ОАО «Амкодор», отметившее недавно 80-летний юбилей, переживает «вторую молодость». Хотя на рубеже третьего тысячелетия предприятие находилось на грани банкротства, команде менеджеров удалось вывести его из финансового «пике». Оказало в этом помощь и государство, реструктуризировав на 5 лет налоговую задолженность.

В 2007 г. ОАО «Амкодор» увеличило объемы производства на 120%. Принята программа социально-экономического развития предприятия на ближайшие 5 лет, в соответствии с которой планируется увеличить производство в 2,2 раза, и уже к 2010 г. объем выпуска продукции должен составить более 0,5 млрд. долл. Эта программа предусматривает снижение ее себестоимости, повышение рентабельности производства.

В 2007 г. выпущено продукции на сумму свыше 200 млн. долл., в 2008 г. планируется увеличить ее объем до 250 млн. долл. Определено 5 первостепенных задач, которые необходимо решить в ближайшие годы.

Первой и основной задачей является повышение качества выпускаемой продукции, доведение этого показателя до мирового уровня. В декабре 2007 г. предприятие подтвердило звание лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Как подчеркнул председатель Совета директоров ОАО «Амкодор» Александр ШАКУТИН, эта задача проходит красной линией через всю деятельность предприятия: от подбора и обучения кадров и до продаж или формирования товаропроводящей сети.

Вторая задача - создание высокопрофессионального сплоченного коллектива. Руководство ОАО понимает, что на современном оборудовании должны работать высококвалифицированные кадры. За 5 лет планируется создать производство, соответствующее мировым стандартам, что позволит производить самую сложную в технологическом плане продукцию.

Третья задача - создание высокотехнологичного производства с высоким уровнем автоматизации и механизации. Это достаточно амбициозная задача, потому что технологический уровень большинства предприятий белорусского машиностроительного комплекса не отвечает современным требованиям. А на морально и физически устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентную продукцию даже для внутреннего рынка, не говоря уже о внешних.

К тому же современное оборудование ведущих мировых производителей позволяет не только выйти на другой уровень качества, но и в 3-15 раз увеличить производительность труда, в несколько раз сократить потребление энергии. Такая кардинальная модернизация производства потребует огромных капитальных вложений. Это сложный процесс, который невозможно осуществить за 1-2 года. Ежегодно предприятие вкладывает в обновление основных фондов более 20 млн. долл. К примеру, если ранее применявшиеся технологии производства шестерен позволяли достичь 4-5-го классов точности, то новое оборудование - 7-8-го классов. Поэтому можно смело сказать, что ОАО «Амкодор» переходит в другое «измерение».

Некоторые современные станки невозможно приобрести немедленно, поэтому программа перевооружения представляет собой скорее эволюционный, а не революционный процесс. Это штучное оборудование и на его изготовление требуется как минимум год-полтора. Например, только в конце 2007 г. завод получил станки, которые полтора года назад были заказаны в Японии и Германии. Один из них стоимостью 2,5 млн. долл., второй - 1,5 млн. Для обеспечения необходимой точности фундамент для них требуется почти такой же, как под строительство жилого дома, а также проложить сложные коммуникации.

Еще одна из приоритетных задач - создание за 5 лет 50 новых конструкций машин, которые соответствуют мировому уровню, а также востребованы на рынке. Сегодня на предприятии многое делается для того, чтобы в постоянном производстве находилось не менее 50 высоколиквидных машин. Только в 2007 г. было создано 10 новых машин, сложных не только конструктивно, но и технологически. Эта продукция по своим качественным, функциональным, дизайнерским и эксплутационным характеристикам полностью соответствует мировому уровню. Ее выпуск высокорентабелен, ибо большая научно-техническая составляющая дает максимальную прибавочную стоимость.

 

Для новых моделей - новые мощности и оборудование

Предприятие постоянно расширяет производство, создает дополнительные мощности. В Колодищах заканчивается возведение нового корпуса площадью около 3 тыс. кв. м, продолжается строительство производственного корпуса площадью 20 тыс. кв. м. в Пинске. Приобретены производственное здание в Могилеве, завод им. Гастелло в Минске.

Акционеры предприятия приняли решение в течение 10 лет все заработанные средства направлять на развитие производства. В ближайшие 5 лет на эти цели будет израсходовано 150 млн. долл.

В то же время деньги нужны не только для модернизации, но и для увеличения оборотных средств и объемов производства. Необходимо закупить комплектующие, изготовить технологическую оснастку, создать программные продукты для станков с ЧПУ, обучить персонал. Эти инвестиции по своему объему сопоставимы с теми, которые направляются на модернизацию основных фондов.

Один из самых важных параметров - себестоимость производимой продукции. Сейчас предприятию даже на внутреннем рынке приходится работать в условиях его открытости. А когда основной экспортный партнер - Российская Федерация вступит в ВТО, конкуренция на этом рынке увеличится. Поэтому очень важно найти «золотую середину» - между качеством производимой продукции и ее себестоимостью. Именно эти показатели дают основные конкурентные преимущества.

 

Расходы в доходы

Руководство предприятия заранее начало подготовку к увеличению цен на энергоресурсы, был составлен план мероприятий по снижению их потребления. При среднегодовом приросте объемов производства на 120-130% потребление энергоресурсов на единицу произведенной продукции неуклонно уменьшалось. Так, в 2004 г. оно составило 107%, в 2005-2006 гг. - 104, в 2007 г. - 97%. То есть за последний год при росте производства на 125% потребление энергоресурсов было даже ниже, чем год назад.

Найдено около 100 «слабых мест», устранение которых и привело к такой внушительной экономии. Например, современное оборудование производительнее в 4-15 (!) раз, но оно еще и потребляет в 2-3 раза меньше энергии, чем старое. Так, введенные в эксплуатацию новые термические печи дали 5-кратную экономию. Этому же послужил и переход с традиционного отопления производственных помещений на использование обогревателей инфракрасного излучения потолочного типа.

Для ОАО «Амкодор» экономия энергоресурсов становится постоянным технологическим процессом, а не разовой акцией. На головном производстве планируется запустить энергетическую конвекционную установку, которая будет вырабатывать тепло и электроэнергию, что снизит потребление газа и тепловой энергии почти в 2 раза. Такие же вопросы будут решаться и на других производственных площадках предприятия.

Продолжится также поиск более экономичных технологий. Специалисты завода считают, что это - главный резерв экономии энергии.

 

Сила - в собственном производстве

Сейчас производимые на «Амкодоре» машины на более чем 60% комплектуются деталями собственного производства. Как считают на предприятии, чтобы управлять себестоимостью, необходимо основные узлы и механизмы производить своими силами.

Если в бывшем СССР производственный цикл организовывался по «вертикальному» принципу, то многие индустриально развитые страны выстраивали его в «горизонтальной плоскости». Обе эти системы имеют свои плюсы и минусы, но в белорусском машиностроительном комплексе у большинства предприятий не остается другого выбора, кроме «вертикального» построения производства, поскольку на рынке практически отсутствуют предложения независимых производителей комплектации.

ОАО «Амкодор» определило для себя тот ряд узлов и агрегатов, которые будет производить самостоятельно. Это управляемые и ведущие мосты - изделия весьма сложные конструктивно и технологически, гидромеханическая трансмиссия, гидравлические узлы, кабины. От этих комплектующих во многом зависит качество и эксплутационные характеристики машин.

Сейчас и потребитель стал более требователен. Если раньше завод устанавливал двигатели трех производителей: Минского, Алтайского и Ярославского моторных заводов, то теперь - также двигатели американского, немецкого, английского и итальянского производства. Проанализировав рекламации от потребителей, решено отдать предпочтение двигателям из Италии (фирма IVECA), к тому же эта компания имеет разветвленную сеть сервисных центров по всему миру.

Большое значение придается внешнему виду техники, ее эксплутационным характеристикам. Существующая на заводе технология покраски оборудования устарела, поэтому часто машины, работающие в экстремальных климатических условиях, начинают «страдать» от коррозии еще в период гарантийного срока.

В 2008 г. предприятие начинает модернизацию технологического процесса покраски, куда входит подготовка поверхности металла под покраску, покраска и сушка изделий. В него будет инвестировано около 10 млн. долл., что позволит в течение года окончательно решить эту проблему.

 

Кадры решают все

Как уже отмечалось, создание высокопрофессионального сплоченного коллектива - одно из приоритетных направлений деятельности ОАО «Амкодор». Разработана программа профессиональной подготовки кадров. Каждый новый станок требует иного уровня подготовки, поэтому необходима постоянная переподготовка специалистов, в том числе и за рубежом. И этот процесс затрагивает всех работников «Амкодора»: от генерального директора до уборщицы.

Около 200 сотрудников занимаются конструированием новых машин и разработкой технологических процессов их производства. Налажено тесное сотрудничество с Белорусским национальным техническим университетом, с институтами Национальной академии наук Беларуси. Совместная работа с научными учреждениями страны помогла создать серию машин для торфоразработок, что позволило в 7 раз (!) повысить эффективность таких работ. Для этого пришлось в корне изменить ранее применявшуюся технологию заготовки торфа.

 

Новым машинам - новые рынки сбыта

Учитывая географию поставок техники - более 30 стран мира - подготовлены различные модификации машин, как для работы в условиях тропиков, так и для северных регионов. Ведь металл при температуре ± 50-60°С ведет себя по-разному. Поэтому для каждой климатической зоны необходимы совершенно иные технологические решения. А это требует дополнительных инвестиций, более тесного сотрудничества с заказчиками. К примеру, потребности Якутска, известного своими суровыми климатическими условиями, практически полностью закрываются поставками землеройной, дорожной и другой специальной техники марки «Амкодор».

Очень важным рынком является Украина, где недавно появилось 3 новых дилера белорусской продукции. Предприятие участвует практически во всех украинских выставках сельскохозяйственной, строительной и дорожной тематики. Налажены тесные контакты с «Укравтодором» и его региональными отделениями.

Начались поставки белорусской дорожно-строительной техники и в Венесуэлу. Там ей приходится работать в условиях среднегодовой температуры 35°С и почти при 100%-ной влажности. Поэтому конструкторы предусмотрели дополнительные решения для обеспечения комфортных условий работы оператора. Техника «Амкодора» успешно работает в странах Ближнего Востока, а также в Юго-Восточной Азии: Афганистане, Непале, Индии, подготавливается выход на рынки Малайзии и Вьетнама. Планируется открытие представительства в Южно-Африканской Республике, что будет способствовать выходу на рынки стран экваториальной Африки, ведутся переговоры о поставке техники в Судан, Конго.

С новыми двигателями стандарта евро-3 и евро-4 продукция предприятия будет к 2009 г. представлена и на европейском рынке.

На российском рынке, куда поставляется более 50% произведенной ОАО «Амкодор» продукции, конкуренция с каждым годом возрастает. И предприятие решило выигрывать не только качеством изделий, но и качеством обслуживания. Для этого в каждом федеральном округе РФ открыты представительства, сформирована дилерская сеть. Кроме того, создан 21 сервисный центр, и эта работа будет в дальнейшем продолжена. Все сервисные центры обеспечиваются полным комплектом запасных частей для обслуживания и ремонта техники ОАО «Амкодор».

В 2008 г. предприятие планирует создать 15 новых машин и конструкций для разных отраслей экономики. Для лесного комплекса будут изготовлены машины с колесной формулой 8х8, которые смогут работать на тяжелых болотистых грунтах в Сибири. Предполагается выпустить серию вилочных автопогрузчиков, погрузчиков с телескопической стрелой (с вылетом стрелы на 7-12 м), погрузчиков-экскаваторов. Впервые на территории СНГ планируется создать производство управляемых и ведущих мостов.