В логистике широко применяется правило «80-20». Его адаптация к закупочной логистике может быть проведена на основе анализа ABC и XYZ. Целью такого анализа является классификация товарно-матери­альных ценностей (в дальнейшем - ТМЦ) по значимости в зависи­мости от стоимости потребления за исследуемый период (анализ ABC) и по регулярности потребления (анализ XYZ). Это позволяет определить оптимальную систему планирования ресурсов, минимизировать издержки на содержание запасов и вы­брать рациональные схемы их контроля.

 

В закупочной логистике наиболее сущес­твенными факторами, предопределя­ющими выбор той или иной системы планирования ресурсов или метода расче­та потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потреб­ления. В связи с этим материальные ресур­сы можно классифицировать по критериям, которые учитывают перечисленные факто­ры: достаточно осуществить группировку материалов по признакам ABC и XYZ.

Основным признаком деления матери­алов на группы ABC является доля в сто­имости объема потребления и доля в об­щем количестве, а на группы XYZ - регу­лярность потребления.

Все материалы, входящие в группу А, должны занимать до 80% стоимости объ­ема потребления. Эти материалы исполь­зуются в основном производстве, являют­ся определяющими для выпускаемой про­дукции, но характеризуются различной регулярностью потребления. При этом их доля в общем количестве материалов должна составлять 20%.

ТМЦ в группах В и С имеют более низ­кую долю в стоимости материальных ре­сурсов (группа В -15%, группа С - 5%), но более высокую долю наименований ассор­тимента (группа В - 30% , группа С - 50%).

Во всех трех группах могут присутство­вать:

     регулярно потребляемые материалы;

     материалы с колеблющимся объемом потребления;

     материалы нерегулярного потребления.

Поэтому все материалы групп А, В и С могут быть разбиты на 3 группы: X - с высокой регулярностью потребле­ния и хорошей предсказуемостью пот­ребности;

Y - со средней регулярнос­тью потребления и сред­ней предсказуемостью потребности;

Z - с низкой регулярностью потребления и низкой предсказуемостью пот­ребности.

Группа А является продуктообразующей для предпри­ятия и требует самого при­стального внимания при пла­нировании. Поэтому важно выявить эти особенности и учесть при выборе методов планирования, контроля и регулирования материальных потоков.

При завышенной потребности необос­нованно увеличатся:

     объем завозимых грузов;

     затраты на их перевозку, складирова­ние и хранение:

     затраты, связанные с замедлением обо­рачиваемости оборотных средств.

И наоборот, занижение потребности может привести к перебоям или даже ос­тановке производства, так как материалы данной группы являются основными в технологическом процессе.

Следствием этого могут быть: невы­полнение заказов потребителей, сниже­ние объемов сбыта продукции, недополу­чение запланированной суммы прибыли, ухудшение финансового положения пред­приятия.

В целях избежания негативных последствий, а также учитывая, что номенк­латура материалов группы А достаточно узкая, необходимо использовать для этих подгрупп точные методы расчета потреб­ности в материалах.

Таблица 1. Пример анализа АВС

 

№ артикула ТМЦ

Стоимость ТМЦ

№ артикула и стоимость ТМЦ в порядке убывания

Доля в общем объеме стоимости, %

Сумма долей для определения группы

Группа

Доля в общем количестве артикулов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

23

10

506

39,4

39,4

А

10

2

48

8

505

39,3

78,7

А

20

3

58

9

80

6,23

6,23

В

10

4

10

3

58

4,52

10,7

В

20

5

8

2

48

3,74

14,5

В

30

6

24

6

24

1,87

1,87

С

10

7

22

1

23

1,79

3,66

С

20

8

505

7

22

1,71

5,37

С

30

9

80

4

10

0,78

6,15

С

40

10

506

5

8

0,62

6,78

С

50

Итого

 

 

1284

100

100

 

 

 

Для эффективного расходования ТМЦ этих групп на предприятии организуется их строгое нормирование, что в последующем позволяет точно установить необходимую потребность для выполнения производственной программы.

Для предварительной оценки потребности ресурсов в натуральном и денежном выражении можно воспользоваться основными положениями правила «80-20».

Прежде всего, следует ориентироваться на главное требование: чтобы предприятие имело устойчивое финансовое положение, 20% его продукции должны приносить 80% его выручки.

Если это заложено в бизнес-план, то можно произвести предварительную оценку потребности в ТМЦ в натуральном и денежном выражениях. Так, потребность в ТМЦ в натуральном выражении группы А составит 20%, группы В – 30%, а группы С – 50%.

Определив среднюю цену ТМЦ группы С, находим среднюю цену товаров группы В:

В=2XC

Таблица 2. Исходные данные и анализ XYZ

 

№ артикула и стоимость ТМЦ

В том числе по кварталам

Математическое ожидание, Мх

Dx

Gx

Kv

Группа

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

23

5

6

5

7

5,75

0,69

0,829

14,4

Y

2

48

20

15

5

8

12

34,5

5,874

48,9

Z

3

58

12

30

4

12

14,5

90,8

9,526

65,7

Z

4

10

1

2

3

4

2,5

1,25

1,118

44,7

Z

5

8

2

2

2

2

2

0

0,000

0,0

X

6

24

4

4

6

10

6

6

2,449

40,8

Z

7

22

6

6

6

4

5,5

0,75

0,866

15,7

Y

8

505

200

200

100

5

126,3

6567

81,038

64,2

Z

9

80

20

22

20

18

20

2

1,414

7,1

X

10

506

126

124

125

131

126,5

7,25

2,693

2,1

X

 

Среднюю цену ТМЦ для группы А оп­ределим из формулы правила «80-20»:

 

            К2

А = 20 --------- (В-С)+16хС,

            100

 

где К2 – доля товаров группы В в общем объеме.

 

В результате находим среднюю цену товаров группы А, потребность в финан­совых ресурсах на приобретение товаров групп А, В, С и суммарную потребность в финансовых ресурсах на период.

 

АНАЛИЗ ABC

Анализ ABC можно проводить по сле­дующей методике.

В первый столбец табл.1 заносятся наименования (номера артикулов) всех ТМЦ, потребляемых предприятием. Во вторую - стоимость этих ТМЦ.

Производится перераспределение ТМЦ в порядке убывания их стоимости и данные заносятся в столбцы 3 и 4. Определяется сумма стоимости всех ТМЦ и заносится в строку «Итого» стол­бца 4.

Определяется доля стоимости каждо­го наименования от общей суммы (в %) и заносится в столбец 5.

В столбце 6 построчно суммируются данные столбца 5 . Как только сумма достигнет величи­ны, близкой к 80%, суммирование прекра­щается. Это будут ТМЦ группы А.

Начинается суммирование последую­щих строк. Как только сумма достигнет величины, близкой 15%, суммирование прекращается. Это будут ТМЦ группы В.

Остальные ТМЦ относятся к группе С. Определяется доля одного артикула в общем их количестве.

В нашем примере она составляет 10%. Данные заносятся в столбец 8 с нарастающим итогом. Как только сум­ма составит 20%, суммирование пре­кращается. Эти ТМЦ занимают 20% об­щего количества и относятся к группе А, и т.д. Как видно из табл.1, ТМЦ группы А за­нимают 20% общего количества, группы В - 30%, а С - 50%, что соответствует опти­мальному соотношению.

После этого необходимо провести XYZ - анализ по каждой группе, что позво­лит выбрать тип производственной сис­темы, определить оптимальные запасы сырья и исходя из этого - объем оборот­ных средств.

 

АНАЛИЗ XYZ

Для анализа XYZ в табл.2 заносятся данные из табл.1 с разбивкой по квар­талам.

Анализ XYZ проводится по величине ко­эффициента вариации Kv, который опреде­ляется для каждого наименования ТМЦ:

           Gx

Кv = -------100,

          Mх

 

где Gx – среднеквадратическое отклонение, Мх – математическое ожидание.

 

 

Gx=√Dх,

 

где Dх – дисперсия.

 

            n

            ∑ (Xi Mx)2

            i=1                       

Dx =  -------------------------

                     n

 

 где n - количество кварталов, n =4; Xi - сто­имость ТМЦ в одном из четырех кварта­лов.

Если Kv меньше 10%, то считаем, что данная группа ТМЦ имеет регулярное потребление и относится к группе X.

Если Kv больше или равен 10%, но меньше 25%, значит данная группа ТМЦ имеет колеблющееся потребление и от­носится к группе Y.

Если Kv больше или равен 25%, то счи­таем, что данная группа ТМЦ имеет не­регулярное потребление и относится к группе Z. По результатам табл.1 и 2 все ТМЦ имеют строго определенное положение в соответствии с классификацией ABC и XYZ. В итоге получаем матрицу ABC-XYZ, приведенную в табл. 3. 

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ABC-XYZ

Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления поставками, запасами и переработки.

Для позиций, входящих в группу АХ, нужно рассчитывать оптимальный раз­мер запаса и планировать возможность применения технологии «точно в срок».

Позиции, входящие в группу AZ, следу­ет контролировать ежедневно. В связи со значительным колебанием спроса здесь необходим страховой запас.

Управление поставками по позициям ВХ, BY и BZ может осуществляться по одинаковым и индивидуальным техноло­гиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

Планирование закупок по товарным позициям, входящим в группы СХ, CY и CZ, может осуществляться на более дли­тельный период (например, на квартал) с ежемесячной проверкой остатков на складе.

Товарные позиции, входящие в группу X (АХ, ВХ и СХ), следует планировать, ис­пользуя «выталкивающую» систему про­изводства, так как спрос стабилен. Позиции ВХ и BY также планируются с использованием «выталкивающей» системы, потому что объем производства до­статочно велик, а спрос стабилен. Позиции группы Z следует планиро­вать с использованием «вытягивающей» системы ввиду нестабильного спроса и с применением поставок «точно в срок».

Из данного примера можно сделать следующие выводы:

Для товарных позиций №10 и №8, входящих в группы АХ и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления поставками, запасами и переработки.

Для позиций №10, входящих в группу АХ, нужно рассчитывать оптимальный размер запаса и планировать возмож­ность применения технологии «точно в срок».

Позиции №8, входящие в группу AZ, следует контролировать ежедневно. В связи со значительным колебанием спро­са здесь необходим страховой запас.

Управление поставками по позициям № 9, № 3 и №2, входящим в группу В, может осуществляться и по одинаковым, и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

 

Таблица 3. Классификационная группировка ТМЦ по методу АВС и ХYZ

 

Группы материалов

А – высокая стоимость объема потребления – 80%

В – средняя стоимость объема потребления – 15%

С – низкая стоимость объема потребления – 5%

Х – регулярное потребление:

Х<10

АХ: №10

ВХ: №9

СХ: №5

Y – колеблющееся потребление: 10<Н<25

-

-

CY: №1, №7

Z – нерегулярное потребление, Z>25

АZ: №8

BZ:№3, №2

CZ: №4, №6

 

Товарные позиции, входящие в группу X (№10, №9 и №5), следует планировать, используя «выталкивающую» систему производства, так как спрос стабилен. Позиции ВХ (№9) также планируются с использованием «выталкивающей» системы, потому что объем производства велик. Позиции группы Z (№8, №3, №2, №4 и№6) следует планировать с использованием «вытягивающей» системы ввиду нестабильного спроса и с применением поставок «точно в срок».

В приведенных примерах все ТМЦ хорошо распределились в соответствии с правилом «80-20». Но иногда такое не происходит. В этом случае можно про­вести корректировку, методика которой будет рассмотрена в следующем номере журнала