Успех классики дополняет авангард

Дарья ШИТИКОВА

Предприятие «Ковры Бреста» известно как один из крупнейших производителей тканых ковров в Беларуси. Однако с 2000 г. оно практически не работало. «Второе дыхание» у комбината открылось два года назад с приходом молодого и энергичного генерального директора Алексея БАУКА. Благодаря его целеустремленности и грамотной политике в ассортименте появились новые изделия, ведется техническое перевооружение производства, завоевываются новые рынки сбыта.

После маркетингового анализа рынка ковровых изделий специалистами «Ковров Бреста» был сделан выбор в пользу продукции с комбинированной структурой переплетения (разрезной и петельный ворс) на основе как традиционного полушерстяного сырья, так и с использованием полипропиленовых и чистошерстяных видов пряжи шириной от 0,5 до 4 м. В основе всех изделий - натуральное сырье (хлопчатобумажная, льняная и джутовая пряжа), что позволяет снижать экологическую и злектростатистическую нагрузки на помещение.
Коллекция «Альфа-Престиж» начиная с 2007 г. и по сегодняшний день пользуется большим спросом у покупателей. Ковровые изделия этой коллекции отличаются повышенными плотностными параметрами, которые значительно изменили как внешний вид ковра, так и его технологические свойства:

  •  износостойкость, каркасность,
  • стойкость к истиранию и к воздействию солнечного света, сухой и влажной обработке,
  • отличные теплоизолирующие и звукопоглощающие показатели.

Благодаря современному дизайну и высокому качеству (на предприятии внедрена система менеджмента качества ИСО 9001-2001, имеется удостоверение о государственной гигиенической регистрации) ковры легко вписываются в любой интерьер дома, квартиры, офиса, детских садов, общественных зданий, гостиниц, учреждений образования и здравоохранения.
Выпускаемый ассортимент систематически обновляется под запросы и требования рынка - на предприятии работает компьютерная дизайнерская студия по созданию коврового рисунка. Это, по словам А.Баука, дело кропотливое, в нем используются пяти- и шестицветные узоры и орнаменты. Порой художнику требуется около месяца, чтобы получился действительно интересный узор, но даже это не дает гарантии, что изделие будет востребовано покупателем. Поэтому еще на предварительном этапе от представленных на суд эскизов техническим советом отбирается в лучшем случае 20%. Всего в арсенале брестских художников находятся разработки более чем 2 тыс. ковровых рисунков как традиционного классического, так и современного стиля, включая элементы авангарда и модерна.
Производить востребованные покупателями новинки позволяет оборудование нового поколения: ковроткацкие и прядильные станки «Шенхерр» (Германия) и «Ван де Виль» (Бельгия). Их можно перепрограммировать с одного вида ковра на другой всего за несколько секунд, а старое оборудование настраивалось минимум 2 недели. Всего на техническое перевооружение предприятием будет израсходовано средств из республиканского бюджета на сумму около 50 млрд. руб., что позволит работать на одном уровне с ведущими мировыми производителями из Турции, Бельгии, Болгарии, Польши.
Государственная поддержка национального ковроткачества, по мнению директора, очень важна. Например, в Турции, где сейчас частные предприятия по производству ковров процветают, государство в свое время оказало значительную помощь: кредиты предоставлялись на 10 лет и по их истечении ...были прощены. Кроме того, предпринимателям даются определенные налоговые послабления.
После ввода всего парка станков к концу следующего года производительность предприятия достигнет 1,6 млн. кв. м. С учетом оборудования, которое будет введено до конца 2009 г., выпуск брестских ковров составит 450 тыс. кв. м. За 8 мес. произведено продукции на 5 млрд. руб.
В настоящее время ткацкое оборудование полностью смонтировано, и практически все станки запущены в эксплуатацию. Второй этап - закупка, монтаж и запуск прядильных станков и поиск для них качественного и доступного по цене сырья. Сегодня комбинат работает в основном на импортном, отечественные закупки составляют лишь 20%.
Продукцию ОАО «Ковры Бреста» успешно реализуют более 250 торговых предприятий республики. На большинстве из них работа организована через фирменные секции. В них продается 70% всех изделий, поставляемых на внутренний рынок. За 8 месяцев 2009 г. предприятие реализовало продукции на сумму 3,5 млрд. руб.
По убеждению А.Баука, выгода продажи через фирменные секции очевидна. ОАО остается собственником ковров и через 55 дней непроданная продукция возвращается на предприятие. При этом четко отслеживаются вкусы покупателей по регионам и изделия оправляются в нужных направлениях.
Продукция комбината конкурентоспособна не только на внутреннем рынке. ОАО активно работает с российскими, украинскими предприятиями, поставляет свои ковры в Германию, Польшу, США, принимает участие в международных выставках и ярмарках. Продвижение продукции ведется и через Интернет, сейчас разрабатывается английская версия сайта.
- Рынки были потеряны предприятием еще в 2000г. - говорит Алексей Владимирович. - Отношения с зарубежными партнерами можно выстраивать только на личных знакомствах, причем предварительно собрав о них всю доступную информацию, например, по платежеспособности, соблюдению авторских прав. Первые поставки всегда идут со 100%-ной предоплатой. Отсрочка платежа возможна только для тех покупателей, которые себя уже зарекомендовали. И думаю, мы на правильном пути, главное сейчас - не останавливаться.
Новую продукцию комбинат начал выпускать лишь в июле 2009 г. Экспортировано ее примерно на 1 млрд. руб. Нам же необходимо выходить на суммы в 10 раз большие. И это вполне реально, поскольку за рубежом брестские шерстяные и полушерстяные ковры востребованы. У иностранных покупателей пользуются спросом изделия классического дизайна с растительными орнаментами: ковры с высокоплотной вязкой филигранной работы. Популярны и фантазийные двух- или трехцветные ковры с ворсом и петлями разной высоты.
Однако нам приходится сталкиваться с махинациями. К примеру, с полушерстяных ковров этикетки предприятия срываются, наклеиваются новые, где в составе указывается 100% шерсти. Соответственно цену на изделие поднимают в несколько раз. Поэтому в перспективе мы планируем применять технологии, которые позволяют внедрять в структуру основы ковра все необходимые данные - все-таки название «Ковры Бреста» на рынке дорогого стоит.

Справка
Брестский ковровый комбинат начал свою работу в 1960 г. Является призером многочисленных международных наград: «Международная Золотая Звезда» (1993 г.), «Золотая Арка Европы» (1995), «Золотой Орел» (1997), золотой и серебряный «Знак качества ХХІ века» (2000). А в 1998 г. после проведения сложных испытаний авторитетной международной организацией Международный секретариат шерсти (г.Илкли, Великобритания) чистошерстяным коврам ОАО «Ковры Бреста» был присужден знак «Вул-Марк» - престижный международный символ отличного качества и высоких потребительских свойств для чистошерстяных изделий.

ОАО «Ковры Бреста»
224020, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Я.Купалы, 1
Тел./факс: (162) 46-28-98
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.brestcarpets.com