№ 8 (122) - Август 2009

Тема номера: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

  • Как совместить на предприятии решение социальных и экономических задач?
  • Какими качествами должен обладать современный менеджер?
  • Может ли устойчивое развитие общества и бизнеса зависеть не только от крупных финансовых вливаний?
  • Как бороться с теневой экономикой?
  • Какую одежду носить белорусам?
  • Кризис стал своего рода катализатором для роста интернет-рекламы.
  • Нужно ли промышленным предприятиям и строительным организациям содержать собственные транспортные подразделения?
  • Объявления предприятий в специализированных информационных ресурсах являются окупаемыми инвестициями.
  • Исковая форма защиты прав в хозяйственном процессе.
  

Дешевый труд невыгоден всем

Владимир КОМАРОВСКИЙ

Пока дом не получит привлекательную «одежду», он так и останется «голым» строительным объектом. Полноценным зданием, способным выполнять свое предназначение и украшать улицы и города, он станет только после того, как свою работу выполнят отделочники. Казалось бы, именно они должны считаться настоящей «элитой» строительного дела, поскольку их финишные операции подводят итог усилиям всех предшествующих организаций. Не менее очевидно и то, что на отделочных работах экономить не стоит: как и у любого другого «товара», у строительного объекта должно быть привлекательное «лицо».

О том, что белорусские отделочники умеют добиваться самого высокого качества, говорят многочисленные примеры. Настоящим архитектурным шедевром, поражающим гостей белорусской столицы, стала Национальная библиотека. В ее отделке участвовали не только столичные коллективы, но и гродненские специалисты из СУ-52 ОАО «Строительно-монтажный трест №30». На их счету также такие значимые здания, как Национальный театр оперы и балета, административный корпус Парка высоких технологий.

Высокая квалификация гродненских строителей во многом объясняется добрыми традициями, ведь коллектив работает с 1955 г. Почти все объекты соцкультбыта в Гродно - школы, больницы, учреждения культуры, административные здания - получили привлекательную «одежду» и внутреннее убранство благодаря стараниям работников управления. За два предыдущих года полностью обновлены хирургические корпуса трех больниц, крытый рынок, завершаются отделочные работы после капитального ремонта здания областного драматического театра.

Строители применяют современные технологии и материалы, позволяющие ускорить темпы работ, повысить их качество. Управление, например, освоило изготовление наливных полимерных полов, отличающихся прочностью, долговечностью и эстетической привлекательностью. Первыми в области начали использовать специальную штукатурку для зданий из газосиликатных блоков, которая получила широкое распространение: в раствор добавляется латекс, который препятствует проникновению влаги в поры ячеистого бетона и делает его влагонепроницаемым. Коллектив занимается также тепловой реабилитацией зданий и монтажом вентилируемых фасадов. А в связи с тем, что в последнее время строится все больше зданий повышенной этажности, здесь обучили несколько человек промышленному альпинизму, и теперь работы на высоте, куда не может достать «вышка», выполняются собственными силами.

В недалеком прошлом своего рода технологической революцией стало применение в отделочных работах сухих строительных смесей. С ними управляться просто: залил водой, размешал миксером, и материал для штукатурки и облицовки готов. Изготовление известкового или цементного раствора - трудоемкий процесс, его использование сопряжено с большими транспортными расходами при доставке на объект, плюс доводка до нужной консистенции и подача к рабочему месту.

- Казалось бы, это должно было вдохновить проектировщиков и заказчиков на массовое использование этой технологии, - говорит начальник СУ-52 Олег СЕНЧУК, - поскольку она позволяет ускорить темпы работ и, что немаловажно, серьезно облегчает труд работников. А ведь не надо забывать, что на отделке работают в основном женщины, и создание для них достойных условий труда, соответствующих сегодняшнему дню, на мой взгляд, является важнейшей социальной задачей. Однако мы вынуждены использовать устаревшие технологии на бюджетных стройках, на которых, между прочим, выполняем до 90% работ. На этих объектах стараются экономить на всем, в том числе и на материалах для штукатурки. Но при этом не учитываются увеличенные трудозатраты, а также повышенный расход электроэнергии, ведь мощность штукатурных станций, используемых при применении традиционных технологий, достигает 20-40 КВт, в то время как современные механизмы, рассчитанные на сухие смеси, потребляют энергии в 2-4 раза меньше. Экономия на каждом объекте могла бы составлять тысячи кВт•ч, но, к сожалению, заказчики не считают «побочные» затраты, для них основное значение имеет цена материалов.

Кроме того, сухие смеси отличаются большей долговечностью по сравнению с обычными штукатурными растворами. Само покрытие получается более качественным: чаще всего достаточно одного слоя шпатлевки, чтобы потом производить покраску, в то время как после традиционной отделки требуется доводить поверхности до требуемой кондиции 4-5 раз. Все это, безусловно, «съедает» значительную часть запланированной проектировщиками экономии. При этом говорится много правильных слов о внедрении новых прогрессивных технологий в строительстве.

- К сожалению, в силу названных мною факторов производительность труда у нас растет в основном за счет его интенсификации, - продолжает Олег Иванович. - Ведь если выполнять 100% выработки, предусмотренной нормативами, то человек сможет заработать только, образно говоря, на хлеб и минералку. В среднем же выполнение составляет 140-160%. Конечно, это требует от отделочников максимального напряжения сил. А такая изматывающая работа снижает привлекательность труда отделочника, и вполне возможно, что мы не сможем найти замену кадрам, уходящим на заслуженный отдых. Поэтому думаю, что необходим массовый переход на современные технологии, в том числе и по соображениям социального характера.

Еще одна серьезная проблема связана с практикой последних лет, когда возведенное жилье строители сдавали без отделки. А в условиях возможного сокращения числа строящихся объектов дополнительные объемы работ были бы весьма кстати для строителей. Да и жильцам меньше хлопот с обустройством квартир.

- Думаю, решение уйти от этой практики было своевременным, - замечает О.Сенчук. - Однако нам не до конца все ясно в постановлении Совета Министров №887, посвященном этой проблеме. Там речь идет о том, что с 1 января 2010 г. обязательной станет отделка квартир для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но в этом случае для удешевления будут применяться недорогие материалы не самого лучшего качества. А ведь такая практика уже существовала - в советские времена. И мы прекрасно знаем, что многие новоселы сразу же затевали ремонт, заменяя дешевые изделия на более дорогие и качественные. Не приведет ли это опять к неоправданной трате средств?! К тому же, мы ограничены в выборе используемых материалов согласно Инструкции Министерства архитектуры и строительства о средневзвешенных ценах на материалы.

Другое дело, если бы в правительственном документе был предусмотрен механизм взаимоотношений жильцов со строителями: в этом случае мы могли бы применять те материалы, которые выбрали новоселы. Однако в постановлении названо только одно исключение из правил: жилье может приниматься без выполнения работ по внутренней отделке помещений только после письменного согласования такого решения заказчиком или застройщиком с Министерством архитектуры и строительства. А если учитывать, что у главных заказчиков - управлений капитального строительства горисполкомов - строящихся объектов много, то вряд ли они будут учитывать пожелания каждого будущего обладателя квартиры.

Хотя, полагаю, на уровне строительных организаций эти вопросы можно будет решить. Мы и сегодня сдаем так называемое социальное жилье, где не предусмотрено применение дорогих материалов. И, тем не менее, идем навстречу будущим жильцам, выполняя их просьбы. Разрешаем покупать в магазине все, что необходимо для отделки, беря часть расходов - в пределах сметы - на себя. Ведь в конечном итоге мы работаем не для «галочки», а для людей, а в этом, думаю, и заключается смысл социально ориентированной экономики.

ОАО «Строительно-монтажный трест №30»

Строительное управление отделочных работ №52

230009, г. Гродно, ул. Врублевского, 1а
Тел.: 78-16-56

Лучшие стройки еще впереди

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Каждый руководитель по-своему планирует стратегию развития предприятия. Одни предпочитают многопрофильность, другие - узкую специализацию. Начальник ГУСП «Пружанская ПМК-21» Василий ЛУКЬЯНЧУК придерживается второй точки зрения, считая, что нельзя быть «докой» во всем, необходимо концентрировать усилия на одном направлении.

- Василий Степанович, что привело вас к такому выбору?

- Подтолкнуло общение с немецкими коллегами, которые посоветовали сохранить узкую специализацию. Многовековой опыт европейской строительной практики показал, что невозможно объять необъятное, быть одинаково профессиональным во всем. Так что рано или поздно нам также придется от распыления сил и средств перейти к узконаправленной специализации. Ведь в этом случае оборудование работает с максимальной загрузкой, а значит, увеличивается эффективность его использования. Это также способствует росту профессионального мастерства, благодаря чему улучшается качество выполняемых работ, что сегодня является главным конкурентным преимуществом.

К сожалению, в этой важной компоненте не все зависит от труда строителей, мы ведь последнее звено в производственной цепочке. Поэтому к вопросу качества необходимо подходить в комплексе. Здесь одинаково важны и поставляемые материалы, и применяемые машины и механизмы, и технологии. Несомненно, за последние 8-10 лет строительная отрасль Беларуси в качестве выполнения строительных работ сделала значительный шаг вперед. Но для более динамичного продвижения в этом направлении нужен грамотный конструкторский подход на начальном уровне. Например, на Западе выпускают строительные материалы, при применении которых почти невозможно, как говорится, схалтурить. При этом обеспечивается высокая производительность труда, поскольку дом складывается так же просто, как игрушка из детского конструктора.

- Минские застройщики жалуются, что на различные согласования подчас уходит больше времени, чем на само строительство. А какова ситуация в провинции?

- В этом вопросе положение везде примерно одинаковое. Нам обидно, что на простой, но очень нужный нам объект - новый песчаный карьер - пришлось потратить 2 года. Все это время до 40% применяемого в строительстве песка завозили по железной дороге из других регионов страны, что явно не уменьшало стоимость строительства.

- Вы правильно отметили, что важен не только технологический прогресс, но и человеческий фактор. Как решить эту проблему?

- В первую очередь необходима высокопрофессиональная подготовка специалистов низшего и среднего звена. Однако без желания самого работника добиться этого невозможно. Человек должен осознать важность того, что нужно быть не «одним из многих», а лучшим в своем деле. Для этого необходимо любить и уважать не только себя, но и профессию. Кроме того, пока очень низок уровень подготовки специалистов в профессионально-технических училищах строительного профиля. Приходится 2-3 года заниматься их переподготовкой, но уже не в учебных классах, а в «полевых» условиях стройки. Поэтому хотелось бы, чтобы к нам приходили люди, уже не понаслышке знающие, что такое строительство.

- А как работать с такими кадрами?

- Конечно, это усложняет «процесс», однако не мешает нам в последние годы прирастать в объемах на 30-40%, а иногда и 50% в год. Так, если в 2008 г. мы выполнили работ на 18 млрд. руб., то в 2009 г. вплотную подойдем к отметке 25 млрд. В прошлом году стали лидерами района по налоговым отчислениям, перечислив в казну более 3 млрд. руб. Однако уже чувствуем, что достигли потолка в развитии и далее необходим качественный рост. Те же немцы говорят, что строительная организация численностью свыше 200 человек слабоуправляема. И это при их дисциплинированности!

Поэтому будем расти качественно, прежде всего это касается обновления основных фондов. Пятилетний план по перевооружению предприятия превысили почти на 40%, закупив техники и механизмов более чем на 5,8 млрд. руб., за счет чего обновление основных фондов составило почти 70%. Так что время, когда бетон доставлялся на объекты самосвалами, уже давно ушло. Сейчас в нашем распоряжении передвижные комплексы, которые оснащены выносной стрелой и мощными насосами, что позволяет подавать бетон в любую нужную точку даже на 80-метровую высоту. При этом на каждом крупном объекте имеются свои мобильные растворобетонные узлы. Практически полностью обновлен парк землеройной техники, приобретены автокраны, специальная опалубка и т.д.

Во время кризиса становится актуальным техническое оснащение: тот, кто обладает современной высокопроизводительной техникой, может совершить рывок, обогнав конкурентов. И именно сейчас нужно ускоренными темпами заниматься переоснащением. Зарубежные производители сегодня предлагают приемлемые условия покупки своих машин. Отечественные же аналоги сильно уступают им по всем параметрам. Конечно, наши машиностроители испытывают серьезные проблемы со сбытом своих изделий. Но они почему-то не идут навстречу потребителям: процедура оформления покупки остается такой же сложной, как и в пору благополучия этих предприятий. Не снижают они и цены, не говоря уже о повышении качества выпускаемой техники. И если нас призывают все же отдавать предпочтение этой продукции, то не создается ли тем самым лишь иллюзия благополучия отечественных машиностроителей?! Думаю, что ни нам, ни самим производителям это не пойдет на пользу.

И все же коренная модернизация уже приносит свои плоды. Активное перевооружение позволило практически вдвое сократить нормативные сроки строительства. Иначе мы не справились бы с поставленной задачей по введению в строй десяти крупных животноводческих комплексов, применяющих самые передовые технологии. За последние шесть лет в рамках программы возрождения села в районе построили более 200 домов усадебного типа. Сейчас в ОАО «Ружанское» возводим суперсовременный свиноводческий комплекс на 35 тыс. голов, а в перспективе предстоит построить еще четыре фермы, которые можно смело назвать «фабриками» по производству мяса и молока. В Пружанах возведены средняя школа № 5, здание прокуратуры и суда, а в соседнем Каменецком районе - санаторий «Белая вежа». Но я считаю, что лучшие наши объекты еще впереди.

- А могут ли теперь строители построить жилье для себя?

- При заключении договоров с застройщиками оговариваем, что 8-10% квартир в возведенном доме будет предоставлено нашим рабочим и специалистам. В ближайших планах - строительство жилого кооперативного дома для работников нашей организации. Сейчас в Пружанском районе ставится задача обеспечить жильем всех очередников к 2011 г., так что кандидатов на получение жилья у нас немного. В социальной сфере стараемся уделять внимание не только тем, кто сейчас находится под нашими «знаменами», но и ветеранам предприятия, которым ежемесячно выплачиваем по 50 тыс. руб. Не забываем их и в дни торжеств: в праздновании 50-летнего юбилея предприятия приняли участие представители всех поколений. Разыскали и самого первого работника, в трудовой книжке которого впервые была сделана запись о работе в ПКМ-21. Важно поддержать преемственность, дать людям понять важность их труда и значимость профессии для общества.

ГУСП «Пружанская ПМК-21»

225140, Брестская обл., г. Пружаны, ул. Октябрьская, 104
Тел./факс: (01632) 2-03-51
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Предпринимательство начинается с «человеческого лица»

Таисия ЕЛЕЦКИХ, доцент БГУИР, кандидат экономических наук

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) в последние годы получила широкую популярность во всем мире. Она стала предметом обсуждений на многочисленных международных конференциях, посвященных устойчивости развития общества и бизнеса, направлением научных исследований в области эффективного менеджмента. Ее принципы внедряются в деловую практику предприятий и рассматриваются правительствами стран как основа партнерства при выполнении социально-экономических ожиданий общества.

В 1999 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) выступил с инициативой подписания Глобального договора, целью которого является содействие формированию «общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо». Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Многие компании переосмысливают свою роль в обществе, все чаще бизнес говорит о социальном партнерстве и социальных инвестициях, в обиход входят такие выражения, как социальная и корпоративная ответственность. Так что же такое КСО?

Впервые основные положения этой теории, получившей название теории корпоративного эгоизма1 , представил нобелевский лауреат М. Фридман, который в 1971 г. писал в газете New York Times: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры». Другая точка зрения получила название теории просвещенного эгоизма. В ней КСО отождествлялась со спонсорством и благотворительностью как разновидностями социального инвестирования. Квинтэссенцией теории стал тезис о том, что текущее сокращение прибылей компаний за счет социально ориентированных трат создает благоприятное социальное окружение, способствует устойчивому развитию бизнеса.

За последние 10 лет международное понимание необходимости КСО и теоретическое обоснование направлений ее развития значительно продвинулись. Европейская комиссия дает такое определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в развитии общества и защите окружающей среды» 2, - подчеркивая добровольный характер мероприятий.

Наиболее системное видение КСО приведено в определении, данном Ассоциацией менеджеров России: «Корпоративная социальная ответственность - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующих ориентирах:

● производство качественной продукции и услуг для потребителей;

● создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

● неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

● построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

● учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

● вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества».

Желание общества обратить внимание бизнеса и вовлечь его в решение социальных, экономических и экологических проблем очевидно. В условиях ограниченных ресурсов для общества небезразлично, как бизнес производит товары и услуги: соблюдаются ли современные стандарты в области охраны окружающей среды, выпускается ли экологически чистая продукция, платятся ли в полном объеме налоги и т. д.

Но зачем бизнесу, цель которого - получение максимальной прибыли, добровольно брать на себя дополнительные обязательства, не связанные с требованиями законов и стандартов?

Многие исследователи считают, что социально ответственные инициативы бизнеса - это не дань моде, это ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса, более того, по мнению зарубежных ученых М. Асслендера (Кассель, Германия) и А. Бринка (университет Байройта, Германия), - путь к достижению устойчивой экономической эффективности. Социальная ответственность бизнеса является жизненно важным и общепризнанным фактором конкуренции в экономически развитых странах. Сегодня для того, чтобы быть успешным в бизнесе, уже недостаточно честно платить налоги, обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам и доход акционерам. Общество ждет от бизнеса большего, а именно вклада в решение социальных проблем. И это не просто слова, а активная позиция общественности, потребителей, акционеров, сотрудников компании. Многие зарубежные исследования показывают, что при равных цене и качестве люди выбирают ту компанию, которая, на их взгляд, является социально ответственной. Согласно исследованиям, проведенным Ассоциацией менеджеров России, 32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний, а 42% готовы за экологически чистый товар платить на 10% больше. Эти данные отражают намерения общественности, которые в дальнейшем будут воплощены в действия: покупку акций, приобретение продукции и т. д.

КСО является современной нормой поведения любой компании и неотъемлемой частью системы социального прогнозирования, управления рисками и формирования акционерной стоимости, а не просто функцией связей с общественностью. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний. Фактически КСО - это политика и реализация стратегии устойчивого развития компании.

Отец науки управления Питер Друкер считал ответственность перед обществом одной из восьми ключевых сфер жизни компании (наравне с инновациями, прибыльностью, производительностью). Влияние КСО на привлекательность бизнеса трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков. Компания может быть успешной с позиций своей текущей прибыльности, но крайне неустойчивой с социальной и экологической точки зрения. На Западе грамотная политика в этой области дает значительную прибавку к капитализации предприятия, повышает его репутацию в глазах потребителей и деловых партнеров. Исследование университета DePaul, проведенное в 2002 г. в США, показало, что результаты компаний, включенных в рейтинг лучших в отношении бизнес-этики Business Ethics Best Citizen companies, на 10% выше, чем у других, входящих в индекс 500 Standart & Poor’s. Стратегические фонды, банки, инвестиционная политика которых исходит из принципов КСО, открыты только для компаний, реализующих стратегии социальной ответственности.

Внедрение КСО в деловую практику дает устойчивые конкурентные преимущества по следующим причинам:

● улучшение имиджа компании, рост репутации приводят к позитивным финансовым последствиям;

● повышается лояльность общества и органов власти;

● снижаются репутационные риски и опасность конъюнктурных или стратегических ошибок, что позволяет избежать опасных для бизнеса конфликтных решений;

● КСО является мощным инструментом корпоративного строительства, сплачивает коллектив компании, повышает лояльность и заинтересованность персонала, исключает внутренние конфликты, трудовые споры и т.д.

● повышается инвестиционная привлекательность корпорации;

● развитие человеческих ресурсов позволяет избегать текучести кадров и привлекать лучших специалистов на рынке труда;

● высокая социальная мотивация увеличивает производительность труда;

● повышается конкурентоспособность работодателей в отношении дефицитных квалифицированных трудовых ресурсов;

● существенно дополняются маркетинговые стратегии, позволяя целенаправленно культивировать общественные ценности и формировать лояльность массового потребителя, воспитывая в нем приверженность производимым компанией товарам и услугам и создавая новые виды товаров и услуг в соответствии с их ожиданиями;

● способствует снижению бюрократических издержек развития бизнеса, повышает прозрачность взаимоотношений с органами власти, противодействует коррупционному влиянию со стороны отдельных чиновников;

● сохраняет социальную стабильность в регионе производства и обеспечивает устойчивость самого бизнеса.

В целом от КСО выигрывают все заинтересованные стороны, поскольку в ходе этого процесса культивируются новые гражданские ценности, воспитывается необходимая для устойчивого развития культура социального партнерства, создаются внутренние, естественные механизмы противодействия коррупции.

Инициатива ООН «Глобальный договор»3 получила развитие и в Беларуси. На сегодня 63 белорусские компании заключили Глобальный договор и создали национальную сеть его участников, причем 20 из них присоединились только за первое полугодие 2009 г. Как часть глобального бизнеса, белорусские компании подтвердили приверженность принятому в мировой практике пониманию корпоративной социальной ответственности, повышая имидж страны в мире.

При поддержке Глобального договора белорусскими компаниями совместно с заинтересованными сторонами были осуществлены и реализуются в настоящее время ряд межсекторных партнерских проектов: в сфере здорового питания детей (инициатор - ОАО «Савушкин продукт»), развития телемедицины (СООО «Мобильные ТелеСистемы»), по созданию гарантийного фонда для развития малого предпринимательства (БСПН им. Кунявского), организации летнего кафе в малом городе Новолукомле (ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»), восстановлению гидрологического режима болота в заказнике «Ельня» (ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»), созданию благотворительного фонда помощи детям (ОАО «Белгазпромбанк»), акции, направленные на безопасность дорожного движения (компания «Инко-Фуд»).

Само появление в Беларуси национальной сети Глобального договора свидетельствует о признании бизнесом того факта, что успех деловой активности во многом зависит от благополучия окружающего сообщества, а КСО является эффективным инструментом управления, способным обеспечить долгосрочное устойчивое развитие компании.

 


1Кричевский, Н. А., Гончаров, С. Ф. Корпоративная социальная ответственность.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 216 с.

 

2The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Philip Morris Institute for Public policy Research ASBL, Brussels, Belgium, 2000.

3http://un.by/ru/undp/gcompact

Иностранные инвесторы «оживили» село

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Когда речь заходит об иностранных инвестициях, большинство экспертов пытаются оценить их значимость языком цифр. Однако есть вещи, которые не поддаются статистическому учету. Например, процесс взаимообогащения, в результате которого образуется сплав опыта разных государств и систем. При этом важен и другой аспект - простого человеческого общения, через которое люди узнают друг друга, знакомятся с культурой других стран.

Иностранное общество с ограниченной ответственностью «Лангхайнрих Конфекцион Бел», расположенное в селе Дивин Кобринского района Брестской области, возможно, никогда не обосновалось бы в этих краях, если бы не участие конкретных людей. Главным инициатором появления в Беларуси «форпоста» известнейшей немецкой компании, а впоследствии и первым генеральным директором предприятия был Владимир ИСКОРЦЕВ. Однако не обошлось и без помощи местных властей в лице зампредседателя Кобринского райисполкома Олега КУЗИЧА, которому удалось убедить инвесторов из Германии в целесообразности размещения иностранного предприятия в сельской местности. Основным аргументом было то, что в достаточно большом селе и его окрестностях сложилась напряженная обстановка в сфере занятости.

Надо отдать должное немецким бизнесменам, которым не пришлось долго объяснять, что созданные рабочие места решат и важную социальную задачу - проблему безработицы. Инвесторов устроило предоставленное помещение, где было достаточно площадей для организации производства. Предприятие начало работу в сентябре 2006 г., здесь стали шить скатерти, салфетки, постельные комплекты из высококачественных немецких тканей (около 150 видов). Вся продукция поставляется в 4-5-звездочные отели Европы, авиационные и железнодорожные компании, а также рестораны всего мира.

Головной фирме «Лангхайнрих», которая находится в Германии, в этом году исполняется 177 лет, и все эти годы она имеет репутацию крупнейшего производителя и поставщика постельного и столового белья в этой стране. Обладая ноу-хау в текстильных технологиях, которые позволяют изготавливать высококачественные изделия с вытканными эмблемами и логотипами, компания может предложить своим заказчикам действительно эксклюзивный стиль, который всегда высоко ценился. Лидерство на рынке поддерживается безупречной репутацией, которую можно сохранить только в случае качественного и своевременного выполнения заявок клиентов. Например, на изготовление любого заказа в Дивине отводится недельный срок.

- Вначале трудно было привыкать к таким темпам, - говорит нынешний генеральный директор ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел» Валентина ШУГАЙ. - Пришлось не только обучать персонал работе на современном швейном оборудовании, но и создавать всю систему управления предприятием, учитывая опыт немецких партнеров. Более 2 лет на предприятии работала представитель из Германии Симона ШОЛЬЦ, которая и помогла «привить» немецкий педантизм на белорусскую «почву». Годовщину начала производственной деятельности отпраздновали торжественно, с фейерверком и шампанским.

Но главное все же не в этом, а в том, что, по словам Валентины Григорьевны, около 140 женщин обрели больше уверенности в завтрашнем дне.

- Нам бы еще открыть какое-нибудь предприятие для мужской «половины» села, а то ведь многие от безысходности начали поглядывать на спиртное, - сетует она. - Работа дала возможность многим вздохнуть полной грудью, люди смогли взять кредиты, обустроить свои дома и, наконец, что немаловажно для женщин, приодеться и навести красоту. Ее, конечно, в процентах от ВВП не оценишь, но это то, что в любом обществе создает атмосферу комфорта. Ведь всегда приятнее находиться в компании счастливых и улыбающихся людей, чем среди удрученных и озадаченных трагизмом своего бытия.

Сейчас средняя заработная плата на предприятии превышает 800 тыс. руб. По столичным меркам - немного, но для сельской местности, где по-прежнему все живут со своего огорода, очень прилично. Да и не все городские предприятия могут гарантировать такой уровень доходов своим работникам. Правда, перед немецкой стороной пришлось отстаивать те права, которые гарантируются нашим законодательством. Однако, в отличие от некоторых отечественных бизнесменов, иностранные инвесторы во всех вопросах абсолютно законопослушны.

В Германии, например, не принято вдвойне оплачивать работу в выходные дни, но у нас такой порядок существует, и немцы безропотно с ним согласились. Пошли они и на дополнительное поощрение коллектива в виде премий и подарков к дням рождения и юбилейным датам. Всем детям сотрудников оплачиваются путевки в летние лагеря отдыха, а в случае непредвиденных обстоятельств может быть предоставлена материальная помощь. Тем, кому приходится ездить на работу из других сел, транспортные расходы полностью компенсируются. Понятно, что люди стремятся на предприятие, где к ним относятся с уважением и вниманием, сюда устраивается на работу даже молодежь из Кобрина.

Еще один немаловажный аспект немецких управленческих решений - вся работа построена на доверии, на предприятии нет знакомой всем проходной и охраны. Наверное, поэтому и отношения руководства с трудовым коллективом складываются практически «по-семейному» - все доверяют друг другу, а возникающие проблемы решаются быстро и бесконфликтно.

- Немцы со своей стороны делают все возможное для решения социальных вопросов, - подчеркнула Валентина Шугай. – Помогают и районные власти. Центром занятости для открытия 12 рабочих мест была предоставлена беспроцентная бюджетная ссуда на 199 млн. руб., за счет которой были приобретены 10 швейных машин и необходимая мебель. Учредители фирмы были просто в восторге от такой помощи, потому что до этого вкладывали в производство только они, а любое дело начинать с нуля всегда обременительно с финансовой точки зрения. Инвестору пришлось практически заново отстраивать здание, закупать оборудование, обучать персонал и т.д. В то же время, когда из-за колебания валютного курса предприятие потеряло около 100 млн. руб., учредители приняли решение не в свою пользу, сократив на 10% отчисления дивидендов материнской компании, оставив эти ресурсы для решения насущных проблем белорусского филиала.

Положительно восприняли инвесторы изменения в нашем налоговом законодательстве в части льгот при открытии предприятий в малых городах и сельской местности. В соответствии с ними субъекты хозяйствования не платят налоги на недвижимость, на прибыль, транспортный сбор. А высвободившиеся средства вкладывать в производство, создание новых рабочих мест. В ближайшее время придется решать вопрос расширения площадей. Планируется за счет строительства отдельного складского помещения высвободить производственные площади, занимаемые ныне под эти цели, так как число заказов растет. Например, если в первом полугодии 2007 г. объем экспорта составил немногим более 600 тыс. евро, то в 2009 г. уже почти 1,3 млн., увеличившись за 2 года более чем вдвое.

- Учредители предприятия, одновременно являющиеся и главными заказчиками, прислушиваются к нашим предложениям, предоставляя нам полную свободу выбора наилучшего, с точки зрения закона и перспективы дальнейшего развития бизнеса, решения, - говорит Валентина Шугай. - Такие отношения не удивительны, ведь, в отличие от постсоветского капитализма, западный уже давно живет по принципам социальной ответственности, и справедливо расценивают человеческий капитал как один из главных факторов достижения успеха любого предприятия. Прежде всего, это отражается на качестве выпускаемой продукции, что делает ее конкурентоспособной.

- Мы используем исключительно добротное сырье, которое производится на ткацких фабриках фирмы «Лангхайнрих», - подчеркивает Валентина Григорьевна. - Поэтому и наши работники стараются сделать продукцию, отвечающую требованиям мировых стандартов. Столовые бельевые ткани поставляются из Германии, а материал для постельного белья - из Израиля, Египта и Индии. Поэтому все виды изделий гарантированно выдерживают не менее 200 стирок, сохраняя при этом свою первоначальную цветовую гамму. Но самое главное, что менеджерам особо не приходится беспокоиться о реализации - это забота немецкой стороны. Однако, как говорится, «аппетит приходит во время еды», и сейчас предприятие планирует выйти со своей продукцией на рынок Беларуси и СНГ. При этом решили расширить ассортимент и привлекали одно из белорусских предприятий, занимающееся художественной вышивкой: по предлагаемым эскизам оно делает разнообразные нитевые рисунки. Так что работу будем давать не только женщинам из Дивина, но и нашим новым смежникам.

- Вообще же процесс нашего становления проходил сложно, - рассказывает генеральный директор ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел». - Дело в том, что с такой огромной номенклатурой продукции у нас не работают даже гранды легкой промышленности. Причем все делается небольшими партиями, но разных расцветок, фасонов, кроя. Для некоторых заказчиков изготавливается менее 10 изделий, а иногда приходится вообще работать поштучно. Каждый заказ сопровождает накладная с пин-кодом, где исполнитель расписывается собственноручно. Таким образом, очень легко отследить, где произошел срыв сроков исполнения или брак в работе. Только видов тканей на складе свыше 6 тыс. наименований, поэтому без должной системы учета можно было просто «утонуть» в этом материальном «море». Что-то в управлении предприятием придумали и реализовали сами, что-то взяли у немцев.

Но и иностранных инвесторов пришлось приучать к нашим реалиям. Первоначально была установлена почасовая оплата, однако белорусскому руководству удалось убедить «хозяев» из Германии в том, что сдельно-премиальная оплата труда даст больший эффект, поскольку позволит уйти от уравниловки. При этом, конечно, соблюдаются главные принципы: высокое качество и соблюдение сроков исполнения. Наши менеджеры кардинально «поправили» своих немецких коллег и в системе управления ресурсами предприятия, полностью изменив систему учета и продвижения расходных материалов и заказов. Поэтому если ранее на прохождение таможенных процедур требовалось два дня, то теперь они занимают всего лишь несколько часов. Процесс ускорился благодаря программному обеспечению, созданному белорусскими программистами.

Известно также, что в чисто женском коллективе непросто поддерживать дружеский климат. Однако и с установлением комфортной психологической атмосферы руководство предприятия с успехом справилось. Правда, для этого пришлось сократить должность бригадиров. Когда бывшие «начальники» стали обычными тружениками, конфликтные ситуации исчезли сами по себе. Может, поэтому текучесть кадров напрочь отсутствует - люди с удовольствием идут на работу. Здесь знают о семейных проблемах каждого работника, что также немаловажно. 11 сотрудниц стали мамами и находятся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет, это говорит о том , что на предприятии ценят всех сотрудников не взирая на возраст. Здесь можно написать , что мы ценим молодых не боясь , что они уходят в декрет, с декрета они все равно вернутся , а в деревне будет кому в будущем растить хлеб и т.д.

Уделяют внимание на предприятии и культурной программе: для сотрудников проводятся концерты, экскурсионные поездки. Премируют ценными подарками к 8 марта, новый год , день легкой промышленности и т.д. В такой почти семейной атмосфере и отдача от каждого труженика значительно выше.

И хотя предприятие имеет статус общества с ограниченной ответственностью, можно смело сказать, что социальная ответственность у него полная. Поэтому не случайно ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел» становилось победителем областных и районных смотров-конкурсов предпринимателей.

ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел»

225876, Брестская обл., Кобринский р-н, д. Дивин, ул. Середовича, 1
Тел./факс: +375 1642 68-786
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Карьера для прекрасного пола

Антонина ПОЖИДАЕВА, руководитель Центра инновационных технологий УО «Государственный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства торговли Республики Беларусь

По утверждениям западных социологов, XXI в. стал эпохой небывалой активности женщин, лидерство которых возрастает и на ключевых постах экономики. Представительницы нового делового поколения уже не рассуждают об эмансипации, а просто живут ею. И справедливо считают, что «женщина, которая не желает двигаться вперед, отнюдь не жертва мужчин - в этом виновата только она сама».

Сильные, упорные, смелые дамы постепенно изменяют общество. Многие из них, пробивая «стеклянный потолок», который всегда незримо мешал женской карьере, возглавляют ряд направлений в юстиции, образовании, здравоохранении, коммерческой деятельности. Все больше высококвалифицированных женщин приходит в индустрию масс-медиа. И они уже не только читают дикторский текст, но и ведут проблемные ток-шоу, становятся авторами серьезных актуальных программ. Тиражи журналов, главными редакторами которых являются женщины, неизменно растут, а рекламная деятельность становится преимущественно дамским бизнесом. При этом современные бизнес-леди постоянно стремятся повышать свой профессиональный уровень - «аппетит» женщин на максимальную самореализацию значительно вырос.

Однако на нашем кадровом рынке все обстоит не так радужно. Женская карьера на самом деле - трудная (а иногда практически и нерешаемая) задача. Подтверждением тому служит статистика кадровых агентств. Так, в 70% случаев в заявках на поиск специалистов на ключевые позиции указывается обязательное требование - «мужчина». И в связи с этим двери для женщин в перспективные фирмы на высокооплачиваемые и интересные должности зачастую либо плотно закрыты, либо открываются с большой неохотой. Так в чем же причина? Ответ на этот вопрос чаще всего лежит в плоскости психологии: на протяжении веков создавались мифы о женской неполноценности, умалялись компетентность и представительность женщины.

Может ли женщина быть руководителем? Мнений на этот счет очень много. «Нет, не женское это дело», - скажут одни. «Да», - возразят другие и приведут в пример Екатерину Великую, Екатерину Дашкову, Александру Коллонтай, Маргарет Тэтчер… «Может, но не должна. Женщина-начальник становится похожей на мужчину» - заметят третьи. «Женщин, способных управлять, очень мало. Это исключение»,- уверены четвертые.

Что нужно сделать, чтобы изменить положение дел? Как повлиять на общественное мнение, которое по-прежнему отводит женщине лишь роль трудолюбивой исполнительницы, отвергая ее в качестве лидера? Очевидно, что привычный взгляд на представительниц слабого пола, исполняющих «сервисную» роль, может измениться только в результате развенчания еще до сих пор, к сожалению, актуальных мифов и ломки устоявшихся стереотипов.

Карьера - это хорошо или плохо?

Как правило, девушке с юности внушают, что нужно быть доброй, скромной, женственной, но никак не амбициозной. О профессиональном росте должны думать мужчины, к тому же карьерный мир жесток, и не женское это дело - «выгрызать свои права зубами». Намного лучше да и приятнее заботиться о своей внешности, о том, как понравиться «ему». Затем нужно думать о семье и только после этого - о карьере.

Из-за подобного воспитания женщина начинает деловую жизнь не в равных стартовых условиях с мужчиной, следуя сложившемуся мнению, что «это для меня не самое главное». Но рано или поздно (лучше, конечно, если это произойдет до 30-40 лет) приходит понимание того, что карьера - это не только ее независимость, но еще и защищенность собственных детей. Потому что по мере создания семьи и взросления детей личностные ресурсы женщины высвобождаются. И если она умна и дальновидна, то непременно встанет на путь профессиональной самореализации. Ведь «сделать» карьеру - это не обязательно стать начальником. Есть еще и такая замечательная возможность, как реализация себя в том деле, которое женщина любит и делает хорошо, постоянно при этом совершенствуясь, вплоть до уровня эксперта в своей области.

А если к тому же женщина честолюбива, обладает хорошими организаторскими способностями, умеет принимать решения, мыслит при этом креативно и стратегически, тогда карьерный рост для нее будет вполне естественным процессом. Тем более что у женщин есть одна потрясающая способность - быть одновременно руководителем, прекрасной женой, замечательной хозяйкой и заботливой матерью.

Способность к руководству

Исследованиями установлено, что женщины обладают эффективными, но не репрессивными способностями оказывать влияние, поэтому им удается руководить, а не подавлять. Женщина сегодня уже не приспосабливается к мужскому стилю управления, а творчески использует нетрадиционный «гуманный и впечатляющий менеджмент»: способность быть привлекательной для других людей, добиваться их симпатии и любви. Такая модель сегодня более соответствует изменяющимся условиям деятельности предприятий и способствует переходу к новой культуре руководства: от рационализма к большей открытости и гибкости.

Деловая женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы и перед выполнением каждой поставленной задачи задает себе вопрос: «Что мне это даст?», то женщина, как правило, спрашивает себя:  «Хватит ли у меня сил, знаний и опыта, чтобы сделать это как можно лучше?», что более конструктивно. Другими словами, мужчина нацелен на карьеру как таковую, женщина - на качественное выполнение работы.

Женская логика

Проведенные исследования показали, что мужчина и женщина действительно отличаются друг от друга строением мозга, поэтому получаемая информация обрабатывается у них по-разному. У представительниц прекрасного пола лучше обеспечивается обмен информацией между левым и правым полушариями. Этим объясняется наличие у них интуиции, которая является своего рода бессознательным разумом, или так называемой «женской логикой».

Женщины мыслят от частного к общему, от отдельных деталей - к их целостному охвату. Мужчины, наоборот - от общего к частному. У первых более развит эмоциональный и вербальный интеллект, а у вторых - невербальное поведение и технические способности. Однако в скорости восприятия знаковой информации и изображений, запоминании взаиморасположения предметов в пространстве, быстроте выполнения математических операций женщины превосходят мужчин.

Специалистами в области психологии управления установлено следующее влияние личностных особенностей мужчин и женщин на процесс принятия решений:

•    в ситуациях, требующих наказания подчиненных, женщины-руководители чаще прибегают к мерам морального и психологического воздействия, а мужчины - к административным;

•    женщины, как правило, оправдывают своих подчиненных и склонны к более подробному обоснованию принимаемых решений. Перебирая различные варианты, они опираются, в основном, на свою интуицию, в то время как мужчины - на логику и сложившиеся условия;

•    в большинстве своем женщины стремятся к более подробным диалогам со своими подчиненными, мужчины же чаще ограничиваются общими фразами;

•    в своих решениях управленец-женщина почти всегда допускает мирный исход возникающих конфликтов. Принимая решения, они, в отличие от мужской половины, склонны к колебаниям, чаще учитывают мнения и чувства коллег и подчиненных. Для мужчин же главное - их собственные мысли и эмоции;

•    действия женщин-руководителей направлены на перестройку области отношений, а действия мужчин - на перестройку области правил и норм;

•    женщины-руководители выбирают более осторожные стратегии при принятии решений. Мужчины же склонны к более высокой степени риска, что обусловлено их большей агрессивностью, независимостью в действиях, сильнее выраженной потребностью в самоутверждении.

Выше только звезды

Для продвижения по служебной лестнице необходимо уметь «заявить о себе». Женщины в этом смысле имеют больше возможностей - элегантная одежда, навыки пользования косметикой, эмоциональность, умение вести беседу. Однако общество традиционно продолжает поддерживать мужской приоритет почти во всех сферах деятельности. А женщинам приходится постоянно доказывать, что справятся, не подведут, оправдают надежды и, чтобы предпочли именно их, явно превосходить мужчин-соперников.

Есть еще один нюанс. Борясь за статус, мужчины охотно помогают друг другу исходя из мужской солидарности. Женщина в подобной борьбе всегда «одиночка» и может рассчитывать только на себя - и это одна из главных помех в ее карьере. Это и есть «стеклянный потолок», на который она, продвигаясь по служебной лестнице, «натыкается» и понимает - путь выше ей заказан. Дальше - только жесткая конкуренция, требующая агрессивного поведения с ее стороны. А в женской ментальности существует запрет на прямое выражение агрессии, да и тестостерона - гормона достижений - изначально больше у мужчин.

Однако изредка мужчины, чувствуя себя хозяевами жизни, все-таки выдвигают женщин на руководящие посты. И в первую очередь они исходят из личных симпатий.

Потеря женственности?

В недалеком прошлом статус замужней женщины в большинстве случаев определялся статусом ее мужа, поэтому она стремилась быть социально защищенной в браке, а работа и карьера занимали едва ли не последнее место в иерархии ее жизненных ценностей. Преуспевающая бизнес-леди прочно ассоциировалась с «синим чулком», обделенным счастьем. Женщина работала «за интерес»: хороший коллектив, добрые отношения с коллегами, возможность общаться, чувствовать себя нужной. В настоящее же время постепенно «картина мира» меняется - существенное значение прекрасная половина человечества придает профессиональному росту и карьере.

По данным ученых, современные успешные бизнес-леди отличаются яркой индивидуальностью в сочетании с женственностью. Они осознанно и с достоинством несут свой высокий титул, и это исключает холодность, жесткость и мужеподобность. Деловая дама сегодня украшает и облагораживает любое общество и деловую встречу. Ее отличает не только высокий уровень общей и интеллектуальной активности, но и, в отличие от большинства мужчин, постоянная забота о своей физической форме и внешности.

К тому же «продвинутых» женщин не столько оставляют мужчины, сколько они сами уходят от них, и, как показывает практика, долго одинокими не бывают. Неполноценность успешная бизнес-леди может ощущать только в том случае, если рядом с ней находится мужчина с домостроевскими замашками или просто неудачник.

Под силу каждой?

По данным психологического анализа, наибольшего успеха достигают женщины, имеющие предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки и склонность к воспитательному поведению. Кроме того, если женщина умеет оперативно переключаться с одной социальной роли на другую, уверена в понимании и поддержке со стороны мужа и детей, ее карьерный рост может быть вполне стабильным.

Помешать женщине преуспеть на службе может ее эмоциональная нестабильность, болезненная реакция на критику и выпады в свой адрес, неуверенность в том, что она справится с новой работой, которую раньше не выполняла. Карьерный рост будет затруднительным, если она не умеет отделять проблему, которую нужно решить, от человека. Нелояльность женщины, слишком большое значение придающей своим симпатиям и антипатиям, проявляется в такой типичной фразе: «Человек мне неприятен, и я не хочу иметь с ним дело».

Работа в команде

На первое место мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Вторая группа наиболее ценимых качеств - компетентность и деловитость. Причем под последней понимается практичность, целеустремленность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, обязательность и работоспособность. Третья группа качеств - умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть не могут, когда руководитель-женщина грубит, кричит, стучит кулаком по столу, сквернословит.

Оценки женщин применительно к даме-руководителю имеют специфику. Их также привлекают женственность, обаяние, хороший внешний вид. Им свойственно отмечать как выигрышные, так и проигрышные моменты в имидже начальницы. Если она внешне опускается, мужчины лишь констатируют сей факт, женщины же стараются понять, почему это произошло. Женщины-подчиненные высоко ценят в руководительнице умение общаться с людьми, создать дружный, сплоченный коллектив. И если от руководителя-мужчины подчиненные ждут решения вопросов при их понимании, то от руководителя-женщины - сначала понимания, а затем - решения.

Психологам удалось выявить и «антипатичные образы».

«Дама в белых перчатках» - внешне играет в порядочность и уважительность, а на самом деле унижает достоинство подчиненных «приличными методами».

«Холодно-высокомерная леди» - ее интересует только работа, а душевные состояния она считает сугубо личным делом. Она избегает неформального общения с подчиненными, не проникается их заботами и проблемами, разговаривает свысока, всячески подчеркивает свое руководящее превосходство, легко ранит словом.

«Жуткая сплетница» - любительница «перемыть косточки» подчиненным, склонная к интригам, домыслам, легко верящая всевозможным слухам.

«Капризная барышня» - отличительные ее черты - замкнутость, обвинение всех и вся в злом умысле против нее, недоброжелательстве. Она бестактна во взаимоотношениях с подчиненными, вечно недовольна результатами их работы.

«Синий чулок» - как правило, одинокая женщина, и поскольку многое из типично женского не играет в ее жизни ведущую роль, то на первом месте у нее работа. Категорична, упорна и работоспособна - но чересчур.

Идеальная же «карьеристка» выглядит, по оценке как мужчин, так и женщин, следующим образом.

- Ходит на работу в первую очередь для того, чтобы работать, тем не менее, весь офис ее обожает.

- Клиенты на нее не нахвалятся, начальство - не надышится.

-  Всегда знает, когда уместны дружеское участие и улыбка.

- Одета в деловой костюм, не мешающий ей выглядеть привлекательно. Возможна легкая вариация: длинная юбка, строгие брюки, различные аксессуары. Макияж - умеренный, маникюр - безукоризненный. Колготки - всегда.

- Ни у кого, и у нее в том числе, не возникает сомнений, что она достигнет тех вершин, к которым стремится. Может быть, ее карьеру взлетом не назовешь, но почти всегда это уверенное и постоянное продвижение вверх.

- К людям: начальству, подчиненным, клиентам - относится с уважением. Внимательна и умеет быть гибкой. Панибратства не позволяет. Поэтому и люди ее уважают. Как ей это удается? Секрет прост: она в первую очередь глубоко и искренне уважает себя.

Работники обычно говорят, что предпочитают работать под руководством мужчины, пока не попробуют поработать под началом женщины. С этого момента они утверждают, что никакой разницы в управлении нет. Опыт работы под руководством представителей обоих полов показывает, что имеет значение не его пол, а личность.