Виктор КАМЕНКОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Гражданский кодекс[1] не содержит каких-либо особых правил о заключении договора транспортной экспедиции. О его форме сказано только, что она должна быть письменной.

Поэтому, если руководствоваться только ГК, то порядок заключения этого договора должен подчиняться общим правилам, исходя из положений о заключении гражданско-правовых договоров (гл. 28). Согласно ст. 402 договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 163 ГК). Таким доказательством может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично.

В случае разового характера экспедиционная услуга может быть оформлена путем направления клиентом письма-заявки на такую услугу и ее принятия экспедитором.

При заключении договора профессиональными экспедиторскими организациями часто используются типовые формы (проформы) договора со стандартным набором оказываемых экспедитором услуг. В этих случаях клиент вправе принять эти условия лишь путем присоединения к договору в целом (ст. 398 ГК).

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента).

«Обязанности клиента заключаются в том, что он должен предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции, документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля»[2].

Однако особенности заключения договора транспортной экспедиции можно обнаружить в нормативных актах хозяйственного законодательства.

Так, в ст. 16 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»[3] предусматривается, что договор транспортной экспедиции «… может быть заключен в виде поручения экспедитору». Особенности заключения названного договора отмечаются также в ст. 17, и в ч. 3 ст. 18:

«Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.

Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.

В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.

Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.

Форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности».

«В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, выступает в качестве клиента».

Правила транспортно-экспедиционной деятельности[4] также отмечают некоторую специфику заключения и даже оформления договора транспортной экспедиции:

«Договор транспортной экспедиции может заключаться в виде поручения экспедитору по форме согласно приложению 1 (пункт 4).

Поручение экспедитору, а также подтверждение экспедитора о согласии на принятие такого поручения к исполнению может быть передано в таком виде, который позволяет установить их достоверность и убедиться в получении (почта, телеграф и другое) (пункт 5).

Транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозки опасных, скоропортящихся и иных грузов, требующих специальных условий перевозки, оказываются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их перевозки (пункт 6).

При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, могут быть использованы формы транспортно-экспедиционных документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент и иные), рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности» (пункт 8).

Таким образом, при заключении договора транспортной экспедиции его сторонам следует руководствоваться как общими положениями ГК о договоре, так и особенностями, предусмотренными хозяйственным законодательством. Правовые последствия несоблюдения тех или иных требований этих положений могут быть различными, вплоть до признания договора недействительным или незаключенным.

Чтобы перейти к изложению вопроса о существенных условиях договора транспортной экспедиции, необходимо напомнить общие правовые нормы о существенных условиях договора. В ст. 402 ГК указано, что «Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение»[5].

Применительно к договору транспортной экспедиции, как договорному виду, ГК не определяет перечень существенных условий.

Но это не значит, что в данном договоре вообще нет и не может быть существенных условий (без таких условий нет и самого договора). Наоборот, Закон об основах транспортной деятельности, который относит транспортно-экспедиционную деятельность к транспортной,  указывает (хоть и опосредованно) на значимость существенных условий и в договоре транспортной экспедиции: «Производители транспортных работ и услуг имеют право … отказаться от выполнения транспортных работ и услуг при нарушении потребителем транспортных работ и услуг существенных условий договора» (ст. 7). «Потребители транспортных работ и услуг имеют право … отказаться от транспортных работ и услуг при нарушении их производителем существенных условий договора» (ст. 8)[6].

Дело в том, что ст. 755 ГК, раскрывающая содержание договора транспортной экспедиции, не называя существенных условий данного вида договора, отсылает к конкретному договору транспортной экспедиции, где стороны могут предусмотреть конкретные условия (обязанности, услуги) и согласятся назвать их существенными.

А в ст. 16 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» не только дается определение договора транспортной экспедиции, но и называются некоторые существенные его условия: «Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор …».

Кстати, именно таким образом складывается и судебная практика в Беларуси.

Например, хозяйственный суд Брестской области при рассмотрении иска предприятия «А» к предприятию «Б» о взыскании экспедиторской задолженности в качестве обоснования положительного решения указал следующее: «Заявка ответчика содержит все существенные для договора транспортной экспедиции условия. Представленная истцом СМR-накладная подтверждает, что перевозка была осуществлена в соответствии с заявкой (об этом свидетельствует совпадение указанных в заявке и СМR маршрута перевозки, даты погрузки, наименования и веса груза, номерных знаков использовавшегося для перевозки транспортного средства)»[7].

По другому делу Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате указал: «Ответчик утверждает, что отсутствие в Договоре и транспортных заявках от 24 августа 2004 г. и от 28 сентября 2004 г. условий о способе доставки груза из Великобритании в Республику Беларусь свидетельствует об отсутствии согласования сторонами существенных условий договора транспортной экспедиции. Однако толкование части второй пункта 1 статьи 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей лишь возможность включения в договор транспортной экспедиции обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранным экспедитором или клиентом, позволяет сделать вывод о том, что способ доставки груза не относится к существенным условиям договора транспортной экспедиции»[8].

Подход к существенным условиям договора транспортной экспедиции в Российской Федерации несколько иной.

«Применительно к договору транспортной экспедиции законодателем не определен перечень условий, признаваемых существенными условиями данного договора. Поэтому можно говорить как о существенных, лишь об условиях данного договора, предусматривающих действия сторон, составляющие предмет договора транспортной экспедиции, а также о тех условиях, в отношении которых одной из сторон сделано заявление о необходимости достичь соглашения. В частности, сторонами должны быть включены в договор транспортной экспедиции условия о конкретных услугах, связанных с перевозкой груза, выполнение которых (или организация их выполнения) возлагается на экспедитора, о порядке возмещения клиентом расходов, понесенных экспедитором в связи с выполнением этих услуг, размере и порядке выплаты вознаграждения экспедитору за услуги, оказываемые клиенту. … Во всяком случае, договор транспортной экспедиции, не содержащий условия о размере вознаграждения, подлежащего уплате экспедитору, не может быть признан незаключенным по причине отсутствия соглашения сторон по этому существенному условию договора[9].

«Условие о вознаграждении является определимым существенным условием в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Транспортно-экспедиционный рынок в России действует и развивается, поэтому определить размер вознаграждения, так же как и примерный размер расходов, вполне легко»[10].

Но имеются и другие точки зрения на эту проблему.

«Кодекс не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. Выше мы уже затрагивали проблему признания перечня услуг экспедитора существенным условием договора. Позиция судебной практики неоднозначна. Кроме того, суд иногда рассматривает данное условие в качестве определимого. Дело в том, что некоторые специальные акты содержат перечень услуг экспедитора в рамках того или иного вида перевозки. … Не является существенным и условие договора о цене»[11].

А позиция украинского законодателя и украинских коллег-юристов радикально противоположная - в пользу существенных условий данного договора. «Существенными условиями договора транспортной экспедиции согласно п. 3 ст. 9 Закона Украины о транспортно-экспедиционной деятельности являются:

  • данные о сторонах договора (для юридических лиц - резидентов Украины: название, местонахождение и идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины; для юридических лиц - нерезидентов Украины: название, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо; для физических лиц - граждан Украины: фамилия, имя, отчество, местожительство и индивидуальный идентификационный номер в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и иных обязательных платежей; для физических лиц - иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), местожительство за пределами Украины;

  • вид услуг экспедитора;

  • вид и наименование груза;

  • права, обязанности сторон;

  • ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда вследствие действия непреодолимой силы;

  • размер платы экспедитору;

  • порядок расчетов;

  • пункты отправления и назначения груза;

  • порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта;

  • срок выполнения договора;

  • все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение»[12].

Приведенные отличия в национальных законодательствах различных суверенных, но объективно экономически сотрудничающих государствах лишний раз подчеркивают необходимость их сближения, либо как минимум выработки одинакового подхода к этой проблеме. Ведь правовые последствия для хозяйственного договора при отсутствии согласия его сторон по существенным условиям в Беларуси, России и Украине одинаковы (договор считается незаключенным).

 



[1] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. №218-3 // «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», 05.03.1999, №7-9, ст. 101.

[2] Егиазаров В.А.Транспортное право. ЗАО «Юстицинформ», 2007.

[3] Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.06.2006, №93, 2/1221.

[4] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 №1766 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2007, №6, 5/24472.

 

[5] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. №218-3 // «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», 05.03.1999, №7-9, ст. 101.

[6] Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 №140-З (ред. от 20.07.2006) «Об основах транспортной деятельности», Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.08.2006 №122, 2/1259.

[7] Консультант-Плюс за 2003 г.

[8] Консультант-Плюс за 2006 г. Решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 24.07.2006 (дело №533/48-05).

[9] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М.: Статут, 2003. С. 657.

[10] Морозова Н.В. Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции. Транспортное право, 2004, №4.

[11] Нестерчук Ю. Договор транспортной экспедиции. ЭЖ-Юрист, 2006, №14.

[12] Комментарий к Гражданскому кодексу Украины. Том II /Под ред. разработчиков проекта ГК А. Довгерта, Н. Кузнецовой, А. Подопригоры и др. - Х.: ООО «Одиссей», 2005.С. 688.