Электронный «ключ» к бизнесу

Александр ИВАНОВ, практикующий консультант по внедрению и оптимизации IT-продуктов, директор по развитию компании Support.by

С каждым годом информационные технологии (IТ) применяются все шире. Они уже не просто делают работу удобнее и быстрее, но являются еще одним из ключевых инструментов развития. Но для успешного взаимодействия IТ и предпринимательство должна объединять общая цель - бизнес.
Сегодня ожидания руководителей от IТ ограничиваются простыми требованиями типа: «чтобы все работало без проблем и денег не просило, ведь IТ - очень дорогое удовольствие». Эти расхожие стереотипы на самом деле уже не соответствуют реальной картине мира. IТ сами по себе давно стали успешным и бурно развивающимся бизнесом. Решая свои проблемы и автоматизируя бизнес-процессы, специалисты в области информационных технологий создали множество решений, которые можно успешно применять в любой отрасли.
До недавнего времени большинство предприятий оставалось в стороне от применения IТ. Это было связано, прежде всего, с доминировавшим способом получения прибыли разработчиками программ: фирма самостоятельно и в одиночку создавала свой программный продукт. Основная прибыль приходилась на продажу копий, или «коробок» данной программы. Доля выручки от сопутствующих услуг в виде дополнительной настройки под нужды предприятия-клиента и дальнейшую поддержку была незначительной.
«Гибкое» отношение к законам, относящимся к авторским правам, и лояльность (до недавнего времени) в этом вопросе белорусского государства позволили всем желающим работать с массой современных передовых программ практически бесплатно.
Проблема полулегальной компьютеризации отечественного бизнеса в том, что наш основной поставщик - пират - никогда не предлагал комплексных сложных систем, поскольку без услуг по внедрению они только повредят. А отечественный бизнесмен не привык платить за сопровождение продукта или за услуги с ним связанные. При этом он даже не подозревает, какие возможности упускаются.
Сейчас отношение к информатизации бизнеса в корне меняется, на рынке начинают появляться не только продукты, но и решения, и услуги. Нужно иметь четкое представление об этих понятиях. Покупая продукт, вы получаете «коробку». Чаще всего так приобретают оборудование или простое программное обеспечение. А решение - это комплекс программных и аппаратных средств, а также услуг по их внедрению.
На простом примере все выглядит следующим образом: когда вы покупаете компьютер, в магазине вам вручают коробки с системным блоком, монитором, компакт-диск с Windows и разнообразные провода - это продукт. Приехав домой, вы пытаетесь сами подключить провода и установить программу. Потеряв несколько часов, вы либо получаете результат, либо ищете специалиста. Затем начинаете искать применение своему приобретению.
Другое дело, если существуют определенные задачи: вам и подчиненным нужно выходить в Интернет, бухгалтерия не может работать без специальной программы, а отделу продаж требуется постоянное изменение базы данных. Вы ищете решение всех перечисленных задач, ориентируясь на свой бюджет, удобство использования, наличие сервиса и условия гарантийного обслуживания. В итоге вы находите: компьютер с предустановленными операционной системой, офисным пакетом, коммуникатор с подключением к Интернету, браузером, специальными программами. Заметим, что каждый из продавцов оказывает помощь в первоначальной настройке и подключении - осталось только сравнить цены, условия сервиса и гарантии.
Решая свои задачи, можно параллельно заняться поиском услуги. Например, вам нужен Интернет только 2 дня в месяц, бухгалтерия у вас небольшая, работники из отдела продаж предпочитают всех клиентов «хранить» на бумажных носителях. Выбирая беспарольный доступ в Сеть, наняв приходящего бухгалтера и т.п., вы находите услугу. Так и предприятие может использовать современные компьютерные технологии в виде продуктов, решений или услуг.
Рынок IТ состоит из трех основных сегментов (такой классификации придерживаются международные организации):
  •  разработка программного обеспечения;
  • производство и продажа IТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.);
  • предоставление услуг, связанных с использованием IТ (включая услуги по оптимизации бизнес-процессов предприятия).
Основную часть белорусского IТ-рынка еще в недавнем прошлом составляли экспорт разработки программного обеспечения и услуг, а также импорт оборудования. Доля первого и второго, обращенных «внутрь» нашей страны, была крайне незначительна - около 5%. Но сегодня такие факторы как развитие телекоммуникаций, снижение их стоимости и государственная поддержка IТ-отрасли дали толчок развитию этого рынка внутри Беларуси. Причем разработчики программных продуктов, сталкиваясь с конкурентами, снижают цены. И оказывается, что сегодня стоимость автоматизации того или иного бизнес-процесса начинается от нескольких сотен евро, а не от тысяч, как это было ранее. И снижение стоимости IТ-продуктов - общемировая тенденция.
Развитие сферы IТ-услуг привело к появлению качественных бизнес-приложений среди свободно распространяемого программного обеспечения (ПО). Причем бесплатное ПО не только доминирует в качестве основы для построения интернет-решений, но и начинает отвоевывать свою долю среди бизнес-приложений. Если говорить о цифрах, то применение бесплатного ПО на предприятии из 25 рабочих мест для решения стандартных задач (хранение данных, доступ в интернет, сайт компании, системы управление проектами, документами, интранет-портал, электронная почта) способно сэкономить около 45 тыс. долл.
Успешное внедрение управления задачами, ресурсами, проектами, отношениями с клиентами (CRM), всевозможных учетов и многое другое сегодня можно сделать несколькими способами: заказав разработку, подыскав подходящее готовое решение или просто заказав услугу. Выбор нужного варианта зависит только от условий бизнеса. Содержать техническую службу в штате компании - очень хорошо, но, согласитесь, невозможно быть специалистом во всех областях. Мировая практика показывает, что задачи «внутренней» технической службы компании сводятся к поддержке, сопровождению, поиску решений по автоматизации и взаимодействию с внешними подрядчиками.
Белорусский рынок IТ готов предложить услуги по разработке, внедрению, сопровождению и поддержке решений для автоматизации бизнес-процессов отечественных компаний. И если пару лет назад можно было легко найти услуги заправки картриджей и приходящего системного администратора, то сегодня так же просто можно обнаружить услугу по организации единого хранилища файлов для компании, организации сети между разными офисами одной организации, СRM, 1С, ServiceDesk и т.д. Причем в большинстве случаев закупать дорогостоящее оборудование не нужно.
Вы задумываетесь о том, чтобы повысить эффективность труда сотрудников? А может пересылка информации вложением в электронном письме вас уже не устраивает? В таких случаях на помощь придут информационные системы, где можно посмотреть базу данных компании, текущие задачи каждого из подчиненных, состояние финансовых дел или продаж, находясь не в офисе, а, например, дома или в командировке. Системы будут взаимодействовать между собой, и сотруднику службы продаж, который находится на выезде, не придется делать десять телефонных звонков: на производство, в бухгалтерию, начальству и т.п. Он всего лишь размещает заказ в единой базе данных.
Все перечисленное - лишь некоторые примеры применения современных информационных систем, которые давно не являются фантастикой. К тому же они доступны даже малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.