Различные подходы к государственному управлению и формированию единого экономического пространства

Уважаемые читатели!

Более года прошло с момента, когда финансово-экономический кризис достиг мирового масштаба. События этого времени дали повод по-новому взглянуть на значимость для экономики национальных правительств. Стало очевидно, что значение транснациональных корпораций в управлении мировой экономикой было сильно преувеличено. Именно правительства экономически развитых стран разработали во второй половине 2008 г. антикризисные планы и выделили на поддержание банковской системы и потребительского спроса до 13% ВВП, что привело к стабилизации мировое хозяйство. Надо сказать, что предпринятые странами меры и по источникам финансирования, и по воздействию на сектора экономики, а также по объемам помощи достаточно индивидуальны.

Согласно оценкам японского правительства, наиболее масштабный план разработан в этой стране. Точнее, за второе полугодие 2008 г. в Японии подготовлено три антикризисных плана на общую сумму 600 млрд.евро, что составляет 13% ВВП. И хотя по общему объему финансирования этот план уступает Франции и США, по широте охвата экономики и продуманности мер воздействия он выгодно отличается. Так, на оказание помощи банкам и расширение доступа малых и средних предприятий к кредитам выделено 84% общей суммы, на развитие спроса на внутреннем рынке - 16%, или 79 млрд.евро. Это второе направление включает 5 основных блоков. Первый из них объединил меры по поддержанию инвестиций. В частности, предоставление субсидий и снижение налогов при приобретении энергосберегающего оборудования (16 млрд.евро); помощь рынку недвижимости (5 млрд.евро); сокращение налогов на доходы малых и средних предприятий (1,9); снижение налогов на прирост стоимости ценных бумаг и дивиденды предприятий и физлиц (640 млрд.евро).

Второй блок - меры по оживлению местной экономики и сельского хозяйства (28 млрд.евро). Он включает снижение тарифов на платные автодороги и дополнительные средства местным органам власти для расширения занятости и финансирования общественных работ, а также помощь сельскохозяйственным предприятиям.

Третий блок предусматривает распределение чеков среди семей для стимулирования потребления - в среднем по 95 евро на человека.

Четвертый включает меры по поддержанию рынка труда и жилищного сектора на сумму 12 млрд.евро, или 13% бюджетных расходов, которые в общем объеме составляют 2% ВВП. Из этого блока можно выделить помощь на оплату жилья уволенным в течение шести месяцев (до 440 евро); оплату издержек на переселение лиц, нашедших новую работу (по 15 тыс.евро); предоставление субсидий предприятиям, сохраняющим свой персонал (440 млн.евро) и переводящим временных работников на постоянную занятость (400 млн.евро).

В пятом блоке предусмотрены мероприятия по социальной защите, на которую выделено около 8 млрд.евро, или почти 8% бюджетных расходов.

Аналогичные по природе воздействия, т.е. стимулирующие меры включают антикризисные планы Франции, Германии, Англии и США. В этих странах под задачами государственного управления понимают разработку или корректировку правил хозяйствования, мобилизующих субъекты экономики к действиям, желательным для общества. В России тоже стремятся к реализации на практике такого подхода, и на 2010 г. запланирована дальнейшая приватизация за реальные деньги. Хочется надеяться, что залоговые аукционы или их модификация остались в прошлом. Это понимание принципов государственного управления пока не разделяют в Беларуси, полагая, что чиновники, которые порой никогда не работали на предприятиях, более компетентны, чем директор, в определении стратегии и ее осуществлении. Конечно, может быть, не все руководители отвечают требованиям времени. Но и при назначении руководителей в позиции частного собственника объективности существенно больше, чем при принятии решения любым государственным кадровым ведомством.

Анализируя антикризисные процессы, невозможно не обратить внимание на аспект протекционизма. Развитым экономикам в целом удалось преодолеть стремление к защите национальных рынков. Даже по отношению к Китаю не применялись какие-либо дополнительные барьеры за исключением уже традиционных демпинговых расследований последних лет. Объяснить это можно тем, что рыночные отношения при рациональной их организации способствуют конкуренции, и национальные правительства стремились сохранить ее воздействие на повышение производительности труда. Ибо только переход на новый уровень производства обеспечит реальный выход из кризиса.

Иначе складывались процессы в СНГ. Товарные «войны» за доступ на российский рынок возникали постоянно. И это следствие не сформированных единых экономических отношений. Можно ли всерьез говорить о едином таможенном пространстве, если субъекты хозяйствования находятся в разных экономических условиях? Возникает странная ситуация: с одной стороны, новые государства позиционируют себя как суверенные, некоторые из них стремятся войти в Атлантический союз, а с другой - ратуют за отсутствие рыночных отношений в получении энергоресурсов и за свободный вход на лакомый для всего мира российский рынок. Преследуя определенные геополитические интересы, Россия идет на уступки. Но это временно. Только переход на рыночные принципы организации экономики внутри государств и реализация их на межгосударственном уровне обеспечат стабильное развитие на создаваемом экономическом пространстве.

С уважением, главный редактор

А.Ковтуненко