Корпоративный сайт - не роскошь…

Ольга ДАНИШЕВСКАЯ, маркетолог компании Dew Point

Пожалуй, сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать необходимость создания «представительства» предприятия в Интернете. Если раньше корпоративный сайт был в диковинку и позволить его себе могли только самые «продвинутые» компании, то сегодня его наличие рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Более того, корпоративный сайт - это не дань моде или правила хорошего тона. Его отсутствие может негативно сказаться на имидже компании и расценивается как признак нестабильности, замкнутости или чрезмерного консерватизма.

Не упустить время
Итак, вы решили создать новый сайт или обновить дизайн старого. Как правило, сразу же возникает множество вопросов: к какому подрядчику лучше обратиться; сколько стоит разработка и поддержка; какое время это займет?
В материале представлен обзор белорусского рынка веб-разработок, а также некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе подрядчика.
Этот рынок можно охарактеризовать как молодой и бурно развивающийся, для которого свойственен, тем не менее, достаточно высокий уровень конкуренции. Только в Минске насчитывается около 50 веб-студий. Стоимость разработки и предлагаемые пакеты дополнительных услуг варьируются в весьма внушительных пределах. Вполне понятно недоумение заказчика, когда он сталкивается с абсолютно разными ценовыми предложениями для одного технического задания на разработку проекта. Однако сейчас на этом рынке сложилась благоприятная ситуация. Ввиду сложного экономического положения многие компании резко сокращают бюджеты, и разработка или совершенствование сайта откладывается на неопределенное время. Поэтому среди разработчиков обострилась конкурентная борьба и разыгрываются нешуточные баталии за каждого клиента. Об этом свидетельствуют всевозможные предложения, начиная от бесплатного создания и заканчивая обещанием сделать полноценный сайт всего за 3 рабочих дня. Веб-разработчики идут на различные уступки: сбрасывают цену, отодвигают сроки оплаты, поэтому заказчик может получить вполне достойный сайт на более выгодных условиях, нежели в докризисные времена.
Однако стоит отметить, что даже в нынешних условиях лидеры рынка не снижают ценовую планку, скорее наоборот. Молодые же компании в стремлении собрать «портфолио» работают зачастую себе в убыток.

В кого «стреляют» фрилансеры?
Итак, сколько же сегодня стоит разработка корпоративного сайта средней сложности?
Для исследования данного вопроса ряду компаний было предложено оценить одно и то же техническое задание на разработку корпоративного сайта для компании N. Предполагаемый сайт включал следующие модули:
1. Раздел «О компании» с подразделами:
философия, миссия, цели;
команда (с возможностью размещения фотографий);
партнеры (с возможностью обновления);
вакансии (с возможностью обновления);
система качества.
2. Раздел «Новости» (с возможностью обновления), включая архив новостей.
3. Раздел «Каталог продукции» с возможностями сортировки представленного ассортимента по тем или иным признакам, а также обновления информации.
4. Раздел «Пресс-центр», включающий подразделы:
публикации;
награды и дипломы;
выставки;
вопрос-ответ.
5. Раздел «Дилерам», требующий авторизации (закрытая зона).
6. Раздел «Контакты».
7. Дополнительные функции:
калькулятор стоимости;
поиск по сайту;
разграничение доступа к страницам;
вопрос-ответ (автоматическая обработка ответов на вопросы пользователей);
голосование;
баннерная система;
статистика сайта.
В результате исследования, в котором участвовало 20 минских компаний, были получены следующие диапазоны по цене, которые мы условно разделили на три категории:
премиум (свыше 5 тыс. долл.);
бизнес (от 2 до 5 тыс.);
эконом (меньше 2 тыс.).
Как правило, высокую ценовую планку держат лидеры рынка. «Догоняющие» придерживаются среднерыночных цен. Для молодых компаний, которые недавно вошли на рынок и их бизнес только набирает обороты, характерны низкие цены.
Зачастую заказчики, слегка напуганные выставляемыми ценами, начинают искать альтернативные, более экономичные варианты разработки корпоративных сайтов и находят их в лице фрилансеров (англ. freelancer - свободный копьеносец, вольный стрелок, а в переносном значении - вольный художник) - людей, работающих без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемых только для выполнения определенного перечня работ. В качестве фрилансеров могут выступать как опытные специалисты, так и люди без опыта - студенты. Стоимость разработки сайта «вольными художниками» по представленному выше техническому заданию составляет около 1 тыс. долл. Однако если вы решили сэкономить и обратились к фрилансерам, вам следует помнить о следующих важных моментах:
•    большинство студий дают гарантию на свои продукты (1-2 года бесплатного гарантийного обслуживания). Фрилансеры такую услугу не предоставляют;
•    впоследствии могут возникнуть проблемы при взаимодействии с хостерами (компаниями, предоставляющими «площадку» в Интернете), если программный код сайта окажется некачественным или устаревшим, не соответствующим техническим условиям и характеристикам хостинга;
•    над созданием полноценного качественного сайта работает целая команда специалистов: от проект-менеджера и маркетолога-аналитика тестировщика. Все эти направления не могут быть должным образом представлены в одном лице.

«Анатомия» сайта
Разработка сайта проходит следующие стадии.
Этап 1. Аналитика: составление технического задания или проектной документации.
Этап 2. Дизайн. Оформление главной и внутренних страниц. Как правило, студии веб-дизайна предлагают на выбор два варианта. Чем больше страниц, тем выше стоимость проекта.
Этап 3. Верстка. HTML-кодировка страниц - перевод оформленных дизайнером страниц на язык, понятный браузерам.
Этап 4. Программирование. Интеграция дизайна и системы управления контентом (содержанием), дописывание и подключение необходимых модулей управления сайтом.
Этап 5. Наполнение сайта контентом.
Этап 6. Тестирование на локальном сервере, отладка работы сайта на хостинге.
Этап 7. Поддержка.
Все представленные этапы формируют стоимость полноценного интернет-проекта. Чем более высококлассные специалисты и технологии были привлечены к его разработке, тем она выше. Наибольшую долю в общей стоимости проекта занимает программирование - 41,29%. Стоимость дизайна главной и внутренних страниц - 27,86%. Верстка составляет 11,99% стоимости создания всего сайта. Составление технического задания и проектной документации - 8,7%. И, соответственно, оставшиеся этапы занимают 5,2 (наполнение) и 4,96% (тестирование).
Важный параметр в процессе создания корпоративного интернет-ресурса - сроки. В среднем - это 2 месяца.
 
Специальные акции веб-студий
В настоящее время многие веб-студии предлагают специальные условия на разработку интернет-ресурсов, которые, на первый взгляд, кажутся весьма привлекательными. Приведем некоторые из них.
Простые сайты от 299 долл. Услугу предлагают такие компании, как студия веб-дизайна ExCess, которая, кстати, специализируется именно на создании простых сайтов (html-сайты).
Однако заказчик должен понимать, что простой сайт подразумевает обычную информационную «визитку» и отсутствие какого-либо дизайна. С прототипом такого сайта можно ознакомиться здесь: http://ps.excess.by/. Его создание - не лучший вариант для серьезного бизнеса, т.к. компания открывает не просто сайт, а свое представительство в виртуальном пространстве. Кроме того, утверждение представителями разработчика, что «80% ценности сайта - в самом его наличии в Интернете» изначально ошибочно и свидетельствует скорее о некомпетентности, чем о рациональном использовании ресурсов. Заказчик также должен понимать, что дело не ограничится только затратами на создание ресурса. В дальнейшем необходимо будет инвестировать определенные средства в продвижение, и здесь могут возникнуть проблемы: ведь чем халатнее выполнен сайт, тем выше затраты на данный вид услуг.
Разработка полноценного сайта за 3 рабочих дня за 400 долл. Данную услугу предлагает веб-студия «Эффективные сайты». Акция касается только разработки простых информационных ресурсов с заданной структурой. Сложные проекты потребуют больше времени и денежных затрат. Вот лишь некоторые дополнительные услуги, оказываемые данной компанией только на платной основе:
•    обучение ответственного сотрудника компании поддержке и управлению сайтом;
•    устные или письменные консультации в случае возникновения вопросов, связанных с поддержкой сайта, в течение одной недели с момента заказа.
Обычно такие услуги оказываются компаниями-разработчиками бесплатно и выступают своеобразными гарантами качества созданных продуктов.

Как платить?
Здесь все зависит от того, на какие уступки согласен пойти разработчик по отношению к заказчику. В целом можно выделить следующие наиболее распространенные схемы оплаты:
•    50% предоплаты от общей суммы договора, остальные 50% - после подписания акта сдачи-приемки работ;
•    50% предоплаты от стоимости каждого этапа, остальные 50% - после закрытия этапа работ;
•    поэтапная предоплата, размер которой зависит от сложности предстоящего этапа.
Следует также иметь ввиду, что стоимость разработки интернет-ресурса, которая озвучивается в коммерческом предложении, действительна, как правило, месяц с дня выставления.
Кроме цены и сроков существует еще ряд параметров, на которые следует обратить внимание при выборе подрядчика. Отметим главные из них.
Корпоративный сайт веб-студии. Если он не «блещет», тексты «корявые», страницы информационно перегружены, а структура ресурса более чем непонятная, то вряд ли студия, которая не может навести порядок даже в своем виртуальном офисе, сможет предложить что-то интересное.
Работа менеджера компании. Если ваш запрос не сразу находит отклик или вас подводят в сроках по предварительной оценке стоимости проекта еще на начальном этапе сотрудничества, стоит задуматься о его целесообразности в дальнейшем.
Маркетинговый подход. Подрядчик должен не просто «нарисовать» сайт, а создать такой ресурс, который будет продавать продукцию, приносить компании прибыль и поможет в достижении других важных целей.
Видение проекта подрядчиком. Чем больше свежих и интересных идей будет предложено, тем профессиональнее представители студии. Слепое следование точке зрения заказчика - плохой признак, даже если его идеи, на первый взгляд, кажутся «гениальными».
Четкая структуризация этапов работ. Заказчик должен быть детально проинформирован, за что он платит и как.
Дополнительные услуги. Разработка сайта - только первый этап в веренице дальнейших работ и расходов. Выбор и регистрация доменного имени, хостинг, продвижение, реклама в Интернете - таковы последующие основные статьи затрат. И очень важно, если подрядчик сможет бесплатно оказывать эти услуги. Это удобно как с точки зрения экономии времени, так и с позиции экономии денежных средств.