требованиями законов и стандартов?

Многие исследователи считают, что социально ответственные инициативы бизнеса - это не дань моде, это ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса, более того, по мнению зарубежных ученых М. Асслендера (Кассель, Германия) и А. Бринка (университет Байройта, Германия), - путь к достижению устойчивой экономической эффективности. Социальная ответственность бизнеса является жизненно важным и общепризнанным фактором конкуренции в экономически развитых странах. Сегодня для того, чтобы быть успешным в бизнесе, уже недостаточно честно платить налоги, обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам и доход акционерам. Общество ждет от бизнеса большего, а именно вклада в решение социальных проблем. И это не просто слова, а активная позиция общественности, потребителей, акционеров, сотрудников компании. Многие зарубежные исследования показывают, что при равных цене и качестве люди выбирают ту компанию, которая, на их взгляд, является социально ответственной. Согласно исследованиям, проведенным Ассоциацией менеджеров России, 32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний, а 42% готовы за экологически чистый товар платить на 10% больше. Эти данные отражают намерения общественности, которые в дальнейшем будут воплощены в действия: покупку акций, приобретение продукции и т. д.

КСО является современной нормой поведения любой компании и неотъемлемой частью системы социального прогнозирования, управления рисками и формирования акционерной стоимости, а не просто функцией связей с общественностью. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний. Фактически КСО - это политика и реализация стратегии устойчивого развития компании.

Отец науки управления Питер Друкер считал ответственность перед обществом одной из восьми ключевых сфер жизни компании (наравне с инновациями, прибыльностью, производительностью). Влияние КСО на привлекательность бизнеса трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков. Компания может быть успешной с позиций своей текущей прибыльности, но крайне неустойчивой с социальной и экологической точки зрения. На Западе грамотная политика в этой области дает значительную прибавку к капитализации предприятия, повышает его репутацию в глазах потребителей и деловых партнеров. Исследование университета DePaul, проведенное в 2002 г. в США, показало, что результаты компаний, включенных в рейтинг лучших в отношении бизнес-этики Business Ethics Best Citizen companies, на 10% выше, чем у других, входящих в индекс 500 Standart & Poor’s. Стратегические фонды, банки, инвестиционная политика которых исходит из принципов КСО, открыты только для компаний, реализующих стратегии социальной ответственности.

Внедрение КСО в деловую практику дает устойчивые конкурентные преимущества по следующим причинам:

● улучшение имиджа компании, рост репутации приводят к позитивным финансовым последствиям;

● повышается лояльность общества и органов власти;

● снижаются репутационные риски и опасность конъюнктурных или стратегических ошибок, что позволяет избежать опасных для бизнеса конфликтных решений;

● КСО является мощным инструментом корпоративного строительства, сплачивает коллектив компании, повышает лояльность и заинтересованность персонала, исключает внутренние конфликты, трудовые споры и т.д.

● повышается инвестиционная привлекательность корпорации;

● развитие человеческих ресурсов позволяет избегать текучести кадров и привлекать лучших специалистов на рынке труда;

● высокая социальная мотивация увеличивает производительность труда;

● повышается конкурентоспособность работодателей в отношении дефицитных квалифицированных трудовых ресурсов;

● существенно дополняются маркетинговые стратегии, позволяя целенаправленно культивировать общественные ценности и формировать лояльность массового потребителя, воспитывая в нем приверженность производимым компанией товарам и услугам и создавая новые виды товаров и услуг в соответствии с их ожиданиями;

● способствует снижению бюрократических издержек развития бизнеса, повышает прозрачность взаимоотношений с органами власти, противодействует коррупционному влиянию со стороны отдельных чиновников;

● сохраняет социальную стабильность в регионе производства и обеспечивает устойчивость самого бизнеса.

В целом от КСО выигрывают все заинтересованные стороны, поскольку в ходе этого процесса культивируются новые гражданские ценности, воспитывается необходимая для устойчивого развития культура социального партнерства, создаются внутренние, естественные механизмы противодействия коррупции.

Инициатива ООН «Глобальный договор»3 получила развитие и в Беларуси. На сегодня 63 белорусские компании заключили Глобальный договор и создали национальную сеть его участников, причем 20 из них присоединились только за первое полугодие 2009 г. Как часть глобального бизнеса, белорусские компании подтвердили приверженность принятому в мировой практике пониманию корпоративной социальной ответственности, повышая имидж страны в мире.

При поддержке Глобального договора белорусскими компаниями совместно с заинтересованными сторонами были осуществлены и реализуются в настоящее время ряд межсекторных партнерских проектов: в сфере здорового питания детей (инициатор - ОАО «Савушкин продукт»), развития телемедицины (СООО «Мобильные ТелеСистемы»), по созданию гарантийного фонда для развития малого предпринимательства (БСПН им. Кунявского), организации летнего кафе в малом городе Новолукомле (ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»), восстановлению гидрологического режима болота в заказнике «Ельня» (ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»), созданию благотворительного фонда помощи детям (ОАО «Белгазпромбанк»), акции, направленные на безопасность дорожного движения (компания «Инко-Фуд»).

Само появление в Беларуси национальной сети Глобального договора свидетельствует о признании бизнесом того факта, что успех деловой активности во многом зависит от благополучия окружающего сообщества, а КСО является эффективным инструментом управления, способным обеспечить долгосрочное устойчивое развитие компании.

 


1Кричевский, Н. А., Гончаров, С. Ф. Корпоративная социальная ответственность.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 216 с.

 

2The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Philip Morris Institute for Public policy Research ASBL, Brussels, Belgium, 2000.

3http://un.by/ru/undp/gcompact