Четыре года назад ОАО «Шкловский маслодельный завод» было на грани банкротства, имело более 4 млрд. руб. просроченных долговых обязательств и почти 1 млрд. руб. чистых убытков. Сейчас, благодаря слаженной работе команды единомышленников, бренд «Избушка молочника» пользуется заслуженной популярностью не только у белорусских, но и у российских покупателей. По мнению директора общества Александра ЕРОШЕНКО, этих успехов удалось добиться только благодаря ставке на высочайшее качество выпускаемой продукции, ибо потребителя можно обмануть только один раз.

- Александр Федорович, в вашей сырьевой зоне много сельскохозяйственных предприятий, которые ежегодно увеличивают выпуск молока. Готовы ли вы к переработке больших объемов?

- Пока к этому не готовы, потому что мощность завода - около 30 т молока в сутки, тогда как перерабатываем более 40 т. То есть мы трудимся на пределе своих возможностей. Когда 4 года назад я стал у «штурвала» предприятия, оно перерабатывало лишь около 8 т молока в сутки. Однако сейчас главное не объемы, а востребованность рынком. Нам удалось на нем успешно закрепиться только благодаря высокому качеству. Сегодня поставляем свою продукцию в Могилев (около 120 торговых точек), Минск (более 40 магазинов), а недавно вышли на российский рынок, куда  отправляем ежедневно более 8 т продукции.

- Многие ваши коллеги сетуют на то, что если заниматься только выпуском цельномолочной продукции, с поставкой исключительно на белорусский рынок, то предприятие не сможет нормально развиваться, поскольку закупочные цены на молоко растут более высокими темпами, чем цены на социально значимые товары, регулируемые государством. Как вам удается «выживать» в таких условиях?

 - Выпуск цельномолочной продукции убыточен при условии, что она поставляется только на белорусский рынок. Особенно для таких небольших предприятий как наше, потому что в себестоимости более 80% приходится на сырье и экономить особо не на чем. В этом году закупочные цены на молоко поднимались дважды, и общее увеличение составило около 80%. В то время как цены на цельномолочную продукцию фиксированные, их можно повышать не более чем на 0,1-0,5% в месяц. Возможно, на более крупных предприятиях, за счет больших объемов производства, несколько иная картина и им удается работать с рентабельностью, близкой к нулю. Нам пока помогает оставаться на плаву российский рынок, где цены заметно выше белорусских, что позволяет получить рентабельность от экспортных операций на уровне 50%.

В прошлом году значительно поднялись рыночные цены на масло и сухое молоко, что дало возможность крупным предприятиям работать в этом рыночном сегменте с рентабельностью до 100%. Мы также решили воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой и часть молока перерабатывали в сухое молоко и масло на давальческих условиях. Но в этом году биржевые цены снизились и это направление потеряло свою привлекательность.

Следует учитывать и то, что мы находимся в середине продовольственной «цепочки», и прежде всего необходимо дать возможность заработать начальному «звену» - сельхозпроизводителям, которые за последние годы резко улучшили качество молока. Практически все молоко, которое мы перерабатываем, классифицируется высшим сортом. Сейчас появилось молоко класса «экстра», но к таким высоким стандартам нужна специальная подготовка всей производственной цепочки. Думаю, в течение нескольких лет это удастся сделать при условии, что будут изысканы дополнительные инвестиции.

- В случае появления сорта «экстра» легко ли вам будет перестроить производство под выпуск продукции из молока разного качества?

- Мы к этому готовы уже сейчас, потому что постоянно работаем над качеством выпускаемой продукции. Рекламная дегустация и постоянная работа с потребителями убедительно говорят о том, что предприятие находится на правильном пути. Ибо мы добились главного: покупатели с нетерпением ожидают поступления в магазины продукции под брендом «Избушка молочника». Предприятие выпускает продукцию высокого качества, без каких-либо искусственных добавок. А натуральный продукт всегда вызывает большее доверие у покупателей, к тому же «цельномолочку» производим из самого качественного сырья. В прошлом году 3 вида нашей продукции стали победителями конкурса «Продукт года», в позапрошлом - 2. Таких успехов невозможно добиться в одиночку, это - результат работы слаженной команды высокопрофессиональных специалистов. Правда, в ходе формирования коллектива единомышленников пришлось заменить всех главных специалистов.

- А как вам удалось стать не просто участником рынка молочных продуктов, а его заметным и активным «игроком»?

- Прежде всего, проанализировали, где и что мы теряем и недобираем. Во-первых, не было рынка сбыта, нашу продукцию никто не знал. Во-вторых, за предшествующие 5 лет я был уже 5-м по счету директором, а «чемоданное» настроение руководителя не способствует кардинальным изменениям работы предприятия в лучшую сторону. В-третьих, не было своего автомобильного парка, поэтому приходилось арендовать транспорт, а это не позволяло выйти на рентабельную работу, да и влиять на логистику доставки мы не могли. Транспортникам выгодно было «накручивать» лишние тонно-километры, а не искать рациональные пути транспортировки.

Сейчас у нас более 30 автомобилей, часть из них купили, часть восстановили из числа списанных в бывших колхозах и совхозах. Поэтому сырье и готовую продукцию доставляем исключительно собственным транспортом. Высокое качество продукции помогло закрепиться на рынке, где нас теперь хорошо знают. А когда предприятие обрело «второе дыхание», то и люди воспрянули духом, стали работать с полной отдачей. На второй год такой напряженной работы нам вернули переходящее знамя района «За высокие достижения в производственной деятельности», которое и поныне у нас находится.

- Вы уже говорили о том, что укрепиться на рынке помогло качество выпускаемой продукции. Но на первое впечатление потребителя влияет и упаковка. Вы уделяете внимание этому важному компоненту?

- Не зря говорят, что покупатель выбирает глазами. Поэтому упаковке необходимо уделять особое внимание. Другое дело, что таким небольшим предприятиям, как наше, нет смысла использовать дорогую упаковку типа «Тетра-Пак», которая позволяет сохранять молоко в течение нескольких недель. Наш потребитель привык к свежей продукции и хочет выпить молоко в день, когда его произвели, а не через 2-3 недели. Так зачем нам «рубить сук, на котором мы сидим»?

- Чтобы поддерживать качество на должном уровне, необходимо наращивать инвестиции в модернизацию производства. Как вы собираетесь это делать, если закупочные цены заметно опережают в своей динамике рост цены на конечную продукцию?

- Нам необходимо расширять свои производственные мощности. В 1999 г. был построен железобетонный каркас нового корпуса, но этот долгострой так и остался незавершенным. За последние несколько лет резко увеличилось дойное стадо и надои в нашей сырьевой зоне, через год мы должны будем перерабатывать до 200 т молока в сутки. Недавно заключили договор с проектным институтом, который работает над проектом по увеличением  мощностей нашего предприятия, но пока не решен главный вопрос - финансирование строительства практически нового предприятия.

На заводе вместе с нашим губернатором побывал председатель Правления Национального банка Республики Беларусь Петр Петрович Прокопович. Нацбанк является главным акционером ОАО «Александрия», которое уже сегодня ежесуточно поставляет нам свыше 30 т молока. Поэтому встал вопрос: строить небольшое предприятие непосредственно в «Александрии» или расширять наши возможности по переработке молока. На мой взгляд, было принято правильное государственное решение: модернизировать ОАО «Шкловский маслодельный завод». Ведь у нас есть главное - высококвалифицированные специалисты: а для Шклова завод имеет еще и большое социальное значение, поскольку в случае его закрытия найти 180 рабочих мест будет нелегко. Расширение же производства поможет создать новые рабочие места, улучшить качество и увеличить объем выпускаемой продукции.


 

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

213010, г. Шклов, ул. Интернациональная, 64

Тел.: (02239) 31-332

e-mail:shklovmaslo@tut.by