Наращивание внешних заимствований опасно для белорусской экономики: для покрытия отрицательного сальдо и обслуживания долгов в перспективе может не хватить денег.

Двукратный рост цен на газ для Беларуси и принципиально новые условия поставок нефти в страну в 2007 г. хотя заметно и омрачили официальные прогнозы роста ВВП и инвестиций в народное хозяйство, тем не менее к коллапсу белорусскую экономику не привели.

 

Рост дорогой ценой

И все же следует признать: сохранить достаточно высокие темпы экономического роста белорусскому правительству удалось высокой ценой. Отрицательное внешнеторговое сальдо увеличилось до рекордного уровня - 2685,3 млн. долл. (прогноз на 2007 г. - положительное сальдо 500-600 млн.долл.). Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за 2007 г. снизилась до 13% (в 2006 г. она составляла 15,6%) рентабельность продаж упала до 9,4% (в 2006 г. - 11,2%). Увеличилась также инфляция - до 12,1%.

Несмотря на солидную господдержку, заметно ухудшилось в минувшем году и финансовое положение белорусских предприятий, в результате чего они увеличили объем внешних заимствований. На протяжении последних лет удельный вес объема государственной поддержки в Беларуси составляет 4-5% доходной части бюджета. В 2007 г. из республиканского бюджета реальный сектор экономики получил займы, ссуды на общую сумму 851,6 млрд. руб. и 43,3 млн. долл. В том числе предприятиям промышленности выделено 129,7 млрд. руб. и 17,7 млн. долл., АПК - 331,1 млрд. руб. и 25,6 млн. долл. Кроме того, облисполкомы получили 390 млрд. руб., другие организации - 0,8 млрд. руб.

При этом сумма просроченной ссудной задолженности по состоянию на 1 января 2008 г. составила 64,6 млрд. руб. (на начало 2007 г. она была вдвое ниже - 32,2 млрд. руб.) и 8,1 млн. долл. Очевидно, что в условиях нехватки внутренних ресурсов предприятия вынуждены были увеличить внешние заимствования. К примеру, только объем кредитов, выданных белорусскими банками под гарантии правительства, увеличился в течение минувшего года на 702 млрд. руб. и составил на 1 января 2008 г. 1,8 трлн. руб.

 

Ставка на создание СП и ИП

В этом году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2007 г. должен вырасти на 25% и достичь 34,5 трлн. руб. Основными источниками финансирования инвестиций в прошлом году по-прежнему оставались собственные средства организаций и средства консолидированного бюджета, составившие соответственно 41,5 и 25,7% общего объема инвестиций (в 2006 г. - 41,2 и 26%). При этом удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВВП по итогам 2007 г. составил 26,3% против 25,7% в 2006 г. В текущем году перед правительством поставлены весьма амбициозные задачи: прогноз роста экономики повышен с первоначальных 8-9 до 11%. Однако обеспечить такие высокие темпы за счет внутренних источников и внешних заимствований невозможно. Похоже, это в правительстве хорошо понимают.

«Выход видится в резком повышении притока иностранных инвестиций, прежде всего прямых», - заявил 13 февраля журналистам министр экономики Николай Зайченко. Всего в этом году запланировано привлечь 2,5 млрд. долл. инвестиций из иностранных источников. «Привлечение в 2008 г. в основной капитал 1,4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций - это сверхамбициозная задача», - подчеркнул Н. Зайченко.

Если правительству удастся выполнить эту задачу, то доля прямых иностранных инвестиций в общей структуре инвестиций возрастет с 2,4% (по итогам 2007 г.) до 10%. Как же правительство собирается выполнять свои инвестиционные планы? Задания уже расписаны: республиканские и подчиненные правительству органы должны привлечь 780 млн. долл. инвестиций, облисполкомы и Мингорисполком - 620 млн. Причем, как заявил Н. Зайченко, задание планируется выполнять в основном за счет создания совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, а также предприятий со 100%-ным иностранным капиталом.

 

Некуда деваться

Можно предположить, что заявление правительства о необходимости увеличить приток в страну прямых инвестиций во многом продиктовано внешними обстоятельствами.

Согласно официальным данным, внутренний государственный долг в 2007 г. увеличился на 965,9 млрд. руб. и составил на 1 января 2008 г. 6,1 трлн. руб. При этом в минувшем году выдержаны параметры его прироста, установленные Законом о бюджете на 2007 г. в пределах 3% ВВП. Напомним, что внешний государственный долг страны на 1 января 2008 г. достиг 2 336,7 млн. долл. при утвержденном лимите 4 млрд. долл. Он возрос по сравнению с началом 2007 г. на 1 498,8 млн. долл. - в 2,8 раза! Долг в том числе увеличился и за счет привлечения кредита российского правительства в размере 1,5 млрд. долл. (эквивалентно 3 229,5 млрд. руб.).

Между тем, обращают внимание эксперты, обслуживание совокупного внешнего долга Беларуси потребует уплаты не менее 700-800 млн. долл. в год, а это заметно больше, чем стоимость 12,5% акций «Белтрансгаза» (кстати, в текущем году «Газпром» уже перечислил эту сумму белорусской стороне). Отметим также, что, согласно данным платежного баланса, за три квартала 2007 г. отечественные предприятия и организации выплатили нерезидентам в виде процентов, дивидендов и прочих платежей 508,2 млн. долл. - это в 2,1 раза больше, чем год назад.

Получается, что ставка правительства на дальнейшее наращивание внешних заимствований несет в себе серьезную угрозу для отечественной экономики: может случиться, что для покрытия отрицательного сальдо и обслуживания долгов стране в перспективе просто не хватит денег.

Вот почему, считают эксперты, Беларусь должна сделать ставку на развитие собственного финансового рынка, а не на привлечение внешних заимствований. В обозримой перспективе заимствования уже не смогут перекрывать отрицательный торговый баланс, ибо в связи с ростом задолженности будут расти и суммы на его обслуживание.

 

Робкие шаги навстречу инвесторам

В развивающейся экономике рост инвестиций, как правило, в 2-3 раза превышает рост ВВП. В Беларуси же темп роста инвестиций не дотягивает до 20%, а должен составлять как минимум 30%.

«Большинство госпредприятий находятся на грани сохранения и использования своих производственных мощностей. Дальнейший их рост возможен либо за счет повышения цен (что вероятно, но обеспечит рост выручки на 5-15%), либо за счет расширения мощностей, эффект от которого можно ожидать через два года», - отмечает эксперт инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

По его словам, сейчас в производственном секторе Беларуси активного расширения и обновления не проводится из-за низкой инвестиционной активности. «Объем госинвестиций сокращается, преференции в условиях ограничений платежного баланса будут иссякать, собственные средства предприятий нигде в мире не являются достаточными для серьезного обновления, а банковские кредиты всю экономику страны вытащить однозначно не могут», - подчеркнул аналитик. Выход - привлекать в обновление экономики прямые зарубежные инвестиции.

В ноябре 2007 г. с инициативой улучшить инвестиционный бизнес-климат в стране для более активного притока иностранных и частных инвесторов выступил председатель правления Нацбанка Петр Прокопович. Правительство и Нацбанк разработали совместную программу по привлечению инвестиций, ряд мероприятий которой уже удалось реализовать.

В частности, в Беларуси принято госрешение о радикальных налоговых льготах и общесистемных преференциях для всех предприятий, создаваемых после 1 апреля 2008 г. в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек. Это предусмотрено Декретом Президента №1 от 28 января 2008 г. Льготные условия деятельности распространяются как на предприятия, созданные с иностранными инвестициями, так и без них.

В соответствии с документом предприятия и предприятия с иностранными инвестициями в малых населенных пунктах на 5 лет (с даты создания) освобождены от исчисления и уплаты налога на прибыль и сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей в случае реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета. Эти предприятия освобождаются также от ряда других налогов и сборов.

Подписан Указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности свободных экономических зон». Документ предоставил определенные гарантии для резидентов СЭЗ, усовершенствовал порядок регистрации резидентов СЭЗ, расширил полномочия администраций СЭЗ, установил льготные условия по арендной плате, а также более льготные условия налогообложения.

В этом году в Беларуси впервые сформирован перечень объектов, которые будут предложены для передачи в концессию. Он утвержден Указом №44, который А. Лукашенко подписал 28 января 2008 г. Пока инвесторам предлагается передать в концессию 4 объекта. Это месторождения гипса «Бриневское», железных руд «Околовское» и «Новоселковское», бентонитовых глин «Острожанское».

Отметим, что концессия - новый инвестиционный инструмент для Беларуси. Хотя Инвестиционным кодексом предусмотрена возможность передачи объектов в концессию, до сих пор эта норма в стране не работала. Госкомимуществу еще предстоит разработать условия сдачи объектов в концессию. Предполагается, что инвесторов для таких проектов будут привлекать на конкурсной основе.

Наконец, после многолетних колебаний белорусские власти все-таки решились отказаться от такого одиозного инструмента, как «золотая акция». Хотя государство использовало особое право только на 10 предприятиях, сама возможность введения «золотой акции» отпугивала от участия в белорусских проектах многих иностранных инвесторов. 

 

Приватизация на крайний случай

А вот ставку на приватизацию как инструмент привлечения прямых инвестиций в экономику страны правительство, судя по всему, в этом году не делает.  Впрочем, и в минувшем году оно придерживалось аналогичной политики.  В начале 2007 г. был составлен список ведущих отечественных предприятий для возможной продажи, куда вошли ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно» и др.

Однако список был составлен на самый крайний случай: если бы от правительства действительно потребовали обеспечить по итогам года, как поначалу планировалось, положительное сальдо торгового баланса в размере не менее 0,5 млрд. долл. Впрочем, эта задача позже не актуализировалась. И ни одно крупное госпредприятие, за исключением Гродненской табачной фабрики, в 2007 г. даже не было акционировано.

В 2007 г. белорусская приватизация отмечена двумя заметными сделками. Это продажа в одни руки кризисного предприятия ОАО «Мотовело» и продажа госдоли в компании Velcom. Госпакет акций «Мотовело» (99,7%) продан иностранному инвестору в лице австрийской компании ATEC Holding GmbH в рассрочку по номинальной стоимости примерно за 7,2 млн. долл. Госдоля в компании Velcom продана австрийской Mobilcom Austria за 556 млн. долл. путем двухступенчатой сделки, через кипрскую компанию. До недавнего времени власти не сообщали о сумме сделки.

Надо полагать, что к продаже госдоли в сотовой компании белорусские власти прибегли в критической ситуации - когда срочно понадобились деньги на оплату накопленного долга за поставки российского газа, а получить ожидаемый российский кредит к этому времени не удалось.

От продажи государственных пакетов акций Беларусь получила в 2007 г. 1,2 млрд. долл. и более 7 млрд. бел. руб. Поступления в бюджет-2007 от использования и реализации государственного имущества составили почти 650 млрд. бел. руб., что превысило плановый показатель на 17,4% - это на 30% больше, чем в 2006 г.

В 2008 г. политика приватизации в Беларуси принципиально не изменится. Хотя списки претендентов на акционирование в текущем году пока не сформированы, уже известно, что ни одно крупное предприятие в него не попало.

Но это не означает, что правительство не прорабатывает возможные варианты приватизации крупных предприятий. В частности, обсуждается возможность приватизации Минского автозавода, интерес к которому проявляют российские компании - группа «ГАЗ» и КамАЗ, а также ОАО «Азот», «Гомельский химический завод», «Полимир». Однако окончательное решение по этим сделкам будет принимать глава государства, и неочевидно, что оно будет принято в скором времени.