Какую одежду носить белорусам?

Одним лозунгом - «Покупайте белорусское!» - сложно в одночасье переориентировать потребителей, приученных к импорту. Необходимы эффективные маркетинговые и управленческие решения. О том, что делается в этом направлении в одной из самых проблемных отраслей, рассказывает директор ЗАО «Могилевская швейная фирма «Вяснянка» Наталия БЕРГОВИНА.

Одной из причин тяжелого состояния легкой промышленности Беларуси является отсутствие собственной сырьевой базы. Большинство тканей, практически вся фурнитура, а также прикладные материалы завозятся из-за рубежа. То, что выпускается отечественными производителями, не соответствует современным запросам рынка. Надеемся, что после завершения технического перевооружения Оршанского льнокомбината у нас появятся высококачественные ткани с новыми рисунками и текстурой, что расширит модельный ряд изделий.

Но главное, переход на отечественное сырье позволит контролировать процесс ценообразования, снизить зависимость от дорогостоящего импортного сырья, на закупку которого не всегда хватает оборотных средств, так как нам приходится готовить «сани» летом, а «телегу» зимой, накапливая большие запасы продукции на складах. Ведь к наступающему сезону необходимо заблаговременно сшить весь ассортимент одежды и обуви. Это отвлекает огромные оборотные средства, которые возвращаются обратно лишь по истечении 3-6 месяцев. Так что в этом отношении наша отрасль - одна из самых рискованных для инвестиций. Неслучайно, например, в Европе практически не осталось швейных и обувных предприятий: все они «переехали» в страны Юго-Восточной Азии. А с азиатскими «тиграми» конкурировать очень сложно, поскольку налоговая и социальная нагрузка на бизнес там значительно ниже, чем в нашей стране.

Поэтому без помощи государства пока не обойтись. Согласно Указу Президента №282 в качестве поддержки нам выделено 3,2 млрд. руб. для пополнения оборотных средств и 1,1 млрд. - на закупку современного оборудования, которое расширило технологические возможности предприятия.

Но не все зависит от производителей. Торговле тоже нужно учиться: предлагать товар так, чтоб покупателю было трудно от него отказаться. Например, два небольших фирменных магазина, расположенные в Могилеве, дают 25% всего товарооборота продукции ЗАО «Вяснянка». Получается, что отдача с одного квадратного метра торговых площадей у нас во много раз превышает аналогичный показатель белорусской торговли. Хотя стремимся работать с торговыми партнерами в одной «связке», приглашаем на художественные советы, где обсуждаем готовящиеся к выпуску сезонные коллекции: их конструкцию, дизайн, цветовое решение, применяемые ткани и т.д. Продолжаем вместе учиться маркетинговой «премудрости», познаем рынок, чтобы предложить покупателю тот товар, который будет востребован.

Сейчас концерном «Беллегпром», который возглавил очень энергичный человек - Геннадий ВЫРКО, вместе с руководством предприятий отрасли и Министерством торговли проводится работа по созданию единых торговых центров в Беларуси и России, где покупатель мог бы одеться «с головы до ног». Естественно, в белорусские пальто, куртки, костюмы, обувь, трикотаж. Но для успешной реализации этого проекта нужен комплексный подход к конструированию всей линии одежды и сопутствующих аксессуаров, профессиональные контакты художников-модельеров предприятий различного профиля, входящих в отрасль. Такая же кооперация необходима и для выхода на внешние рынки, потому что вместе противостоять конкурентам легче, чем в одиночку.

Начало этого года было для нас трудным: в первом полугодии работали с неполной загрузкой, что сказалось на моральном духе коллектива. Но, тем не менее, наши женщины выдержали испытание с честью, за что я им бесконечно благодарна. Это вселяет уверенность в то, что мы, «расправив плечи», выстоим в жесткой конкурентной борьбе.

ЗАО «Могилевская швейная фирма «Вяснянка»
212030, г. Могилев, ул. Ленинская, 91
Тел.: (8-0222) 25-73-42
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.