Экспортным грузам - «зеленую улицу»

Владимир СКОРОБОГАТОВ

Прохождение экспортных белорусских товаров через границу должно быть ускорено - такую цель поставил на текущий год перед своими службами Государственный таможенный комитет. О том, как эта задача решается на местах, рассказывает начальник Гродненской региональной таможни Юрий СЕНЬКО.

- Юрий Алексеевич, какие для этого применяются новые технологии?

- Мы предложили субъектам хозяйствования воспользоваться двумя новыми процедурами. Первая - предварительное информирование таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу. Отправители и получатели грузов, а также перевозчики, экспедиторы, декларанты могут заранее переслать информацию в таможню о грузе, который собираются импортировать. Мы совместно с РУП «Белтаможсервис» ее анализируем, обрабатываем, оформляем все необходимые документы. И когда товар прибывает на границу, остается только, нажав одну клавишу на компьютере, пропустить его. Конечно, в некоторых случаях, если на основании полученных данных у нас возникли сомнения, груз может быть досмотрен.

Реальное ускорение дает и вторая процедура - электронное декларирование. В этом случае мы получаем от предприятий уже сформированные таможенные документы в электронном виде. Эту работу мы начали в режиме эксперимента в мае этого года. Одно из условий электронного декларирования субъектами хозяйствования - наличие статуса добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Получить его несложно, основные требования - отсутствие нарушений таможенного законодательства,  задолженности по платежам и осуществление внешнеторговой деятельности в течение 3 лет. Для внедрения системы необходимо приобрести в РУП «Белтаможсервис» и установить программный продукт, получить электронные ключи и работать с таможней через высокоскоростной Интернет. Первыми подключились субъекты хозяйствования, которые ежемесячно экспортируют продукцию в больших объемах: ОАО «Белкард», «Гродно Азот», «Красносельстройматериалы», «Гродно Химволокно». Это сразу дало им реальную экономию средств за счет того, что можно обойтись меньшим количеством декларантов, не надо использовать транспорт для поездок в таможенные органы. Такое удобство, например, привлекло фирмы «Мока» и «АВС», которые экспортируют скоропортящиеся продукты и заинтересованы в скорейшем их прохождении через границу. На самой границе имеется так называемый «зеленый коридор» для белорусских экспортных грузов, в первую очередь по нему пропускаются транспортные средства с таким товаром. В электронном виде уже подаются и статистические декларации, применяемые при экспорте в Россию.

- Требуется ли при этом представлять документы в бумажном виде?

- Мы можем затребовать их только в том случае, если возникнут какие-либо проблемы, связанные с грузом. На таможне работает система анализа и управления рисками, которая на основании самой различной информации «подсказывает», какие действия нужно произвести с конкретным товаром. Возможно, просто требуется уточнить сведения, но бывает, что возникает необходимость произвести досмотр автомобиля.

Очень важным в системе электронного декларирования является отсутствие контакта между работниками таможни и декларантами, который порой создавал почву для злоупотреблений. Исключается и субъективизм, поскольку информация обрабатывается беспристрастным компьютером.

Таким образом, можно констатировать, что таможня все больше переходит на заявительный принцип. Но при этом появляется больше возможностей для анализа того, что и как перемещается через границу. После введения системы анализа и управления рисками число досматриваемых на границе транспортных средств уменьшилось в 10 раз. В то же время эффективность этих операций возросла. Раньше, например, за смену проверялось 50 машин и выявлялось одно нарушение. Сейчас контролируется 5 транспортных средств, из которых 2 точных «попадания».

- Насколько широко применяется электронное декларирование?

- С помощью новых компьютерных технологий нашей таможней уже отправляется на экспорт 70% всех белорусских товаров. Например, в последнюю неделю июля таможней всего оформлено 330 деклараций, из них в электронном виде - 231. Задача упрощения таможенных процедур на основе новых технологий поставлена всей таможенной службе страны. Был определен срок до 1 сентября, к которому половина экспортных грузов должна оформляться по системе электронного декларирования, и мы достигли этой цели на два месяца раньше. В 2010 г. планируется начать подобную работу и в отношении импорта. Она будет сложнее, поскольку в этой сфере применяются меры тарифного регулирования в виде пошлин.

Сегодня ГТК прорабатывает с европейскими странами, особенно Польшей и Литвой, вопросы, связанные с предварительным уведомлением - обменом информацией о тех грузах, которые будут импортироваться Республикой Беларусь. В Евросоюзе очень прозрачная система обмена данными: если из Италии выезжает груз в нашу сторону, то на польской таможне сразу же становится об этом известно: по каналам связи поступает развернутая декларация, и не требуется оформления в «ручном режиме». Достаточно поставить печать и выпустить груз в Беларусь.

Мы просим польских, литовских и украинских коллег в целях быстрого пропуска машин, следующих через белорусскую границу, передавать нам информацию в электронном виде. Тогда нам не придется еще раз вводить данные уже в нашу базу, что, конечно, требует времени. И этот вопрос сейчас прорабатывается. ГТК подписана декларация о намерениях с таможенными органами Польши, Литвы и Украины, и, думаю, в ближайшее время ситуация упростится и здесь. Подобную работу провели и с российскими таможенными органами, которые начали передавать информацию о своих экспортных грузах, следующих через белорусскую границу.

- Уменьшился ли грузопоток через границу в связи с экономическим кризисом?

- Кризис почти не повлиял на нашу работу. Достаточно сказать, что за первое полугодие в республиканский бюджет от деятельности таможни поступило 214,6 млрд. руб., и есть увеличение этого показателя: плановое задание выполнено на 101,3%. Через таможенную границу проследовало более 914 тыс. транспортных средств всех видов, при этом было перемещено около 3,6 млн. т товаров. Пока еще в пиковые часы (а это выходные дни) появляются очереди на границе, особенно на въезд в республику.

Мы оперативно реагируем на изменения ситуации на том или ином пункте пропуска. Увеличиваем численность работников, перебрасывая их с других мест в случае роста потока. Производим «маневры» численностью и в пределах одного коллектива, давая работникам отгулы в дни, когда наблюдается спад активности, и, наоборот, привлекая их, когда складывается «напряженка». Это позволяет сократить очереди на границе.

Сейчас перевозчики хорошо владеют информацией о том, какое положение на том или ином пункте пропуска, и составляют маршрут таким образом, чтобы быстрее доставить груз. Есть и другие соображения: например, многие ездят через Гродно, чтобы сэкономить на плате за дорогу через Брест. И сегодня по количеству оформленных транспортных средств Гродненская таможня уже обгоняет Брестскую. И когда раньше говорили, что «Западный Буг» - это ворота в Европу, а я шутил, что у нас - «калитка», то теперь с удовлетворением констатирую, что «габариты» входов практически сравнялись.