Хороший сосед до мирового рынка доведет

Александр СОРОКИН

В велоспорте когда-то была такая дисциплина - гонка за лидером. Суть ее в том, что спортсмен под «прикрытием» лидирующего мотоциклиста стремился поддерживать максимально возможную скорость, стараясь при этом не отстать от «ведущего». Нечто подобное происходит и в бизнесе: лидер в одной сфере «подтягивает» до своего уровня и смежников. Так, по мнению главного инженера ОАО «ЛМЗ Универсал» Анатолия МАТЫЛИЦКОГО, произошло и в Солигорске, где благодаря успешной работе РУП ПО «Беларуськалий» прочно встало на ноги сразу несколько предприятий горного машиностроения.
- Анатолий Андреевич, многое из того, что сегодня выпускается белорусскими предприятиями горного машиностроения, в стране ранее не производилось. Нет ли здесь риска в том, что, отдавая предпочтение отечественной продукции, не прошедшей апробации временем, мы тем самым приносим в «жертву» безопасность подземных работ?
- В горной промышленности есть своя, годами отработанная жесткая система допуска к работе горного оборудования. Она включает экспертизу технической документации независимой организацией, проверку предприятия на предмет готовности  выпускать данное оборудование, изготовление и испытание опытных образцов в производственных условиях с участием представителя заказчика, изготовителя и контролирующих организаций, устранение замечаний и т.д. Только пройдя все этапы, устранив все замечания, получаем разрешение на серийное производство. Так что к исполнителям у заказчика подход очень осторожный и требовательный, и это правильно, поскольку оборудование работает под землей, в замкнутом пространстве, а потому должно быть максимально безопасным.
Уделяем также внимание и энергоэффективности. Например, провели модернизацию сушильных барабанов с целью увеличения производительности и снижения энергопотребления, поскольку в ином случае такое оборудование было бы закуплено у западных производителей. То же касается подземного транспорта, забойного, штрекового и другого оборудования. К примеру, в конвейерах ранее использовались мощные электродвигатели, причем запас мощности был необходим только для первоначального запуска. Но для этого нужны секунды, а все остальное время моторы работали вполсилы, хотя энергию потребляли по полной «программе». Чтобы помочь им со стартом, применяем специальные гидромуфты, устройство мягкого пуска, что позволяет  уменьшить энергоемкость привода. Разработаны энергоэффективные насосные агрегаты, передвижные скребковые перегружатели и другие изделия.
Поиск оптимальных решений в любом деле - достаточно сложная задача, особенно когда идешь непроторенными тропами. Иногда «Беларуськалий» даже рисковал, поручая изготовление нового для нас оборудования, но коллектив предприятия оправдывал это доверие и смог на деле доказать свой профессионализм. Остался в выигрыше и заказчик, поскольку изделия изначально конструировались под те специфические условия, которые уникальны для каждого месторождения калийных солей. Поэтому по некоторым параметрам данное оборудование лучше импортного, к тому же мы всегда рядом, так что с ремонтом, обслуживанием и последующей модернизацией также никаких проблем не предвидится. Выиграло от такого партнерства и ОАО «ЛМЗ Универсал», потому что опыт работы с «Беларуськалием», выполнение его требований по многим позициям подтянули нас до мирового уровня.
- Могут ли предприятия горного машиностроения Беларуси, обогатившись таким бесценным опытом, потеснить в будущем западных производителей на мировом рынке?
- Я думаю, что это возможно, но более короткий путь на мировой рынок - создание с ведущими мировыми производителями совместных производств. Сейчас экономика все более глобализируется, с каждым годом набирает обороты международная субконтрактация и кооперация. Даже крупнейшие транснациональные корпорации 70-80% комплектующих приобретают у сторонних производителей, ведь разделение труда позволяет снизить производственные издержки. Горное машиностроение тем и специфично, что есть определенные компоненты оборудования, которые производятся специализированными предприятиями уже не один десяток лет, например, взрывозащищенные электродвигатели, гидромуфты, высокопрочные цепи и т.д. Изготавливать их самостоятельно не имеет смысла, а вот создать на их базе конкурентоспособное оборудование вполне возможно.
Есть такой опыт работы по субконтрактации и у нас. Недавно заключили контракт с одной из китайских компаний на поставку флотационного оборудования для обогатительной фабрики, которая строится в Узбекистане. Впервые белорусская сторона будет вести строительство «под ключ» и горно-обогатительного комбината в Туркменистане, в техническом оснащении которого также примем участие.
За прошедшие годы создали свою конструкторскую школу: ранее воплощали в металле чужие разработки, однако жизнь заставила выйти на рынок с продукцией собственного производства. Помогло и государство, обязав флагманов белорусской экономики максимально использовать возможности отечественных предприятий машиностроительной отрасли. Сейчас уже можно смело сказать, что накоплен тот необходимый опыт, который позволит Беларуси самостоятельно решать задачи развития собственной горнодобывающей промышленности, а также помогать в ее становлении другим странам.
- На начальном этапе развития рыночных отношений инженерные профессии несколько утратили былую престижность, на первые роли вышли специальности экономиста, юриста, менеджера. Изменилась ли ситуация сегодня?
- Развитие любого производственного предприятия невозможно без технической мысли и интеллекта, поэтому сейчас люди с инженерным мышлением востребованы. В последние годы на смену старшему поколению приходит талантливая молодежь, которой создаем все условия для профессионального роста. Принимаем участие во всех горных выставках, которые проводятся в Украине, России, Казахстане, Польше, Узбекистане. Вместе с маркетологами отправляем на такие технические форумы и конструкторов, чтобы они были в курсе мировых инноваций. Поэтому могу с гордостью констатировать, что наши инженеры ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам. Сегодня приходится дорожить каждой творческой единицей, поскольку на рынке труда огромное предложение бухгалтеров, экономистов, юристов, но только не инженеров. Так что сейчас эта профессия в дефиците.
- Ввод в строй нового рудника в объединении «Беларуськалий» потребовал инвестиций не только в строительство шахты, но и в ее техническое оснащение. Торжественное открытие Краснослободского рудника состоялась весной этого года. Будет ли продолжение?
- В прошлом году мы едва справлялись с производственной программой, иногда даже приходилось обращаться за помощью к коллегам, поскольку не успевали по срокам выполнения заказов. Первая половина текущего года хоть и не была столь впечатляющей, однако наш главный заказчик продолжал активные закупки оборудования, пока на мировом калийном рынке не начался спад. Покупатели заняли выжидательную позицию, а ведущие мировые компании, в том числе и РУП ПО «Беларуськалий», чтобы не допустить резкого падения цен, были вынуждены практически вдвое сократить производство. Естественно, это не могло не отразиться на всей технологической цепочке, в том числе и на нашем предприятии. Однако уверен, что это временные трудности, в будущем нам предстоит выполнить объем работ, превышающий ранее достигнутые рубежи.

ОАО «ЛМЗ Универсал»
223710, Республика Беларусь, Минская обл., г. Солигорск, ул. Заводская, 4
Тел./факс: + 375 174 26-99-02
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.LMZUNIVERSAL.COM