Побеждает тот, кто уверен в себе

1 ноября исполняется 55 лет крупнейшему предприятию отечественной торговли - ОАО «Белбакалея». Сегодня это мощный торговый комплекс с сетью мелкооптовых и розничных магазинов, собственным автопарком, складскими помещениями, холодильными камерами, цехом фасовки, автомобильной мойкой. Но главное богатство предприятия - сплоченный трудовой коллектив численностью свыше 600 человек.
Во главе предприятия - Вера МАРЧЕНКО, грамотный, инициативный руководитель, преданный своему делу, способный мыслить креативно и инновационно. Ее позиция - представление ОАО «Белбакалея» на рынке республики в качестве сильнейшей логистической компании с новыми организационными формами и методами управления товарными потоками, ресурсами предприятия для максимального удовлетворения потребителя.

- Вера Михайловна, вы - самый молодой директор за всю историю предприятия. Должность очень ответственная. Какому стилю руководства вы следуете?
- Мне хочется экспериментировать и созидать. Приобретенные знания и опыт сейчас могу активно применять на практике. Поэтому ОАО «Белбакалея» я воспринимаю не как «старейшее торговое предприятие в Беларуси», а как инфраструктуру, способную быстро реагировать на изменения рынка, укреплять свои позиции и добиваться значительных успехов.
- В чем вы видите перспективы предприятия?
- В развитии интегрированной логистики, которая позволит грамотно спланировать затраты и отладить эффективную систему управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Это позволит наиболее эффективно реализовать цели нашего бизнеса в частности и государства в целом. В идеале наше основное стремление заключается в построении современного торгово-логистического центра, отвечающего всем требованиям времени.
- Что представляет собой «Белбакалея» сегодня?
- Это своего рода «перекресток» крупнейших товарных потоков. Сегодня, в свете перемен, наиболее актуальным является логистическое мышление во всех процессах, происходящих на предприятии. Ежедневно мы ставим перед собой новые перспективные задачи в отношении логистики. Назову их. Во-первых, в логистике закупок - приобрести конкурентоспособный товар по наиболее выгодным ценам и высокого качества. Во-вторых, в складской логистике - гарантировать сохранность товара и высокую степень обработки заказов: комплектацию, подбор качественных документов, загрузку. В-третьих, в сбытовой логистике - обеспечить высокое качество обслуживания клиентов и оперативность доставки с минимальными затратами.
Как видите, интегрированный подход нашего предприятия многогранен, но в итоге он ориентирован на конечного потребителя, которому важны низкие цены и хорошее качество товара.
- Вы во главе ОАО «Белбакалея» чуть менее года, а время, прямо скажем, непростое. Отразился ли на работе предприятия мировой финансово-экономический кризис?
- Мне не нравится слово «кризис». Я бы предпочла сказать: «некоторый спад в развитии экономики», что является цикличным явлением - так уж устроен мир. Для нашей организации - это этап обновления, когда трудности заставляют людей искать и находить пути их преодоления. Со сплоченной командой единомышленников и работается увереннее, и трудности легче преодолеваются. Свежие мысли молодых специалистов и опыт наставников предприятия позволяют получать желаемые результаты. А приобретенный за 55 лет бесценный опыт эффективно работает в нашу пользу.
- Конкурируете ли вы с другими оптовыми базами?
- Одно из самых распространенных заблуждений - считать наше предприятие лишь «оптовой торговой базой». Мы уже давно переросли это определение. Повторюсь, сегодня мы позиционируем себя как логистический центр.
Кто-то из западных экономистов сказал: «Фирмы, достигшие стратегических преимуществ благодаря компетентности в логистике, определяют характер конкуренции в своих отраслях». Мы знаем и активно используем наши преимущества.
Сегодня оптовиками называют себя свыше 10 тыс. торговых организаций республики, но немногие обладают достаточной инфраструктурой для предоставления полного комплекса услуг. У нас же имеются модернизированные склады, холодильные камеры, собственный автопарк из 70 машин, автомойка, отделение дезинфекции автомобилей, подразделение сертификации и гигиенической регистрации товаров. И главное - нам доверяют. Наши партнеры - более 200 отечественных поставщиков и более 4 тыс. покупателей - организаций розничной торговли и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, ОАО «Белбакалея» всегда поддерживает белорусского производителя, приобретая у него качественные и относительно недорогие продукты питания. Тем самым мы выполняем социальную роль в продвижении отечественных товаров к покупателю, давая ему возможность совершить выбор в пользу белорусских брэндов. Мы на деле доказываем, что белорусское - значит качественное. О том, что нашу работу ценят, свидетельствует тот факт, что в прошлом году ОАО «Белбакалея» стало медалистом национального конкурса «Брэнд года» в номинации «Услуги - бизнесу. Логистика»
 - Важнейшие составляющие логистической цепочки - это складирование, хранение и эффективное управление складскими запасами. Как организован этот процесс на ОАО «Белбакалея»?
- Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов. Установлены механизмы регулирования температурного и влажностного режима, калориферы, системы промышленного кондиционирования. В арсенале ОАО «Белбакалея» - свыше 40 тыс. кв. м складских площадей, в том числе современные высокотехнологичные морозильные камеры, которые позволяют хранить замороженную продукцию при стабильно поддерживаемой температуре от плюс 5 до минус 20 градусов (с возможностью регулирования с точностью до 1 градуса).
Кроме того, складские помещения должны максимально эффективно работать на структуру. Наши склады оснащены специальными витринами, в которых представлены как сам товар, имеющийся на складе, так и информация о нем: цена, потребительские свойства, данные о производителе, дата выпуска, сроки реализации, вид упаковки. Только на наших складах покупатель может, что называется, посмотреть «товар лицом».
Значительные средства были затрачены и на расширение объемов имеющихся площадей. Мы стали осваивать пространство не только вглубь и вширь, но и ввысь, оборудовали склады многоуровневыми стеллажами для хранения товаров, автоматизировали труд персонала современными погрузчиками и штабеллерами. Как видите, пытаемся использовать с наибольшей эффективностью каждый метр, и я уверена, что в Беларуси мы - одни из немногих обладателем такой универсальной системой складирования и хранения продовольственных товаров.
- Из сказанного понятно, что техническое переоснащение предприятия ведется постоянно. Каковы источники инвестиций и насколько современны применяемые технологии?
- Информация - важнейший стратегический ресурс логистики. Ее использование позволяет снизить издержки оптимизации процесса перемещения товаров. На ОАО «Белбакалея» внедрена система автоматизации управления предприятием, которая объединяет в одну сеть свыше 200 компьютеров. Бухгалтерское и программное обеспечение адаптировано под задачи предприятия таким образом, что каждый пользователь может одновременно работать в он-лайн режиме со всеми сетевыми ресурсами и приложениями. И здесь мы - первопроходцы среди торговых предприятий.
Мы также постоянно обновляем автомобильный парк, закупаем электропогрузчики, компьютерную технику. Наши автомобили, например, уже два года оборудованы комплексной системой слежения и навигации, что позволило рационально прокладывать и корректировать маршруты их движения и, как следствие, значительно сократить издержки на топливо, уменьшить сроки доставки товаров. В этом году мы оборудовали участок по ремонту автомобилей, закупили современное торговое оборудование для наших мелкооптовых и розничных магазинов. Все, что мы инвестируем в развитие нашего предприятия, - только собственные средства.
- Как у вас складываются взаимоотношения с белорусскими предприятиями в это нелегкое время?
- Я считаю, что для отечественных производителей работа с ОАО «Белбакалея» имеет серьезные преимущества. Смотрите: мы забираем товар у производителя, практически сразу же рассчитываемся за него, а затем быстро реализуем в торговых сетях. Производитель получает возможность закупать сырье, заниматься переоснащением производства или дальнейшим бесперебойным выпуском товаров. Если бы нас не было - он бы думал лишь о том, как и куда реализовать выпущенную продукцию. Мы исключаем появление залежалых товаров, а это экономия денег.
Кроме того, продвигаем продукцию белорусских предприятий. Наш опыт работы с продовольственными брэндами позволяет активно использовать различные программы маркетинговых коммуникаций. К сожалению, не все предприятия видят в нас союзников. Очень часто мы рекламируем товар, что называется, «на пальцах», поскольку у производителей не хватает наглядных материалов: цветных буклетов, информационных листовок, каталогов. А ведь это главный инструментарий для сегодняшнего маркетинга.
Мы можем организовать, например, работу консультантов (как в своих магазинах, так и в крупнейших гипермаркетах Минска), провести дегустацию, рассказать о свойствах товара и акцентировать его преимущества. На нашем предприятии регулярно проходят Дни качества, где постоянно представляем продукцию наших партнеров в присутствии товароведов розничных сетей, индивидуальных предпринимателей, собственников торговых центров. К этому стоит добавить наличие отлаженной системы сбыта и клиентской базы. Так что в целом наши возможности больше, чем у каждого отдельно взятого производителя. Поэтому степень доверия со стороны партнеров довольно высока. Остается только следовать традициям и держать марку.
- Вы несколько раз акцентировали внимание на качестве продукции. Все ли товары белорусского производства соответствуют его критериям?
- Качество товаров - вопрос номер один. Для нас это дело чести, и потому требования очень и очень высоки. Если предприятие не в состоянии выдерживать их, мы перестаем сотрудничать. Постоянно проводим мониторинг товаров, технологий и приемов. Кроме того, наши товароведы находятся в непрерывном контакте с прямым потребителем продукта, а потому знают многое о его преимуществах и недостатках. Особенно в части позиционирования товара, его упаковки, качественных показателей. Мы регулярно проводим сравнительный анализ брэндов, а затем выдвигаем предприятиям-производителям инициативные предложения и даем практические советы.
- Какая ценовая политика существует на предприятии?
- Мы реализуем товары без торговой надбавки, по цене предприятия-производителя. Этим отличаемся от некоторых торговых оптовых организаций, которые просто перепродают товар с наценкой. Наша задача не в проведении одноразовой сделки, а в развитии постоянного сотрудничества и наращивании объемов товарооборота.
- Сотрудничаете ли вы с иностранными компаниями?
- Мы осуществляем импорт товаров, но приобретаем только те продовольственные товары, которые не производятся у нас в стране. Например, у поставщиков из Молдовы, Грузии, Германии - вина, в том числе игристые, и коньяки, сахарозаменители, из Украины - растительное масло.
В свою очередь белорусская продукция пользуется большим спросом в России, Австралии, Германии. А сегодня экспорт отечественных товаров - один из главных приоритетов в стране. Мы активно работаем в этом направлении. Но при отгрузке товаров за рубеж возникает ряд сложностей. Одна из них связана с ценообразованием. Как оптовики мы не можем дать товар зарубежному покупателю по ценам, конкурентоспособным с теми, что предлагают заводы-производители, поскольку они имеют специальный прейскурант для отгрузки на экспорт. Вызывает сложности оформление поставок за рубеж: как ни печально, качественные документы на экспорт у некоторых производителей либо вообще отсутствуют, либо есть только на определенные виды продукции. Однако качество самого товара остается неизменно высоким и никаких сомнений не вызывает.
- Чем ОАО «Белбакалея» как партнер привлекает предприятия розничной торговли? Увеличивается ли число магазинов, работающих с вами?
- В нашем лице розница прежде всего видит стабильность и оперативность в работе. Мы привлекаем магазины широким ассортиментом продукции, которую они могут приобрести мелкими партиями по ценам производителя, что, согласитесь, очень выгодно, особенно для небольших торговых точек. Еще одним преимуществом является оперативная доставка товара. Мы отгружаем товары по системе «сегодня на завтра», а иногда используем и вечернюю загрузку, чтобы автомобиль уехал к клиенту рано утром. Эта система доставки работает без сбоев, и мы уверены, что товар будет доставлен в срок.
Важен и профессионализм наших специалистов-товароведов, которые не только помогают партнерам из розницы выбрать из широкого ассортимента продукции товар, востребованный потребителем, но и постоянно знакомят их с новой продукцией.
ОАО «Белбакалея» можно назвать своеобразным мостом между промышленными и торговыми предприятиями, и поэтому нас интересует не только товарооборот, но и развитие дальнейших доверительных и плодотворных отношений, поскольку составляющие успешного бизнеса - это не только деньги, но и доверие: потребителя к предприятию, к предлагаемому ассортименту продукции и ее качеству.
- Насколько остро стоит проблема расчетов с розничной торговлей? Как она решается?
- К сожалению, долги потребителей - общая проблема всех предприятий. На сегодняшний день просроченная дебиторская задолженность у нас составляет около 12% общей ее суммы. Мы постоянно работаем по возврату денежных средств от недобросовестных плательщиков. Финансовый отдел и собственная служба безопасности отслеживают регулярность платежей и аккуратность каждого клиента в выполнении обязательств, пытаясь исключить попадание неплательщиков в «черный список». При этом всегда «на страже» стоят грамотные юристы, которые в кратчайшие сроки с использованием всех механизмов взыскивают с должников задолженность.
- Занимается ли ОАО «Белбакалея» собственной розничной и мелкооптовой торговлей? Есть ли планы открытия своих магазинов?
- Наше предприятие имеет развитую сеть мелкооптовых магазинов-складов и несколько розничных магазинов, которые работают во всех районах Минска, а также в городах Молодечно, Бобруйск и Борисов. Планируем и дальнейшее расширение товаропроводящей сети.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров, реализуемых за наличный и безналичный расчет. При этом покупателям предоставляются скидки и отсрочки платежа. Нами активно анонсируется собственная торговая сеть в средствах массовой информации. Кроме того, магазины оснащены навигационными указателями, схемы проезда обозначены в каталогах и на сайте предприятия.
Я рада сообщить, что на территории нашего предприятия мы открыли новый магазин-дискаунтер, который поражает широким ассортиментом предлагаемой продукции и своими ценами даже самого взыскательного покупателя. Мы надеемся, что это торговое предприятие сможет привлечь работников близлежащих предприятий и жителей столицы. Хотели бы видеть здесь и индивидуальных предпринимателей, которые по достоинству оценили бы ценовую политику и другие преимущества сотрудничества с ОАО «Белбакалея».
- Вы говорили о сплоченности коллектива. Как «Белбакалея» поощряет своих работников?
- Сегодня не секрет, что здоровый социально-психологический климат, правильно подобранные методы стимулирования и мотивации являются залогом любого успешного дела. Мы заботимся о каждом нашем работнике, для этого существует программа мотивации, разработанная на базе современных методик квалифицированными специалистами кадровой службы предприятия. Она предусматривает различные формы и методы, которые позволяют сплотить коллектив и сохранить здоровый микроклимат - это тренинги, семинары, мастер-классы, поощрение лучших работников туристическими поездками. Такие экскурсии уже состоялись в Санкт-Петербург, Одессу, Вильнюс, Палангу.
Очень важен социальный аспект данной программы, поэтому мы направляем желающих поправить свое здоровье в санатории, приобретаем абонементы в бассейны, сауны.
Активно участвуем в ежегодных районных туристических слетах и городских спартакиадах работников торговли, оборудовали собственный тренажерный зал. Развиваем и художественную самодеятельность. Наш актовый зал, оснащенный самой современной аппаратурой, световым и звуковым оборудованием, дает возможность талантливым людям реализовывать свой творческий потенциал
- 1 ноября ОАО «Белбакалея» исполняется 55 лет. От имени редакции и читателей поздравляем ваше предприятие и желаем ему дальнейшего процветания. А что бы вы сами себе пожелали?
- Спасибо за поздравления. Такой возраст - огромная ответственность. Репутацией своего предприятия мы очень дорожим, и я стремлюсь к тому, чтобы доверие партнеров, которое сложилось за годы работы, росло. Мне хочется видеть предприятие живым и активным, и я надеюсь, что неуемная энергия наших кадров будет всячески способствовать этому.

ОАО «Белбакалея»
220075, г. Минск, ул. Промышленная, 15
Тел.: (017) 334-51-21