Египетское вдохновение князя Сиротки

Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Странен человек по природе своей: при жизни он интересуется потусторонним миром. Однако чтобы проникнуть в него, не нужно заниматься спиритизмом и магией. Достаточно приехать в старинный Несвиж и посетить фамильную усыпальницу князей Радзивиллов в фарном костеле.
Созданию столь необычного для славянских земель захоронения предшествовал визит Николая Христофора Радзивилла Сиротки в Египет. По его собственному признанию, он посетил Мемфис, Гизу и Долину Царей. Масштабность и необычность того, что там увидел князь, поразили его до глубины души. И тогда у Радзивилла возникла мысль о фамильном склепе. Однако создать подобное захоронение по собственному желанию Сиротка не мог, обязательно нужно было благословение церкви. Князь Николай понимал, что никто из местных священников не возьмет на себя такую ответственность - подобных прецедентов просто не существовало. Поэтому он обратился за благословением к папе Григорию XIII, который разрешил создание крипты с условием, что христианский обряд погребения не будет нарушен и саркофаги будут находиться ниже уровня земли. Условие было выполнено. Да и могло ли быть иначе? Ведь и захоронения самих понтификов не преданы земле, их саркофаги находятся в катакомбах под базиликой святого Петра.
Несвижский костел иезуитов проектировался и как культовое сооружение для отправления обрядов, и как надгробная часовня. Это сооружение венчает собой фамильную усыпальницу семьи Радзивиллов, где представителей рода хоронят на протяжении уже более 400 лет. Изначально крипта представляла собой систему отдельных друг от друга склепов. Однако в середине XVIII в. во время реконструкции в храме по приказу другого Радзивилла - Рыбоньки, все они были объединены с центральной галереей. В ее начале в 1750 г. был установлен алтарь Непорочного зачатия.
В настоящее время усыпальница Радзивиллов является третьим по численности групповым династическим захоронением Европы, которое насчитывает 70 саркофагов, две канопы  и урну с прахом. Самая большая фамильная усыпальница находится в Венском Капуциниенкирхене. Там захоронены представители династии Габсбургов. Вторая по численности захоронений крипта расположена в предместье Парижа Сен-Дени, где покоятся знаменитые Бурбоны.
Первый символ несвижской усыпальницы изображен на выступе потолочного свода дромоса . Вернее сказать, это целая композиция знаков, которая датируется серединой XVIII в.: фресковое изображение трех черепов, песочных часов, перекрещенных косы и лопаты. Первые являются символом смерти, а коса выступает как ее персонификация. Трактовка лопаты, как канонического символа, отсутствует, но она вполне понятна, если ее применять к захоронениям. Скоротечность времени и неизбежность его конца для смертных означают песочные часы. Все перечисленные элементы имеют свой символический смысл, но в конкретном контексте фресковая композиция представляет собой один символ - обозначает место захоронения.
Следует отметить, что усыпальница в оформлении очень проста, и символы использованы в основном в декоре саркофагов. Наиболее интересны медные изделия, датируемые XVIII в. В «Дыярыюшэ» (дневнике) князя Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки, в том разделе, где описывается подготовка к похоронам его жены Франтишки Уршули, говорится, что саркофаг изготавливали в Гданьске. Исходя из его идентичности саркофагам самого Рыбоньки, его брата Флориана, Николая XVI Христофора и княгини Констанции Радзивилл, можно предположить, что их также изготавливали в Гданьске. Главной отличительной особенностью их декора являются подставки в виде лап грифона -  мифологического животного с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Но в декоре саркофагов использованы только изображения лап. Согласно мифологии именно в них грифоны переносили души умерших в потусторонний мир.
Одним из самых необычных погребальных изделий в усыпальнице является так называемый «Горбатый саркофаг». Название он получил за необычную форму крышки и довольно внушительные размеры (в высоту 161 см). Столь необычное захоронение, естественно, породило множество догадок у обывателей, которые переросли в классическую по стилистике легенду. Она гласит, что молодая княжна полюбила простолюдина. Сословные различия стали непреодолимой преградой для них, поэтому об официальном браке с благословением не могло быть и речи. Чтобы быть всегда вместе, влюбленные задумали побег. Согласно уговору, юноша должен быть дожидаться в условленном месте на санях и с теплой одеждой, поскольку события происходили зимой. Однако к моменту осуществления побега о заговоре узнали родители княжны, и юноша был схвачен. Девушка, не подозревая о случившемся, пришла на место встречи и очень долго ждала своего возлюбленного. Там она и замерзла, окоченев до такой степени, что ее вынуждены были похоронить сидя. Именно необычная поза, в которой была упокоена княжна, по легенде, и обусловила такую форму саркофага.
На самом деле, в «Горбатом саркофаге» в январе 1883 г. была похоронена 74-летняя княгиня Аделла из рода Карницких, жена князя Константина Радзивилла. Форма же внешнего саркофага обусловлена конфигурацией внутреннего, который изготовлен из цинка, расписан под черный мрамор и украшен позолотой. Центр его крышки украшает медная позолоченная урна с навершием, выполненным в виде факельного огня. Урну поддерживают хвосты экзотических рыб. На первый взгляд, композиция имеет чисто декоративную функцию и не несет никакой смысловой нагрузки. Однако факел, венчающий урну - это символ. Он дублирует лампы, изображение лампады, свечи или светильника, означая Вечную Жизнь души. Рыбы же символизируют Веру.
Кстати, формирование символа рыб восходит к самым истокам христианства. Вспомним, что святой Петр был рыбаком. Этим ремеслом жили и многие из будущих апостолов. Сам Христос однажды в Галилее накормил 5 тыс. человек пятью хлебами и двумя рыбами. Вот как об этом говорится в Евангелии от Матфея: «Они же говорят ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились: и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
В Евангелии от Матфея говорится еще об одном подобном эпизоде, где семью хлебами и небольшим количеством рыбы насытились 4 тыс. человек «кроме женщин и детей».
Если обратиться к дневнику Сиротки, то в тексте благословения, данного папой Григорием XIII, встречаются следующие строки: «Дано в Риме при святом Петре, под печатью Рыбака». И, между прочим, на перстне-печатке понтифика также изображены рыбы.
Особый интерес вызывает декор саркофагов Юрия Фредерика Радзивилла (XV ордината несвижского) и его жены Марии Розы из Браницких. Помимо орнаментальных элементов видно изображение херувимов, что является символом того, что захоронение находится под охраной Господа через его посланников ангелов. К символам относятся и изображения корон во фресковых картушах , что обрамляют именные плиты в крипте  (выполнены мастером Залесским). В данном случае корона символизирует принадлежность рода к высшей аристократии, связь с королевскими фамилиями и княжеский титул. Корона также является элементом декора саркофагов княгини Антонины из Межинских, Иеронима Флориана и др.
Как видим, в декоре крипты Несвижского фарного костела тайные знаки присутствуют в большом количестве, несмотря на то что часто скрыты и смысл их не совсем понятен. Но та информация, которую мы смогли извлечь из них, помогает правильному восприятию усыпальницы как сакрального объекта.