У «Хозяина-Барина» растет аппетит

Елена МИЖИВИХИНА

Глубокая переработка дает возможность и сохранить сельскохозяйственную продукцию, и заработать при этом деньги. Поэтому в модернизацию производств плодоовощных консервов сегодня вкладываются серьезные инвестиции. Яркий тому пример - ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», где три года назад началось техническое перевооружение.

На территории в 17 га уже построены новый консервный цех и производственная лаборатория, завершается возведение склада, административного здания и холодильника вместимостью 60 т. Это производство позволит предприятию стать ведущим в Могилевской области и обеспечить отечественный и зарубежные рынки натуральными продуктами.

- В 2008 г. в Беларусь было импортировано 190,4 млн. условных банок плодоовощной продукции, из них на томатные соусы пришлось 17, кукурузу - 14,5, томаты - 12,6, зеленый горошек - 11,8, огурцы консервированные - 8,6 млн., - рассказывает директор предприятия Сергей ГРОМЫКО. - Но все это мы можем выращивать в местных климатических условиях и перерабатывать в консервированную продукцию, поэтому программа развития консервной отрасли нацелена на сокращение импорта. Ставку делаем на отечественное сырье, на закупку которого в Беларуси в 2009 году выделено 13 млрд. руб. Замечу, что только в этом году нашим предприятием освоено 27 новых продуктов, всего же производится около 200 видов плодоовощных консервов.

По словам директора, особое значение придается радиологическому контролю сырья и произведенной продукции. Заводская лаборатория оснащена новейшим оборудованием, в ней работают высококлассные специалисты по микро- и радиобиологии. Также внедрена система качества ИСО 9001. И призовые места на различных конкурсах говорят сами за себя: в 2007 г. предприятие удостоено диплома «Лучшие товары года» за выпуск продукта «Горошек зеленый консервированный». По итогам 2008 г. завод стал лауреатом аналогичного конкурса за «Сок березовый с сахаром».

Останавливаться на достигнутом на предприятии не собираются - здесь постоянно идет поиск новых рецептур и совершенствование технологий. Например, собираются наладить выпуск продукции из сливы и алычи. Есть задумка производить соки с мякотью из клюквы, голубики, брусники, яблок, тыквы, запустить в производство консервированные огурцы-корнишоны и томаты-черри. А в недалеком будущем все многообразие упаковки, в которой выпускается продукция завода, будет приведено к единому узнаваемому покупателем оформлению: на стеклянной банке будет наклеена зеленая этикетка с крупным рисунком и названием торговой марки, сама же емкость будет закрыта белой крышкой с зеленой окантовкой и логотипом «Хозяин-Барин».

В новом консервном цехе завода установлено итальянское оборудование фирм «Фенка» и «Боема» по расфасовке продукции в стеклобанки объемом 900 г под крышку «твист-офф» и жестебанки европейского стандарта. Смонтирована высокотехнологичная линия по производству консервов из зеленого горошка, маринадов, березового сока, усовершенствованы установки по производству яблочного пюре и кабачковой икры, машины по нарезке, шинковке, мойке сырья. Полностью завершить модернизацию предприятие планирует в 2010 г. Предстоит вывести производственные мощности на высокие показатели (в этом году - 20, в 2010 г. - 23 млн. условных банок) и через 8 лет рассчитаться с долгами. А для этого необходимо ежемесячно отгружать продукции на сумму 2,5-3 млрд. руб. и контролировать поступление финансов на расчетный счет завода.

Согласно бизнес-плану, на воплощение в жизнь инвестиционного проекта по созданию современного производства плодоовощных консервов будет затрачено 72,6 млрд. руб. Реализуется он за счет кредитов АСБ «Беларусбанк» (61,9 млрд.), инновационного и инвестиционного фондов Могилевского облисполкома и собственных средств предприятия. Когда же оно рассчитается с кредитами и «раскрутит» свой брэнд «Хозяин-Барин» на рынках соседних стран, предполагается активизировать поиск иностранных капиталов на реализацию пилотных проектов по выпуску новых видов консервов.

- Сегодня в республике работает 9 подобных предприятий, и если продукция завода будет идти только на внутренний рынок, то жесткой конкуренции не избежать, - говорит Сергей Викторович. - Поэтому большую часть плодоовощных консервов планируется реализовывать в России: Мурманской, Иркутской и Кемеровской областях, Ханты-Мансийсе. На данный момент у россиян есть высокая потребность в зеленом горошке, кукурузе, овощном ассорти, лечо, огурцах-корнишонах, томатах в собственном соку, икре кабачковой, фасоли.

Рынок соседней страны постоянно изучается специалистами отдела маркетинга, где каждый отвечает за свой регион и ежедневно дает «ориентиры» для производства. Завод успешно сотрудничает с Торговым домом «Корона», который за прошлый год реализовал 15 млн. условных банок. Наиболее востребованной продукцией стала кабачковая икра и зеленый горошек. Кроме того, «реанимированы» старые связи с 16 российскими дилерами, заключены контракты с новыми, но поставки для них пока идут малыми партиями. «Портфель» заказов набирается различными способами, продукция даже выпускается под торговыми марками крупных иностранных продавцов. Но «раскручивается» и собственный брэнд, и уже есть первые подвижки: в Санкт-Петербург отгружается сок березовый под маркой «Хозяин-Барин».

Предприятие активно участвует в российских выставках. В середине сентября планируется показать продукцию в Москве на «Продэкспо». И несмотря на то, что это «удовольствие» дорогостоящее, все затраты себя окупят: выставку посещают специалисты со всей Российской Федерации, и во время ее проведения заключаются крупные договоры на поставку продукции.

Специалисты предприятия изучают также спрос на свою продукцию на рынках Армении, Казахстана, Азербайджана. В планах - продвижение и на западные рынки: Америку, Прибалтику, Польшу, Израиль. Кроме овощной продукции предприятие сможет предложить консервированные грибы. А для этого заводу необходимо определиться с приемлемыми для производства и потребителей ценами и получить международный сертификат качества. Кстати, на все товары торговой марки «Хозяин-Барин» имеется подобный российский документ. Вместе с тем будет изучаться опыт «патриархов» овощеконсервного производства - Венгрии и Болгарии.

Говоря о затаривании складов, С. Громыко подчеркнул, что в целом изделия не должны находиться на складе больше месяца, иначе снижается рентабельность, а она в отрасли и так невысока и составляет 3%. Однако при этом следует учитывать специфику производства: выпущенная плодоовощная продукция должна «отстояться» как минимум 20-30 дней. За это время проводятся все необходимые анализы и тесты, и только затем можно отправлять изделия в магазины. И как заметил Сергей Викторович, переработанная заводом продукция этого года уже поступает в торговую сеть. Что ж, практика показывает, что качественный белорусский товар востребован и конкурентоспособен как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Справка:

Предприятие было введено в эксплуатацию в 1955 г. Ежегодно им производилось 16 млн. условных банок плодоовощной продукции, которая реализовывалась на территории всего Советского Союза. ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» создано решением областного исполнительного комитета в 2001 г. В марте 2006 г. Указом Президента Республики Беларусь оно определено базовым предприятием по производству плодоовощной консервной продукции в Могилевской области. С 2007 г. вся выпускаемая заводом продукция реализуется под торговой маркой «Хозяин-барин»

ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»

Республика Беларусь, Могилевский р-н, г. Быхов, ул. Красноармейская, 26

Тел./факс: (2231) 50-080, 51-576
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.konserva.by