Каковы масштабы «тени»?

Светлана КОЛТОВИЧ, экономист-менеджер

В экономике любой страны в качестве неотъемлемой составляющей присутствует некоторая ее часть, которая не укладывается в рамки действующего законодательства. Это теневой сектор. Так, в США он производит 6-8% ВВП. Самый большой теневой сектор (из развитых государств) - в Греции, на его долю приходится 29% ВВП.

Если для одних стран способы ведения бизнеса признаются обществом и законом теневыми, то для других эти же инструменты являются обыкновенным способом взаимодействия между экономическими субъектами и необходимым условием развития экономики.

В Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, отмечается прогрессирующая динамика теневых процессов. В последнее время это усилено системным экономическим кризисом, осложнившим ситуацию на рынке труда.

Теневая экономика становится неотъемлемым структурным элементом хозяйственной системы, оказывает на последнюю как стимулирующее, так и деструктивное воздействие. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание денег, коррупция, - все это ведет к перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой.
В связи с этим государство должно не только осознать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способно к решительным действиям по оздоровлению хозяйственных отношений.

Теневая экономика определяется как система особых экономических отношений, которые складываются между отдельными людьми, их группами, институциональными единицами по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящими от государства ограничениями.

Ее субъекты организованы по принципу пирамиды, которая, с одной стороны, поддерживает вертикальность взаимодействия, а с другой - свидетельствует о количестве участников каждого горизонтального сегмента/

Следует заметить, что теневая экономика играет определенную роль в национальном хозяйстве, и, как это ни парадоксально, не только негативную, но и позитивную. Положительное влияние такой деятельности на национальное хозяйство обычно связывают с реализацией ее экономической, социальной и воспроизводственной функций.

Применительно к постсоциалистическому периоду выделяют следующие функции теневой экономики:

•    конструктивная - уменьшает глубину трансформационного спада, нивелирует образующуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы, выполняет роль оптимизатора хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры;

•    стимулирующая («экономический поршень») - обеспечивает потенциально возможный экономический рост: около двух третей заработанных в теневом секторе доходов обычно тратится в рамках официального сектора экономики. В результате она получает хороший стимул для активного развития и ускорения экономического роста;

•    мобилизующая - формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных условиях;

•    реализаторская - высвобождение предпринимательского потенциала, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок.
В целом же преобладает негативное влияние теневой экономики на общество:

•    перераспределение доходов в пользу незначительной части общества;

•    снижение эффективности макроэкономической политики из-за коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов;

•    падение доверия к кредитным институтам;

•    увеличение инвестиционных рисков и деформация структуры национальной экономики;

•    криминализация общества;

•    снижение качества товаров и услуг.

Таким образом, теневая экономика, имеющая собственную структуру, а ее субъекты выполняют конкретную социальную роль и определенные функции, может рассматриваться как особый сегмент рыночного хозяйства.

Теневая экономика присутствует в любых странах независимо от их государственного и социально-политического устройства. Ее масштабы и особенности различны и во многом связаны с национальными хозяйственными моделями и степенью зрелости рыночных отношений. Это дает основание рассматривать специфику теневой экономической деятельности применительно к трем группам стран: с развитой, плановой и постсоциалистической экономикой.

В развитых государствах теневая экономика составляет, по разным оценкам, 12-16% ВВП, в развивающихся - 40-50, в странах с переходной экономикой - 20-30%/

Анализ тенденций развития трех типов стран выявил, что именно социально-экономическая и политическая стабильность, отработанность рыночных механизмов, присущая развитым странам, являются существенным условием не только эффективности рыночного хозяйства, но и сдерживания теневой активности.

Теневая экономика существовала и в планово-административной системе СССР. Ее основные причины:

•    наличие дефицита товаров и услуг, что стимулировало появление «черного» рынка в целях получения отдельными людьми дополнительных доходов;

•    предоставление субъектам хозяйствования прямого доступа к государственным ресурсам, а впоследствии возможность приватизации прав на их использование для личного потребления материальных благ, производившихся в рамках государственных предприятий, бюджетных учреждений и кооперативов;

•    вытеснение как чуждых советскому обществу видов свободной предпринимательской деятельности.

В условиях спада экономики, осложненного тем, что рыночная институциональная и правовая база не «достроена», многие хозяйствующие субъекты в Беларуси просто вынуждены были уходить в «тень», чтобы сохранить свой бизнес. Параллельно криминальные структуры, пользуясь пробелами в законодательстве, проникли во многие сферы экономики.

В целом сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая деформацию воспроизводственной структуры экономики. Оно, как правило, ухудшает инвестиционный климат и ограничивает возможность привлечения в страну капиталов. В то же время сберегаемые в национальной экономике ресурсы в значительной части не направляются на цели накопления. Следует отметить, что характерной чертой белорусской экономики является постоянное сокращение использования на инвестиции сберегаемых экономикой денежных ресурсов.

Сегодняшняя направленность инвестиционного процесса в Республике Беларусь, с одной стороны, ведет к закреплению структуры производства, складывающейся в нижней точке спада и предопределяющей отсталость экономики страны и зависимого, догоняющего развития, а с другой - обусловлена не только чисто экономическими, но и институциональными проблемами.
Непривлекательный инвестиционный климат в значительной степени усиливает незаконный вывоз капитала, а это лишает экономику и без того дефицитных финансовых ресурсов, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.

Полная ликвидация теневой экономики в современных условиях - задача нереальная. Прежде всего, необходимо провести исследование доли теневой экономики для каждого конкретного сегмента, а в дальнейшем, с учетом местных условий, - разработать способы противодействия этой проблеме. Представление о масштабах теневой экономики и методах ее расчета имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Из множества существующих методов можно особо выделить метод физических затрат, основанный на использовании данных о потреблении электроэнергии в экономике.

Предлагается величину скрытого объема производства (ДQ'j) определять на основе расхождений индексов объема производства промышленной продукции и потребления электроэнергии промышленностью по формуле:

ДQ'j = Qo  x (J0PJ - J0QJ),

где Q0 - объем производства промышленной продукции в базисном году;

J0PJ - базисный индекс потребления электроэнергии в j-м году;

J0QJ - базисный индекс объема производства промышленной продукции в сопоставимых ценах в j-м году.

Формы проявления теневой деятельности менее активны с улучшением экономической ситуации (в стране, отрасли, регионе), и наоборот. Поэтому пока официальная экономика не начнет эффективно функционировать, снизить долю теневой деятельности будет невозможно.
Международный опыт говорит о том, что наибольший эффект даст применение следующих мер.
Во-первых, использование финансовых индикаторов экономической безопасности при разработке основных направлений социально-экономического развития страны. Очевидно, что регулирование процентной ставки - это мощнейший рычаг финансовой инвестиционной политики, а следовательно, снижения «теневизации» экономической деятельности. Поэтому важно выйти на оптимальный уровень процентной ставки, который определяется темпами роста ВВП, степенью инфляции, рентабельностью экономики, а также регулированием направления потоков трансграничного движения капиталов.

В течение последних 20 лет технологические достижения, в том числе телекоммуникационная революция, существенно упростили возможности «оптимизации налогов», под которой обычно понимается уход от их уплаты. Согласно эффекту Лаффера при ставке налога, превышающей оптимальный уровень налогообложения, начинается процесс сокрытия доходов и падают налоговые сборы.

В связи с этим необходимо учитывать требования бизнеса к облегчению налогового бремени:

•    сократить бессмысленную множественность налогов, оставив около 10 самых важных;

•    упростить порядок их взимания;

•    устранить налоговый произвол местных властей;

•    прекратить беспрерывные изменения порядка налогообложения, когда ничего невозможно подсчитать на какую бы то ни было перспективу.

Во-вторых, усиление активности банков в области инвестиционного кредитования. Уменьшение ставки банковского процента является необходимым условием снижения инфляции, перманентный характер которой негативно влияет на инвестиционную активность в стране. Для этого у государства имеются следующие инструменты:

•    снижение ставки рефинансирования;

•    повышение внутренней устойчивости коммерческих банков;

•    развитие лизинговых схем кредитования, рассматриваемое в том числе как один из способов решения проблемы залога;

•    развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов;

•    развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам.

В-третьих, совершенствование регламентации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время преступления в области таможенного дела являются одними из самых распространенных. Криминализация в этой сфере в значительной степени связана с контрабандой и легальными схемами уклонения от таможенных пошлин.

Усиливается противоречие между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения, в связи с чем формируется заинтересованность отмывания незаконных денег через оффшорный бизнес. В этой ситуации целесообразно:

•    продолжить государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов с целью сокращения числа посреднических организаций во внешнеторговой деятельности и пресечения деятельности подставных фирм.

В сложившейся ситуации основной акцент экономической политики должен быть сделан именно на институциональные аспекты: законодательство, защита прав собственности, одинаковая доступность финансовых рынков и информации, равные условия конкуренции.