Геннадий ГЕРМАНОВИЧ, канд. экон. наук, доцент, директор учреждения «НИИ Белкоопсоюза»

 

На I съезде ученых Беларуси в качестве одной из важнейших задач, определяющих позитивный характер социально-экономического развития общества, была особо выделена и подчеркнута роль и значение в этом процессе общественных и гуманитарных наук. Поэтому сегодня от ученых требуется не только концептуальное переосмысление роли и места потребительской кооперации в общественно-хозяйственной деятельности страны. Главное состоит в том, чтобы в рамках проводимых научных исследований определить и обосновать конкретные направления, пути, формы и методы решения очередных практических задач, и прежде всего, в агропромышленном секторе экономики.

Первые коопе­ративы в качестве исходных структурных элементов кооперации на территории Беларуси возникли более 110 лет тому назад. В настоящее время кооперация представляет собой значительную экономическую и социальную силу, активно влияющую на все стороны мирового общественного развития. Так, Международный коопера­тивный альянс (МКА), который обладает консультативным статусом категории «А» в Экономическом и Социальном Совете ООН, объединяет 255 национальных и регио­нальных кооперативных организаций из более чем 100 стран мира с общим числом индивидуальных членов свыше 800 млн. человек.

Организационно, в рамках потребительской кооперации Республики Беларусь кооперативы формализованы в качестве 118 районных потребительских обществ (райпо). Они являются первичным и основным звеном потребительской кооперации страны. Социальный и экономический потенциал потребительской кооперации по итогам деятельности за 2006 г. характеризуют следующие основные показатели. Пайщиками потребкооперации являются 1,4 млн. человек, или 14% населения. В 15 основных отраслях и других кооперативных видах деятельности занято 100,8 тыс. человек (списочный состав). Выручка Белкоопсоюза от реализации товаров, работ и услуг достигла 5 трлн. руб., из них 3,4 трлн., или 68% приходится на долю розничного товарооборота, который реализован на 11,3 тыс. розничных торговых предприятиях Белкоопсоюза (32,1% всех торговых предприятий страны) и 2,9 тыс. предприятиях общественного питания (26,9% предприятий общественного питания страны). Стоимость основных средств потребкооперации достигла 1252,8 млрд. руб.

Развитие различных отраслей и сфер деятельности кооперативных организаций происходит не разрозненно, независимо друг от друга, а носит четко выраженный интеграционный характер. На практике это проявляется в том, что все отрасли и виды деятельности кооперативного хозяйства работают на торговлю. Подтверждается это и проводимой ассортиментной политикой, содержанием, типизацией и специализацией деятельности торговой сети, обеспеченностью торговыми площадями в соответствии с требованиями социальных стандартов.

Данный интеграционный подход имеет особую значимость для организации обслуживания сельского населения. Организационным фактором проходит он в механизме реализации кооперативными организациями мер, осуществляемых в рамках Государственной программы возрождения и развития села.

Удельный вес, или вклад торговли (розничной и оптовой) в совокупный показатель выручки от реализации товаров, работ и услуг составил в 2006 г. по потребительской кооперации 74,6%. Причем эта доля имеет тенденцию роста, в 2006 г. она увеличилась на 2,1%. Показательно, что позитивные тенденции стали отмечаться в деятельности кооперативного опта. Его удельный вес повысился на 1,3% и составляет 13,6%, что значительно больше, чем доля общественного питания (7,1%) и других отраслей потребкооперации.

Сегодня тенденции развития экономического потенциала субъектов хозяйствования, в том числе потребительской кооперации, характеризует, в первую очередь, объем ВВП, его структура и доля, которую конкретная организация занимает в ВВП региона, в его совокупной выручке от реализации товаров, работ и услуг.

Главное, что отмечается в тенденциях развития ВВП, - это постоянный рост в нем доли сферы услуг. На начало нового тысячелетия в ВВП США, например, доля услуг составляла 74,3%; Франции - 71,8; Швеции - 71; Англии - 72; Люксембурга - 80%.[1] Очевидно, что отмеченные тенденции формирования ВВП будут определять характер развития экономики как страны, так и потребительской кооперации. В Беларуси в 2006 г. доля производства услуг в ВВП составляла 43%, из них на торговлю и общественное питание приходилось 10,3%.[2]

В этой связи для потребительской кооперации актуален вопрос о сроках, характере и темпах развития кооперативных услуг. В 2006 г. их объем по потребительской кооперации республики достиг 30,3 млрд. руб. Показательны темпы развития. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. прирост составил 28,0%. В 2006 г. потребкооперация приросла еще на 23,8%. За 2005-2006 гг. объем платных услуг вырос на 158,4%, в том числе бытовых - на 186,1% , или почти в 2 раза.

Однако эти показатели достигнуты, по сути, на старте. Удельный вес услуг Белкоопсоюза в ВВП в 2006 г. составлял всего лишь 1,9%, а в общей выручке от реализации товаров, работ и услуг и того меньше - только 0,6%. Не говоря о странах-лидерах рыночной экономики, намного отстаем мы здесь и от показателей по Республике Беларусь. По развитию бытовых услуг особенно отстают Могилевский, Минский и Гродненский облпотребсоюзы.

Сегодня не представляется возможным развернуть анализ услуг по отраслям кооперативной деятельности. Таких показателей, кроме фрагментарно и относительно раскрывающих вклад отдельных отраслей, в Белкоопсоюзе не имеется. На 2007 г. в целом по Белкоопсоюзу темп роста платных услуг запланирован на уровне 113%, а по торговле - 121%. Однако проконтролировать решение данного вопроса нельзя в силу названных выше причин.

В 2006 г. кооперативным транспортом было оказано услуг населению на 18 млрд. руб. Однако проанализировать эту цифру по видам транспортных услуг затруднительно, в частности, установить, сколько получено выручки от завоза населению товаров непосредственно на дом, в том числе, к примеру, стройматериалов. Надо совершенствовать структуру отчетности.

Между тем в общей выручке транспортной отрасли от реализации товаров, работ и услуг на услуги приходится 17,2%. Это весомый вклад в условиях, когда доля кооперативного транспорта в выручке от реализации по Белкоопсоюзу сокращается. В 2006 г. она составила 2,1% против 2,3% в 2005 г. Уменьшается и выручка от общественного питания, заготовок, промышленности, которые за счет более эффективного развития сферы услуг могли бы сдерживать такое сокращение.

Кооперативная строительная отрасль после некоторого спада начала активно развиваться. Однако вклад ее в достижение общего для потребкооперации объема выручки от реализации товаров, работ и услуг пока достаточно скромен, всего лишь 0,5%. Между тем строительно-ремонтные бригады, в первую очередь райпо, могли бы многое сделать, оказывая помощь населению и реализуя не только стройматериалы, но и другие изделия. Показатели работы кооперативной промышленности в 2005 г. в совокупной выручке от реализации составили 8,6%. В 2006 г. этот показатель снизился до 7,5%. Недополучено выручки на 50,4 млрд. руб.

Еще в первой половине 90-х гг. предпринималась попытка проработать проект создания промышленного предприятия Белкоопсоюза для переработки пушнины в готовые изделия из сырья собственных звероводческих хозяйств. Сегодня эту идею в республике смогло осуществить сельхозпредприятие «Прогресс», что находится в поселке Вертелишки Гродненского района. Производимыми хозяйством изделиями из пушнины восхищаются москвичи, в частности, известный кутюрье Вячеслав Зайцев. Полагаем, что подобную кооперативную продукцию можно было бы реализовывать и на экспорт.

В 2006 г. доля заготовок в общем объеме выручки от реализации товаров, работ и услуг сократилась незначительно: с 5,6% в 2005 г. до 5,48% в 2006 г. Однако из недополученных 6 млрд. руб. как минимум 30%, или 1,8 млрд. руб. было бы выплачено населению. А это дополнительные покупательные фонды, в которых напрямую заинтересована кооперативная торговля.

Различия в темпах и пропорциях развития отраслей деятельности и региональных кооперативных организаций носят объективный характер. Однако нельзя допускать, чтобы нежелательные тенденции развития превращались в негативные закономерности. Между тем тенденция сокращения численности работников потребкооперации превратилась в такую закономерность. Если в 2000 г. среднесписочная численность работников потребкооперации составляла 123,7 тыс. человек, то в 2005 г. она сократилась до 86,3 тыс., почти на треть (30,2%). В 2006 г. среднесписочная численность составила 84,9 тыс. человек, т.е. изменилась незначительно. В торговле она осталась на уровне 2005 г. - 41,8 тыс. человек. При этом удельный вес работников торговли в общей численности возрос с 48,5 до 49,2%. Некоторое замедление темпов сокращения и признаки определенной стабилизации численности работников стали отмечаться лишь в последние годы. Наблюдается прирост численности работников торговли в Гродненском облпотребсоюзе.

В основу прогнозных расчетов потребности работников торговли до 2020 г. были положены прогноз ВВП и демографической ситуации, определяющие общий характер перспектив развития экономики страны. По расчетам НИЭИ Минэкономики, ВВП Республики Беларусь к 2020 г. возрастет в 2,3 раза. По прогнозу Национальной академии наук - в 3-3,2 раза, среднегодовой темп роста численности населения составит в прогнозируемом периоде 100,2%.

В 2010 г. численность работников кооперативной торговли должна составить 46,8 тыс. человек, рост по сравнению с 2006 г. - на 112,2%. К 2015 г. она увеличится до 51,6 тыс. человек, к 2020 г. - до 55,9 тыс. То есть за 15 лет увеличится почти на 10 тыс. человек. В расчете на райпо - это 85 человек за 15 лет, или 5-6 человек в год.

Это означает, что в каждом райпо республики ежегодно дополнительно к имеющимся должно вводиться за счет строительства или реконструкции одно новое торговое предприятие, причем технология его работы должна соответствовать требованиям современного мерчандайзинга. Именно на принципах мерчандайзинга, т.е. идеологии (философии) розничной торговли XXI в., сегодня работают универсам «Центральный» Поставского райпо, ряд магазинов Лунинецкого, Лепельского, Глубокского и других райпо.

Пути, формы и методы, конкретные инновационные и инвестиционные проекты, пропорции и соотношения объемов капитальных вложений по отраслям и регионам нашли свое отражение в отраслевых инвестиционных и инновационных программах Белкоопсоюза на период до 2010 г. Они получили конкретизацию в материалах многочисленных республиканских семинаров и научно-практических конференций, проведенных НИИ Белкоопсоюза.

Принципиальные вопросы в этой политике связаны с необходимостью реализации:

во-первых, научных подходов к размещению капитальных вложений по регионам и отраслям деятельности потребкооперации;

во-вторых, новейших инвестиционных и технологических идей и проектов на основе инновационных технологий XXI в., в том числе обеспечивающих выход потребительской кооперации на внешний рынок на основе экспорта высокотехнологичного готового продукта, а не сырья.

На этих принципах базируется разработанная с участием института Отраслевая инвестиционная программа потребительской кооперации Республики Беларусь на 2007-2010 гг.

Сегодня среди научно-теоретических течений активно формируется инновационная модель экономического развития на основе кластерного подхода. Суть кластерной теории базируется на исследованиях интеграционных процессов, сетевых и логистических структур, конкурентоспособности, характерных для многоуровневой и разветвленной отраслевой экономики. Тем самым обосновывается механизм привлечения разнообразных как количественных, так и качественных ресурсов на основе межотраслевых взаимодействий.

Таким образом, в потребительской кооперации, представляющей собою специфическую совокупность разнообразных секторов экономики, инновационное развитие исторически и логически сосредоточено в торговле. Именно она в качестве кластера обеспечивает региональную связь и не только способность, но прежде всего необходимость развития других секторов кооперативной экономики.



[1] Беларусь и страны мира. Минстат Республики Беларусь. - Минск, 2005, с. 102-103.

[2] Республика Беларусь в цифрах. Минстат Республики Беларусь. - Минск, 2006, с. 192.