Священный город Иерусалим

Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Храмы и святые места являются безмолвными свидетелями священной истории человечества. Сохраняя память о присутствии Бога на земле, они помогают задуматься о вечном и нетленном, возвышая душу над суетой мира. Поклониться этим святыням стремятся многие. Для христиан нет более желанного места паломничества, чем Иерусалим и Святая Земля в целом. Здесь родился, жил, проповедовал, был распят и воскрес Спаситель мира Христос. Ум и сердце каждого христианина устремляются в этот город, желая соприкоснуться с его историей, храмами и святынями.
Иерусалим называют вечной столицей, городом Бога справедливости и мира. Более 70 различных наименований есть у него. Для нас же этот город является священным. Здесь находятся основные христианские святыни, связанные с историей Ветхого и Нового заветов. Именно в Иерусалиме произошли все наиболее значительные события из земной жизни Христа: Тайная вечеря, предательство Иуды, Крестная смерть, Воскресение, Вознесение и Сошествие на апостолов Святого Духа.
По-арабски город именуется Эль-Куде (EI-Kude), т.е. священный, по-еврейски - Ершалаим (Jerusalem) - жилище мира. За всю свою долгую и трагическую историю город имел несколько названий. Он назывался и Иевусом - по имени одного из вождей племени, жившего в этих местах до пришествия евреев в землю обетованную. Однако его прошлое восходит, по мнению историков-богословов, еще к временам Авраама - родоначальника еврейского народа (первая половина II тыс. до н.э.). Предполагают, что здесь находился древний Салим - город-государство, где царем и первосвященником был Мелхиседек, который в Библии называется священником Бога Всевышнего. Иевус был завоеван Давидом, сделавшим его метрополией своего царства. В северо-западной части поселения Давид построил крепость и новый город, назвав его Иерусалимом.
Современный Иерусалим находится на широкой плоской возвышенности (Иудейском плато), состоящей из нескольких горных вершин, впадины между которыми с течением веков сгладились. Город расположен на высоте 740 м над уровнем моря, в 58 км к востоку от Средиземного и в 30 км к западу от Мертвого моря. Исторически он разделен на 4 квартала: христианский, армянский, еврейский и магометанский.
Древний город окружен могучей крепостной стеной, которая на протяжении веков трижды перестраивалась. То, что предстает перед нашим взором сегодня - наследие Оттоманского периода. Она построена при турецком султане Сулеймане Великолепном в 1535-1537 гг. При кажущейся огромности Старого города, протяженность его стены не так уж и велика - 4 018 м. Она возведена на древнем фундаменте и при ее строительстве использовались камни разных периодов. Стена имеет 8 ворот и 35 башен.
Напротив главного входа в город (он был замурован мусульманами и в таком виде предстает сегодня) находится Елеонская гора. Она многократно упоминается в Евангелии. Здесь Христос учил своих учеников обращаться к Богу молитвой «Отче наш», здесь Он был предан Иудой и отсюда же вознесся на небо. В Гефсиманском саду Христос молился перед предстоящими крестными страданиями: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». В Евангелии говорится, что от сильного напряжения пот Его стал как капли крови. Здесь было совершено Иудой жесточайшее из всех предательств человечества. Всего за 30 сребреников ближайший ученик предал своего Учителя и Бога. Иуда был корыстным и не справился со своей страстью сребролюбия. Ему было поручено носить мешок для пожертвований, и он втайне брал деньги из него.
В Гефсиманском саду до наших дней сохранились древние оливковые деревья, которые датируют I в. н.э. Они являются свидетелями страданий Христа и имеют необычную искаженную форму, всем своим видом напоминая о скорбных минутах земной жизни Спасителя.
Недалеко от древних олив находится католическая базилика Страстей Господних. Очень часто ее называют Церковью Всех Наций. Внутри открывается огромный купольный свод, который расписан гербами 12 государств, пожертвовавших деньги на строительство. Здание было сооружено в 1924 г. по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на фундаменте древнего храма IV в.
Гениальный архитектор сделал так, что входящий сразу погружается в тихий полумрак, ведь события, которым он посвящен, происходили ночью. Перед главным престолом лежит большой неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом. Возле него, по преданию, произошло предательство Иуды и арест Христа, здесь Он молился до кровавого пота.
Неподалеку от базилики страстей Господних находится русская церковь святой Марии Магдалины. Семиглавый храм сооружен из бело-серого иерусалимского камня и является образцом русской архитектуры московского стиля. Иконостас выполнен из белого мрамора с бронзовым орнаментом. Иконы для него написали знаменитые художники С.В.Иванов и В.В.Верещагин. В храме хранятся мощи русских святых - преподобных мучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это место воспринимается как уголок родной славянской земли.
Около Гефсиманского сада, ближе к городской стене, находится пещерный храм с гробницей Божьей Матери, где хранится святыня города - Иерусалимская икона Божьей Марии. Здесь также погребены родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна.
Началом крестного пути Христа являются ворота святого Стефана, или Гефсиманские ворота. Крестный путь - это дорога страданий Бога за все человечество. На картах Иерусалима он обозначен как Via Dolorosa, что в переводе с латыни означает «скорбный путь».
У паломников существует благочестивый обычай проходить этот путь с молитвой, делая остановки для чтения Евангелия, которое повествует об этом событии. На протяжении всего пути отмечено 14 таких остановок. Этот путь - своего рода пятое Евангелие, повествующее своими святынями о последних минутах жизни Христа. И ценно то, что ты не просто читаешь священный текст, а переживаешь его по-новому.
За Гефсиманскими воротами открывается Часовня Бичевания. Во времена Христа на этом месте стоял дом воинов римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь у столба они бичевали Христа. Внутри часовни - открытый алтарь, под ним на мраморном помосте - черный круг, отмечающий место, где пролилась кровь Спасителя.
Через некоторое время крестный ход приближается к Лифостротону (по-гречески - «Каменный помост») - месту осуждения Иисуса Христа. Сюда вышел Понтий Пилат, чтобы предать Сына Человеческого на суд толпы. Неподалеку видна арка, возле которой он, показывая иудейскому народу обагренного кровью Христа, произнес: «Се, Человек!». Здесь возбужденная толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!», а тот умыл свои руки.
В подвале церкви католического монастыря Сестер Сиона находится темница, где Спаситель провел ночь перед казнью. В ней холодно, темно и сыро. В углублении скалы - выдолбленная из камня скамья с двумя отверстиями. Ноги заключенного опускались в них и сковывались внизу цепью.
За поворотом узкой улочки участники крестного хода останавливаются у обломка большой колонны, обозначающей место первого падения Спасителя под тяжестью Своего Креста.
Далее - место встречи Богородицы со Христом. По преданию Пресвятая Дева поспешила навстречу Своему Божественному Сыну кратчайшим путем - переулком, что выходил на дорогу, именуемую сейчас Via Dolorosa. Там, где теперь стоит небольшая Часовня Страданий Богоматери с барельефом, изображающим встречу Ее со Своим Сыном, Она увидела Его окровавленного и лишилась чувств.
Следующая остановка напоминает о том, как Спаситель, изнемогая, оперся о стену и на камне остался отпечаток Его руки. Там же произошла встреча Иисуса Христа с Симоном Киринейским, который помог Христу нести крест на Голгофу.
Немного далее, шагах в двадцати, виднеется церковь, сооруженная на месте дома святой Вероники. Когда Искупитель проходил мимо этого места, Вероника, проникшись глубокой жалостью к Нему, подошла к двигавшейся процессии и подала Ему свой платок, которым он отер пот и кровь со Своего лица, и на ткани осталось изображение Его лика. Ныне покрывало хранится в соборе святого апостола Петра в Риме.
Примерно в ста шагах от храма, на перекрестке Via Dolorosa и оживленной торговой улицы, установлен столб. Это - место второго падения Спасителя под тяжестью Креста.
И вот шествие достигает Порога Судных Врат. Здесь в те давние времена преступнику последний раз объявляли приговор, после чего осужденный мог подойти к так называемой ступени синедриона и, если кто-нибудь из членов высшего иудейского суда высказывался в его защиту, казнь откладывалась. Но люди были так ожесточены и трусливы, что среди них не нашлось ни одного, кто мог бы сказать слово в защиту Праведника.
Здесь в каменной стене находится и знаменитое «игольное ушко» - прообраз входа в Царствие Небесное. В евангельские времена вход в Иерусалим был платным, и те, кто не хотел проходить через главные ворота за деньги, пробирались в город сквозь неохраняемое отверстие в стене - «игольное ушко», находившееся в нескольких метрах от входа. Так как оно было очень узкое и низкое, желающим воспользоваться им приходилось снимать с себя всю поклажу.
На стене греческого монастыря, мимо которого идет процессия, виден небольшой, потемневший от времени крест. Он отмечает место, где Иисус Христос, обернувшись к женщинам, следовавшим за Ним, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».
Там, где сейчас возведен коптский монастырь, Спаситель третий раз упал под тяжестью Креста. На этом месте, прямо возле входа в обитель, установлена римская колонна.
Еще несколько десятков шагов, и мы оказываемся у главной христианской святыни - Храма Гроба Господня. Он представляет собой огромный архитектурный комплекс с множеством храмов и галерей. Под куполом находится Голгофа - место распятия Спасителя, Его живоносный гроб (Кувуклия), камень помазания - место снятия Иисуса с креста и помазания его благовонными ароматами. На территории Храма Гроба Господня, где регулярно совершаются богослужения,  расположено несколько действующих монастырей.
Храм разделен между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Ключи от храма с 1109 г. хранятся в одной арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эта традиция на протяжении веков передается в обеих семьях от отца к сыну.
В Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня каждый год накануне Пасхи по молитвам православного патриарха совершается чудо схождения Благодатного огня, который дается людям для подкрепления их веры в чудо Воскресения. Он обладает удивительными свойствами: в первые минуты не обжигает. Знаменательный случай произошел в 1579 г., когда армяне подкупили правившего в Иерусалиме султана Мурата Правдивого и не допустили православных и их патриарха Софрония IV в храм. Иерарх и богомольцы молились перед входом. И произошло чудо: огонь вышел из колонны и зажег свечи у патриарха. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма. После этого никто не дерзает оспаривать право на молитву православного иерарха в этом храме.
Иерусалим невозможно описать словами. Всякий, кто был там, мечтает приехать сюда снова, пройти по узким улочкам города, помолиться в древних храмах. Счастлив тот, кто побывал там. Интересный случай описан в житие преподобного Давида Гареджийского. Старец долго шел пешком из Кахетии на поклонение в Иерусалим. Когда он достиг города, то по великому своему смирению посчитал себя недостойным войти в него. Взяв три камня с дороги, он отправился обратно. Тем временем Иерусалимскому патриарху Илии был голос Божий: «Пошли в погоню за старцем, идущим по большой дороге в Сирию; у него в суме три камня; он унес с собою всю благодать святой земли; и одного камня с него довольно будет в благословение, два же пусть возвратит в Иерусалим». Старца догнали, он вернул два камня, а один принес в свой монастырь, где вскоре предал дух свой Богу. Камень, взятый из Иерусалима, до сих пор лежит на гробе святого и от него исходит благодатная сила исцеления.
Сегодняшние паломники увозят с собой из священного города иконки, нательные крестики, церковные свечи, песчинки Иерусалимской земли. Но главное, - просветленную веру в Христа, отдавшего свою жизнь ради спасения человечества.