Судя по тому, насколько часто в названиях небольших населенных пунктов Беларуси можно встретить производное от белорусского слова «папера», изготовление бумаги в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Но до наших дней «дожило» не так много таких производств. В их числе ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» (г. Шклов, Могилевская область), которое в сентябре отметит 110-летие.

На протяжении всего этого славного пути «спартаковцы» оставались верными своему изначальному направлению - выпуску бумаги, правда, с некоторыми изменениями, которые диктовал рынок. Директор предприятия Сергей ШУМСКИЙ встал у «штурвала» лишь в августе прошлого года, когда была минусовая рентабельность, но к концу года предприятие уже работало с прибылью.

- Сергей Михайлович, столь внушительный трудовой стаж вашего предприятия налагает на его руководство и дополнительную ответственность. Ибо потеря бренда с такой давней историей - непростительная «роскошь»…

- Действительно, приходится об этом постоянно думать. Наша фабрика начала свою деятельность с выпуска простейших видов бумаги. В советское время стали специализироваться на более высококачественном сегменте - выпуске папиросной и сигаретной бумаги, которая изготовлялась из длинноволокнистой целлюлозы. Тогда производили около 160 т такой продукции в месяц для всего Советского Союза.

После развала этого рынка мы не сразу смогли перестроиться, потому что оборудование предназначалось для выпуска изделий с использованием целлюлозы, которой мы в одночасье лишились. К тому же сырье на предприятие тогда поставлялось из Братска, Усть-Илимска, что предполагало большие транспортные расходы. Быстро перестроились на выпуск аналогичной продукции и российские предприятия, производившие ранее конденсаторные виды бумаги. Тем самым был перекрыт выход на емкий российский рынок, а белорусский рынок сигаретно-папиросной бумаги никогда не отличался масштабностью.

Поэтому для предприятия стал актуальным перевод бумагоделательных машин на выпуск продукции, где в качестве основного сырья можно использовать макулатуру. При таком производстве получаются более массоемкие сорта бумаги, которые менее требовательны к качеству оборудования и применяемым технологиям. Сейчас производим бумагу для гофрирования и нижнего слоя обоев, оберточную бумагу, гофрированный и обычный картон, картонную тару, а также туалетную бумагу и бытовые салфетки.

- Но выпуск картонной тары наиболее рентабелен, если она соответствует современным потребительским свойствам: является достаточно прочной и красочной…

- Если при изготовлении такой тары использовать только картон, изготовленный из макулатурного сырья, она не будет обладать необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому в последние годы работали над улучшением качественных характеристик бумаги для гофрирования путем введения различных химических добавок, прежде всего клеев и крахмала.

Стали использовать и более высококачественную макулатуру на основе бывшей в употреблении мешочной тары, которая на 80% состоит из чистой целлюлозы. Для дополнительного усиления необходимо было дополнить этот гофрированный «пирог» слоем высококачественного картона, поэтому стали работать на давальческом сырье. Все это позволило выйти не только на белорусский рынок гофрокартона, но и поставлять его в Россию, Украину и страны Балтии. Сейчас ежемесячно производим более 2 млн. кв. м гофрированного картона.

Для нанесения красочных рисунков необходимо типографское оборудование, которое позволяет производить тару с использованием трехцветной флексопечати. Мы работаем в этом направлении. В свой бизнес-план по коренному перевооружению предприятия включили приобретение новой гофролинии, которая даст возможность выпускать не только трехслойный, а и пятислойный гофрокартон с переработкой в ящики и флексопечатью. На перспективу до 2018 г. собираемся освоить выпуск гофрокартона с микрогофрированием, кэшированного гофрокартона, но все это требует значительных инвестиций. Так что сразу «закрыть» все слабые места в производственной цепочке невозможно, приходится концентрировать усилия на наиболее приоритетных направлениях.

- Входит ли в их число экономия энергоресурсов? Ведь за счет этого можно повышать рентабельность производства. Какие источники финансирования используются вами для перевооружения предприятия?

- Экономия энергоресурсов постоянно в центре внимания, потому что в структуре себестоимости продукции 27% составляют энергоносители. На достаточно близкую перспективу запланировали покупку 2 газово-поршневых установок за счет инновационного фонда концерна, фонда Министерства энергетики и собственных средств.

Установка этого оборудования позволит нам не только вырабатывать необходимое тепло для технологического оборудования, но и практически на 100% удовлетворить собственные потребности в электроэнергии. Его окупаемость также очень высока: динамическая - всего 4,3, а простая - 3,8 года. При этом цена 1 кВтч электроэнергии будет составлять 45 руб. без НДС, т.е. почти в 5 раз ниже ныне существующего промышленного тарифа. Учитывая, что в год мы потребляем около 1,5 млрд. кВтч электроэнергии, планируемая модернизация даст около 2 млрд. руб. экономии и кардинально скажется на снижении себестоимости производимой продукции.

Модернизируем также оборудование, которое уже давно находится в эксплуатации. Если раньше мощность наших машин позволяла выпускать 14 т, то после модернизации - уже 48 т продукции в сутки. Использование современных сеток для бумагоделательных машин дало возможность увеличить срок их службы с 10 дней до 8 месяцев и уменьшить простои оборудования при их замене. Применение новых химических реагентов улучшило коагуляцию и ускорило обезвоживание бумажной массы. Все эти мероприятия позволили повысить скорость работы бумагоделательной машины почти в 4 раза практически при тех же затратах на энергоресурсы.

Часть технологического оборудования и транспортные средства приобретаем за счет собственных средств, часть - за счет инновационного фонда концерна «Беллесбумпром». В этом году получили из этого фонда 150 млн. руб. под оборотные средства.

- Строительство в Шклове фабрики по производству газетной бумаги не вызвало отток кадров с вашего предприятия?

- Сейчас на данном предприятии идут пусконаладочные работы, поэтому в помощь коллегам мы направили группу специалистов. Но это не значит, что они оказались «лишними» на нашем предприятии, отпустили их только на время. Ведь серьезным вопросом является заработная плата. Так средняя заработная плата на фабрике в 2007 г. составила 371 долл., и она пока выше, чем на заводе газетной бумаги. Лишь три ведущих специалиста перешли работать туда на постоянной основе и в основном по причине ускоренного решения квартирного вопроса.

- Когда фабрика газетной бумаги начнет функционировать, у вас появится возможность получать высококачественную целлюлозу. Не задумывались над тем, как использовать такое преимущество?

- То, что будут производить наши соседи, это не совсем целлюлоза, а так называемая термомеханическая масса (ТММ), которая представляет собой жидкую субстанцию. Еще не решен вопрос, связанный с транспортировкой ТММ на наше предприятие, поскольку расстояние 2,5 км - это не 250 м, где можно было бы использовать трубопровод. Но данное сырье позволит выпускать более высококачественные санитарно-гигиенические изделия: туалетную бумагу, бумажные полотенца, одно-, двух-, трехслойные салфетки. А новое оборудование даст возможность производить уже не 6,3 т такой продукции в сутки, а 40 т.

Тогда можно будет с уверенностью сказать, что наша продукция соответствует мировому уровню, а это автоматически поднимет цену и увеличит рентабельность. Планируем свести до нуля и импорт санитарно-гигиенических изделий, который сегодня удерживает около 60% нашего рынка, 2/3 этого сегмента мы и собираемся отвоевать у импортеров. Опять же мировой рынок данной продукции динамично развивается, увеличиваясь на 5-6% в год. Так что у нас появится прекрасная возможность закрепиться и на нем.

Но свое самое «древнее» оборудование, бумагоделательную машину выпуска 1905 г. выбрасывать не будем. Она станет главным экспонатом заводского музея, который планируем открыть в ближайшее время. Ведь на нашей фабрике работают целые династии, состоящие из представителей многих поколений. А отдавая должное славной истории, можно более уверенно смотреть в будущее.

 

ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»

213010, Могилевская обл., г. Шклов,

ул. Фабричная, 26

тел. приемной:31-488, факс 34-383, отдел сбыта: 31-438

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.