Как не «пойматься» на импорте?

Денис САФАРЕВИЧ, юрисконсульт ЗАО «Абсолютбанк»

К импорту в последнее время органы государственного управления проявляют повышенный интерес, что продиктовано стремлением «обуздать» отрицательное сальдо внешнеторгового оборота Беларуси. Поэтому импортеры должны максимально тщательно готовить контракты со своими иностранными партнерами, чтобы не было никаких расхождений с законодательством республики.
В данном материале даются ответы на наиболее часто возникающие в процессе внешнеэкономической деятельности вопросы. Думается, они заинтересуют многих импортеров.

Резидент заключил с нерезидентом импортный внешнеторговый договор на поставку товара. Товар получен, оплата еще не производилась. Вправе ли резидент перевести свой долг по импортному внешнеторговому договору на резидента-2? Вправе ли тот заплатить, а также купить иностранную валюту для осуществления этого платежа?
В соответствии с подп.1.10 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ №178) при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров. Исключением являются случаи, когда они производятся:
•    с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
•    со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп.1.1 п.1 Указа №178;
•    путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
•    посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
•    в иных случаях, определенных Национальным банком.
Согласно подп.1.16.1 п.1 Указа №178 резиденты обязаны по каждому заключенному внешнеторговому договору в установленные сроки перерегистрировать сделку при реорганизации либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).
В соответствии с п.15 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 г. №46 (далее - Инструкция №46), перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном ее регистрации, при этом присваивается новый регистрационный номер.
В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве новый экспортер (импортер) представляет в банк оригиналы или копии внешнеторгового договора и документов, подтверждающих такое изменение. На первых листах этих документов проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
В соответствии с подп.20.1 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 г. №112 (далее - Инструкция №112), субъект валютных операций - резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения расчетов в рамках проводимых с нерезидентом текущих валютных операций (в том числе для расчетов по ценным бумагам, выполняющим функции расчетных документов, если плательщиком по данной ценной бумаге выступает субъект валютных операций - резидент, являющийся импортером), за исключением валютной операции, указанной в п. 21 Инструкции №112, а также валютных операций, связанных с осуществлением следующих расчетов:
•    по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
•    по договорам аренды имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
•    по договору финансовой аренды (лизинга);
•    перевод иностранной валюты в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях;
•    по получению кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней.
Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки. По валютным операциям, совершаемым вне этих рамок, в качестве основания для покупки иностранной валюты представляются документы, служащие основанием для осуществления данных валютных операций.
Таким образом, резидент-импортер вправе перевести свой долг по импортному внешнеторговому договору на резидента-2 (новый импортер, новый должник). При этом у нового импортера возникает обязанность перерегистрировать сделку. Резидент-2, став импортером, вправе приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и заплатить нерезиденту по импортному внешнеторговому договору.
Резидент приносит в банк для регистрации и оплаты импортный внешнеторговый договор. Срок поступления товара превышает установленный Указом №178. Вправе ли он зарегистрировать сделку и осуществить платеж по данному договору без наличия разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций? Каковы действия банка?
В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа №178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
•    при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
•    при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (должно быть обеспечено поступление товаров на таможенную территорию республики).
Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров либо иного государственного органа.
Нацбанк вправе определить иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций, чем определенные Указом №178.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, то применяются эти правила.
В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций, установленные в соответствии с подп. 1.4 п.1 Указа №178, могут быть продлены (без взимания платы) Нацбанком (его главными управлениями по областям) по заявлению резидента, если имеются объективные причины, подтвержденные соответствующими документами.
Такой порядок установлен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее - Инструкция №52), утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 22.04.2009 г. №52.
В соответствии с п.5 в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает установленный законодательством, резидент обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции.
Исходя из анализа норм законодательства, вырисовывается следующая последовательность действий:
Банк должен зарегистрировать сделку.
Клиент не обязан представлять в банк разрешение на продление сроков завершения внешнеторговых операций.
Банк обязан осуществить платеж по данному импортному внешнеторговому договору.
После регистрации сделки и осуществления платежа клиент обязан получить разрешение на продление сроков завершения внешнеторговых операций в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции.
Субъект валютных операций - резидент представил в банк для регистрации сделки импортный внешнеторговый договор, в котором отсутствуют условия расчета. Должен ли банк зарегистрировать сделку?
Исходя из буквального применения нормативных документов может сложиться следующая ситуация. Клиент представляет для регистрации сделки договор, не содержащий условий расчета. По Указу №178 оснований для отказа в регистрации сделки нет, и она может быть осуществлена. Затем клиент через определенное время приносит этот же договор для оплаты в банк, а тот, руководствуясь Инструкцией № 46, откажет в платеже.
Для выхода из данной ситуации Нацбанк в п.33 письма от 23.07.2009 г. №21-17/95 «О валютном контроле» разъяснил, что банку как агенту валютного контроля необходимо проинформировать клиента о требованиях законодательства и осуществлять регистрацию внешнеторгового договора при соответствии его требованиям п.27 Инструкции №46, в соответствии с которым банк проверяет наличие условий расчетов.
Резидент представил в банк документы для перечисления денежных средств по договору на счет нерезидента на Маршалловых Островах. Платежного поручения на уплату оффшорного сбора не представил. Каковы действия банка?
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. №353 «Об утверждении перечня оффшорных зон и о внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. №104» Республика Маршалловы Острова является оффшорной зоной.
Согласно подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 г. №104 «Об оффшорном сборе» (далее - Указ №104) объектами взимания оффшорного сбора являются:
•    перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
•    исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
•    переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Нацбанка по ставке 15% от переводимых сумм (подп.1.6 п.1 Указа №104).
В соответствии с подп.1.7 п.1 банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только после его уплаты резидентамию
На основании подп.6.1 п.6 Инструкции № 46 банки осуществляют контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством.
В соответствии с подп.28.4 п.28 Инструкции №46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора.
Резидент зарегистрировал сделку по импортному внешнеторговому договору на сумму 10 тыс. евро. Однако платеж по данному договору намерен произвести на сумму 12 тыс. евро. Вправе ли клиент осуществить такой платеж? Каковы действия банка в данной ситуации?
Согласно п.1 письма Нацбанка от 23.07.2009 г. №21-17/95 «О валютном контроле» контроль за соответствием суммы платежей по внешнеторговому договору при осуществлении расчетов безналичными денежными средствами законодательством Республики Беларусь на банки не возложен.
Таким образом, клиент вправе, а банк обязан провести платеж в рассматриваемой ситуации.
Установлена ли в законодательстве Республики Беларусь ответственность банка за неправомерный отказ в регистрации сделки по внешнеторговому договору?
До 01.04.2009 г. в соответствии с п.2 Указа №178 неправомерный отказ банка резиденту в регистрации паспорта сделки влек наложение штрафа:
•    на банк - в размере от 10 до 100 базовых величин;
•    на должностное лицо банка - от 1 до 5 базовых величин.
На сегодняшний день ответственность банка (должностных лиц банка) за неправомерный отказ в регистрации сделки по внешнеторговому договору не установлена.