Новые времена, новое мышление
 
Анатолий АКАНТИНОВ, председатель правления ОО «Гильдия маркетологов», руководитель Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»

Во многом наступлению кризиса способствовало то, что мышление, действия людей зашли в тупик. И Беларусь не стала исключением, у маленькой страны даже не было выработано поведения в условиях всеобщего самообмана. На отечественных производствах планомерно увеличивали объемы выпуска продукции, повинуясь административным рычагам, через которые планировалось войти в мировые финансовые потоки. Увы, времена изменились, доказательством этому служат загруженные склады нереализованной продукции.
Формы управления
Государство всегда играло существенную роль при выходе из различных форс-мажорных ситуаций, поскольку обладает достаточным количеством рычагов. Но в кризисные времена ему также не просто справиться с неподъемной «штангой». Лучшим решением в этом случае становится разделение ответственности, рисков и результатов с другими субъектами: инвесторами, предпринимателями, обществом, партнерами. Но здесь уже идет речь о совершенно другой политике государственного управления - демократии.
В нынешних условиях ответ на вопрос «какая форма управления государством во время кризиса эффективна: административное регулирование с централизованным управлением или демократический подход с разделением ответственности?» неуместен. Потому что мы пытаемся в рамках устаревшего мышления в «квартиру поместить слона», а потом рассуждаем, почему он не помещается, или что еще нужно сделать, чтобы гигант там поместился. Может, стоит добавить новые показатели по соотношению остатков на складе и объемов производства? На самом деле проблема лежит глубже - в основе человеческой сущности: мотивации, инициативе, свободе. Но за последние годы отечественные руководители совсем отучились пользоваться перечисленными «двигателями». Создавать их заново, чтобы они действительно заработали? Но для этого нужны годы. Поэтому в Беларуси нет состоятельных предпринимателей и инвесторов, которые могли бы выкупить на себя государственную собственность.
Такие реформы как инвестиции, либерализация, приватизация и др., которые пытаются в государстве реализовать, становятся лишь полумерами по внедрению действительно верных решений. На самом деле идет борьба между старыми формами управления, где доводятся планы с различными показателями, и новыми для нас, но уже зарекомендовавшими себя во всем мире: именно они уравновешивают ответственность между государством и обществом.
Можно сделать следующий вывод: необходимо менять мышление, а вместе с ним и форму государственного управления. Иначе мы и дальше будем находиться на задворках цивилизации. Ведь кризис дал возможность в условиях изменения структуры экономики занять место более энергичным, предприимчивым, гибким государствам.

Свое место
Для того чтобы Беларусь могла определить свое место в мировой экономике, необходимо четко представлять свои преимущества и возможности, которые открываются в условиях кризиса. При этом нужно быть максимально честными перед выбором и быть готовыми к кардинальным действиям.
Развивать множество отраслей или пользоваться историческим наследием в нынешних условиях у нас не получится, необходимо от чего-то отказываться и выбирать приоритеты. В этом могут помочь два стратегических подхода: вертикальный и горизонтальный.
Вертикальная стратегия подразумевает разделение отраслей по их преимуществам, прежде всего сырьевого и сбытового характера. Горизонтальная - позволяет рассмотреть конкурентоспособные отрасли в условиях кризиса в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Вспомним, какими основными преимуществами обладает Республика Беларусь:
•    территориальное расположение - транзитная страна, близость к значимым рынкам (Европа, Россия);
•    интеллектуальный потенциал, высококвалифицированный персонал;
•    сырьевые источники (калийные удобрения, древесина, вода, лен, мело-мергелевые залежи, сельскохозяйственная база);
•    наработанные, исторические ниши (продовольствие, машиностроение, легкая промышленность, нефтепереработка).
Не надо забывать и о приобретаемых преимуществах, таких как развитие инноваций, в том числе интеллектуальных (Парк высоких технологий, новые продукты, технологии, производства, создание брэнда Беларуси); партнерство (вхождение в транснациональные компании, приобретение новых технологий, совместные предприятия по продвижению на другие территории), развитие кадрового потенциала (приобретение опыта от зарубежных партнеров, обучение за рубежом, освоение новых технологий).
В связи с рассмотренными преимуществами можно выделить две группы отраслей вертикальных стратегий.
•    Базирующиеся на преимуществах Беларуси. Они нуждаются в концентрации и развитии, более агрессивном присутствии на внешних рынках, развитии собственных сбытовых и маркетинговых технологий.
•    Не имеющие стратегических преимуществ за счет внутренних резервов. Отрасли требуют продажи (вливание в транснациональные компании) либо ресурсного (сырьевого, технологического, финансового) и сбытового партнерства.
Рассматривая горизонтальные стратегии в условиях кризиса, можно выделить две группы отраслей.
1. Отрасли краткосрочной перспективы (1-3 года). Это те, которые выпускают товары и услуги, быстро адаптирующиеся к потребительскому спросу. В них необходимо отслеживать изменения и подстраиваться под рынок, занимать и находить освободившиеся ниши, создавать продукты с новыми преимуществами за те же деньги.
2. Отрасли долгосрочной перспективы (2-5 лет). Это отрасли, которые будут перспективны через несколько лет, когда кризис начнет ослабевать. И уже сейчас необходимо закладывать фундамент под их развитие или создавать новые направления хозяйствования, которые будут требовать инвестиций.
Совместив вертикальные и горизонтальные стратегии в одну матрицу, получаем таблицу, каждый сегмент которой позволит продиктовать комплексный стратегический взгляд на действия в отношении к той или иной отрасли, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе развития страны в целом.

 СтратегииКраткосрочная
 Долгосрочная
 Есть преимущества Мясная, молочная, калийная, мебель, косметика   
 Строительство, транзит, высокие технологии, новые отрасли
 Нет преимуществ
 Легкая, радиоэлектронная, бытовая техника, пивная  Машиностроение (станкостроение, автомобилестроение и т.д.)

Например, в первую ячейку, где пересекаются краткосрочная стратегия с преимуществами сырьевого характера, попадает продовольственная отрасль. Она требует больше инвестиций, агрессивного подхода к внешним рынкам вплоть до покупки предприятий за рубежом, а также развития дистрибуционной и брэндовой политики.
Содержимое ячейки, где пересекаются краткосрочная стратегия с отсутствием сырьевых преимуществ, нужно рассматривать в плоскости создания альянсов с ресурсными или сбытовыми партнерами. К примеру, легкую промышленность соединить с производителями хлопка, радиоэлектронную и по выпуску бытовой техники - с известными мировыми брэндами и т.д.

Новые направления экономики
Сегодня Беларусь имеет шанс развивать новые отрасли, которые появляются с изменением структуры экономики и потребления. И в данном случае уместно вспомнить о нашем транзитном месторасположении и интеллектуальном потенциале: логистике и программировании.
Следует помнить, что при реализации стратегий могут возникнуть риски, например, политические, поскольку не все страны захотят в нас видеть партнеров. Уменьшится занятость населения, и здесь актуально предпринимательство, переобучение, создание достаточного пособия по безработице - это уже социальные риски. Не стоит забывать и о ресурсных рисках: достаточно ли у нас будет знаний, технологий, управленческих и финансовых ресурсов? Там же находятся и инфраструктурные - будут ли созданы условия для мотивации и содействия развитию отраслей? Важным становится поиск партнеров - возникает вопрос доверия и долгосрочности их взаимоотношений с нашим государством.
Стоит отметить, что работы по развитию стратегических направлений и переориентации более слабых очень много. И чем раньше она будет начата, тем успешней станет Беларусь в ближайшее время.