Не секрет, что маркетинг является очень мощным двигателем продаж, а кадры - основой любого бизнеса. Поэтому на отделы маркетинга и управления персоналом возложена очень большая ответственность. И многие руководители четко понимают, что старый клиент и опытный работник дешевле и эффективнее новых двух. Поэтому главное сегодня - не просто что-то продать, важно завоевать доверие. Доверие как внутри компании, так и на рынке. Ведь с человеком, который доверяет вашей компании, работать намного проще и приятнее. Новые клиенты еще не знают специфики работы с вами, а только что принятые на работу кадры неопытны. И очень важно, чтобы компания как можно скорее стала «своей» для них.

 

Как же все это сделать?

Одним из способов завоевания доверия к компании являются интернет-блоги. Они уже несколько лет используются многими западными компаниями как эффективный и очень дешевый маркетинговый инструмент. Что же это такое и как оно работает?

 

Что такое блог?

Если говорить кратко, блог - это интернет-сайт в виде публичного дневника с комментариями. Записи блога открыты для чтения другим людям, а читатели могут эти записи комментировать.

Сегодня блоги стали очень популярным явлением во всем мире, а с недавнего времени многие компании начали использовать их для своего бизнеса.

В отличие от большинства сайтов в Интернете - блог личностен. У него есть автор (либо группа авторов, если это коллективный или корпоративный блог) и блог всегда существует в контексте личности этого автора. Записи в блог обычно идут в хронологическом порядке и напоминают путевые заметки. Именно в этом и кроется секрет успеха блогов. Они социально ориентированы.

Феномен блогов как-раз и состоит в том, что их читатели и авторы находятся в особой эмоциональной связи. Тут нет холодного безразличия, которое обычно царит на корпоративных сайтах. Редко к хорошему блогу можно быть равнодушным.

В качестве примера приведем несколько блогов крупных компаний:

·                   http://googlerussiablog.blogspot.com/ - Официальный блог корпорации Google в России.

·                   http://www.stardogs.ru/corporate - Корпоративный блог сети быстрого питания Stardogs.

·                   http://tut.blog.tut.by/ - Корпоративный блог белорусского портала TUT.BY.

 

Какие бывают блоги?

С корпоративной точки зрения, блоги делятся на внутрикорпоративные и внешнекорпоративные. Чем они различаются?

Цель внутрикорпоративных блогов - облегчение общения между сотрудниками. В больших компаниях сотрудники редко лично знают коллег из другого отдела или управления. Это вызывает недопонимание и «холодность» отношений. Внутрикорпоративные блоги как раз позволяют «смягчить» эти отношения. В таких блогах описывается вся «корпоративная кухня»: предложения поиграть в боулинг, информация о вечеринках, различные постановления руководства, обсуждение развития компании и т.д. Иначе говоря, то, что посторонним людям читать неинтересно, но является «горячей темой» для сотрудников компании.

Внешнекорпоративные блоги нацелены на внешнюю среду: клиентов, потенциальных сотрудников, инвесторов, партнеров. Они позволяют «приоткрыть завесу» над корпоративным таинством и создать доверительные отношения с людьми, зашедшими на блог. Цель таких блогов - формирование имиджа компании как «своей» для потенциального клиента или сотрудника. На Западе очень часто решение прийти на работу в ту или иную компанию принимается на основании чтения корпоративного блога. Более того, многие западные компании создают блоги, которые курирует отдел маркетинга, и блоги, которые курирует отдел кадров.

 

Как работает корпоративный блог?

С технической точки зрения, блог представляет собой обычное программное обеспечение, которое интегрируется в сайт предприятия либо создается отдельным сайтом.

С социальной точки зрения, блог представляет собой неформальный дневник, позволяющий приоткрыть завесу в корпоративный мир предприятия.

Дело в том, что блог не должен быть идеальным. В этом его основная сила, которая может помочь вашему бизнесу привлечь преданных клиентов и сотрудников. Идеальным должен быть сайт предприятия, но только не блог. Тут важно стать «своим» для читателя. Руководитель компании в блоге запросто может опубликовать фотографии с последней корпоративной вечеринки или сотрудники компании могут делиться своими профессиональными секретами. Тут нет строгих правил, именно это и привлекает читателей. Фактически это похоже на реалити-шоу, а у них рейтинги запредельные. Более того, блоги позволяют делиться важной информацией внутри предприятия, которую всегда можно в них же и обсудить.

Меня часто спрашивают: «Как через блог привести клиентов?» или «Как блог помогает мотивировать сотрудников?». После подобных вопросов я предлагаю  обратить внимание на деталь, о которой говорилось в начале этой статьи, а именно на то, что блог личностен.

Сначала рассмотрим блог как маркетинговый инструмент, а потом как инструмент для мотивации персонала.

 

Блог как маркетинговый инструмент

Вначале нужно пояснить, что блог не делает прямых продаж. Для этого есть корпоративный сайт компании. Сайт делает «холодные» продажи. Это похоже на то, как если бы на улице к вам подошел незнакомый человек и предложил что-то купить. Конечно, если вам нужно то, что он предлагает, вы, скорее всего, купите. А если нет, то просто уйдете. С сайтом такая же история. Но подумайте, а вдруг вам это что-то понадобится через год? Вы вспомните тот сайт, на который год назад случайно зашли? Сомневаюсь. Сайтов, подобных вашему, сотни. Вот тут главную роль и берет на себя блог.

Например, ваша компания продает сантехническое оборудование. Помимо нее на рынке существует еще несколько десятков подобных фирм. Вашей задачей является получить конкурентное преимущество на рынке. Предположим, у вас есть сайт, который не хуже, чем у конкурентов, цены тоже примерно одинаковые и вы мало чем друг от друга отличаетесь. Как же стать заметней для заказчика? Как побудить его купить товар именно у вас?

Конечно, с точки зрения интернет-маркетинга, вы, скорее всего, вложите деньги в раскрутку сайта, возможно, проведете какие-то акции со скидками, организуете рекламную кампанию, но для малого и среднего бизнеса эти вещи достаточно затратны. Что же делать? Вот тут и поможет блог.

Поскольку блог личностен (не забывайте об этом), то читатель туда приходит не за тем, чтобы что-то прямо сейчас купить, а просто потому, что вы (или ваш образ) ему интересны как личность. Скорее всего, он интересуется вашей отраслью, но пока не «созрел» для заказа. Ведь есть люди, которые принимают решение о покупке сразу, а есть такие, которым нужно получить как можно больше информации и почувствовать себя частью этой отрасли. Такому человеку ваш корпоративный блог как раз и «представляет» эту информацию, а он как губка ее впитывает. И угадайте, с кем потом у этого читателя будет ассоциироваться ваша отрасль? Услышав слова «сантехника», «смеситель», «душевая кабина» и т.д., он сразу же вспомнит вашу компанию. Этот якорь четко зафиксируется в мозгу клиента, и даже через 10 лет, когда ему понадобится сантехническое оборудование, он подумает именно о вашей компании.

Вообще, работа с блогом похожа на процесс соблазнения. Сначала вы показываете богатый и интересный внутренний мир своей компании, становитесь симпатичны читателю, который начинает уже ассоциировать себя с вашей компанией. Все это создает доверие. Однако оно должно потом оправдываться, иначе обманутый потенциальный клиент в лучшем случае просто отвернется от вас.

Очень важно придерживаться изначально выбранной линии ведения блога. То есть если вы описываете корпоративную культуру компании в целом, не нужно потом переходить на личности и наоборот, если в блоге культивируются личности компании, то на этом и нужно делать акцент.

 

Блог как инструмент мотивации персонала

Западные компании все чаще создают блоги, которые курируют менеджеры по подбору и работе с персоналом. Обычно в таких блогах рассказывается о сотрудниках компании, проводятся конкурсы, объявляются лучшие работники месяца и публикуются небольшие интервью. Очень часто там можно прочитать о необычных моментах из жизни руководства. Дело в том, что сотрудники очень любят ругать руководство, которое якобы ничего не делает, а только тем и занимается, что заставляет работать и не повышает зарплаты. При этом мало кто из них понимает, как сложна и ответственна работа топ-менеджмента. Через корпоративный блог можно приоткрыть эту завесу. Топ-менеджеры могут рассказать о том, какие проблемы стоят перед предприятием, как прошли переговоры, какие цели необходимо достигнуть. Это сгладит недопонимание между сотрудниками и начальством.

Руководители и высококвалифицированные специалисты могут через блоги делиться полезным и интересным опытом с новыми сотрудниками.

Сотрудники предприятия также могут говорить о том, что их беспокоит, предлагать интересные идеи, решения тех или иных проблем. Это позволит менеджерам по персоналу находить и поощрять талантливых, инициативных работников, а руководству более объективно представлять обстановку, которая сегодня существует на предприятии.