«Железные» правила деревообработчиков

Надежда ПРИВАЛЕНКОВА

Холдинговая компания «Пинскдрев» является безусловным лидером белорусского рынка деревообработки. На сегодняшний день его доля в общем объеме товарной продукции предприятий концерна «Беллесбумпром» составляет 22%, в т.ч. по мебели - 36,4%.
Впечатляют и размеры компании, в которую входят более 30 филиалов, расположенных по всей республике, что позволяет «Пинскдреву» развивать все технологии деревообработки: от лесозаготовок до выпуска элитной мягкой и корпусной мебели. Причем по самым высоким стандартам: качество продукции пинчан постоянно отмечается дипломами и наградами практически на всех республиканских и международных конкурсах.
В чем истоки многолетней успешной деятельности предприятия; внес ли в нее коррективы мировой экономический кризис; что лежит в инвестиционном портфеле холдинга? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Лоран АРИНИЧ.

- Лоран Степанович, есть ли своего рода кредо у вашего предприятия?
- Вот уже более четверти века остается неизменным девиз нашего предприятия: быть первыми. И хочу без ложной скромности сказать, что оно таковым и является, поскольку мы смогли собрать и внедрить практически все передовые технологии деревообработки. Сегодня «Пинскдрев» выпускает более 1500 разновидностей продукции - ни одно из предприятий отрасли, в том числе частных, не имеет подобного ассортимента. У холдинга серьезный экспортный потенциал: в лучшие годы свыше 70% производимых продуктов деревообработки и мебели «Пинскдрев» поставлял на экспорт.
Сегодня безо всякой натяжки можно сказать, что пинская мягкая мебель ничем не отличается от импортной. Производится она по четырем технологиям: итальянской, немецкой, франко-бельгийской и белорусско-российской. Их совокупность позволяет предприятию доминировать на рынке, потому что такого изобилия моделей, дизайна и европейского уровня качества предложить в Беларуси пока никто не может.
- Почти каждый год ваше предприятие признается победителем профессионального конкурса «Брэнд года», а изделия - лучшими белорусскими товарами на рынке Российской Федерации. Что помогает поддерживать столь высокую репутацию?
- Рекламный девиз холдинга - «Безупречность качества за разумную цену». Достигается это не только внедрением передовых стандартов и технологий, но и высоким уровнем исполнительской и технологической дисциплины, причем последней я бы отвел решающую роль. И вот почему.
Наш холдинг одним из первых в отрасли был аттестован на соответствие системе менеджмента качества продукции ИСО 2001-2009. На «Пинскдреве» также внедрены международные стандарты по охране труда и окружающей среды, экологическую безопасность продукции гарантирует собственная лаборатория.
Однако висящие в рамочках документы бесполезны, если каждый работает, как ему вздумается. К сожалению, часто подводит наш менталитет. Некоторые искренне не понимают, почему, например, дотошный западный потребитель делает замечание по поводу такой мелочи, как отсутствие специальной прокладочной бумаги между полированным фасадом и картонной упаковкой. Но выйти на западные рынки можно только с безупречной по всем позициям продукцией.
- Вы упоминали о высоком экспортном потенциале «Пинскдрева» - повлиял ли на него кризис? Как обстоят дела со сбытом продукции за рубежом и внутри страны?
- Не секрет, что основные поставки до 2008 г. включительно приходились на Россию, этот рынок вплоть до кризиса казался самым перспективным. Снизившийся покупательский спрос, конечно же, повлиял на объем поставок - в Россию он сократился, например, наполовину, в дальнее зарубежье - на 25%. В целом же сегодня за рубеж уходит 50% изделий. Но мы не сидим сложа руки, в частности, ищем солидных партнеров в Италии и Германии, часть заказов которых можно было бы разместить у себя.
Стараемся увеличить свое присутствие и на внутреннем рынке. В этом помогает самая мощная среди предприятий концерна собственная торговая сеть, в которую входят 26 фирменных магазинов и более 200 секций. Именно через них в течение всего лета и в начале осени распродавались складские запасы продукции, причем на некоторые изделия цены снижались до 25%. Пошли даже на такой экономически невыгодный шаг, как продажа мебели в кредит под ноль процентов. Ведь сегодня главное - освободить склады, не отвлекать денежные средства, не брать дополнительные, довольно дорогие, кредиты.
- А что в планах «Пинскдрева» на ближайшие годы?
- Сегодня холдинг активно модернизируется практически по всем направлениям: увеличивает мощности, расширяет площади, строит, закупает современное оборудование. Причем все это делается за счет кредитов и собственных средств предприятия: с 1983 г. «Пинскдрев» не потратил на модернизацию ни одной бюджетной копейки.
За последние 5-7 лет были привлечены миллионы долларов иностранных инвестиций, создано 5 совместных предприятий. С 2000 г. предприятие вложило в основной капитал 45 млн. долл. в эквиваленте собственных средств. Понимая, что ключевым фактором успешного развития компании  во многом являеется серьезная инвестиционная программа, переоснащение, оптимизация сбытовой и управленческой инфраструктуры, руководство предпрития инвестировало в развитие только за 2008 г. 25 млрд. руб. или 11,8 млн. долл.
В числе последних интересных и перспективных проектов - организация промышленного производства пеллет, для которого были закуплены два пресса-гранулятора, а сейчас подготовлена площадка для установки еще двух машин большей мощности. Спрос на данный вид экологически чистого топлива постоянно растет, так что пеллеты, по нашим расчетам, способны стать высокодоходной экспортной позицией.
Расширяется производство корпусной мебели из массива дерева, причем я сторонник развития именно этого направления - мода на синтетику и ламинат уже проходит, а натуральная древесина ценится во все времена. Сейчас расширяем фабрику в свободной экономической зоне «Брест», где планируем выпускать элитную корпусную мебель из массива для поставок ее в страны СНГ.
Сейчас мы ведем реконструкцию фанерного завода, переоснащаем его за счет закрывающихся из-за кризиса аналогичных предприятий Европы. Закупаем оборудование и расширяемся. На пристраиваемых к фанерному заводу площадях будет освоена новая технология, которая позволит производить листы так называемого евроразмера - 1220 на 2440 мм. Эта продукция также пользуется повышенным спросом и является хорошей экспортной позицией: более 80% фанеры «Пинскдрев» поставляет за рубеж.
Идет активное переоснащение лесозавода. Чтобы существенно увеличить выпуск мебели из массива дерева, надо нарастить объемы лесопиления: с 40 до 100 тыс. куб. м в год. С этой же целью намерены существенно увеличить свое присутствие в лесозаготовке. Сегодня в состав холдинга входит леспромхоз с двумя лесозаготовительными пунктами. Предприятие стало вторым по объемам заготовки лесосырья в республике: если его доля в объеме вывоза древесины концерна в 2008 г. составляла 6,9%, то в 2009 г. увеличилась до 8,4%.
Так что и во время кризиса можно вполне успешно работать: не выбивать у государства особых преференций, уплачивать все налоги и сборы в бюджет и при этом постоянно инвестировать в развитие из собственных имеющихся средств. Словом, быть конкурентоспособными, быть деловыми.