Людмила ДРИНЯЕВА

«…Наши усилия направлены на то, чтобы помнить о православном исповедании отцов, о духовной силе предков, о подвигах веры наших святых учителей  наставников, ибо лишь в своих христианских истоках наши народы могут обрести способность жить в мире, задыхающемся от беспамятства и безверия».

Высокопреосвященнейший Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

 

Православное почитание святых угодников Божьих вытекает из убеждения, что все мы, живые и мертвые, составляем единую Божью семью. Церковь - это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир и построенное на принципе любви, в которой каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей. Святые - это люди, при своей жизни более других проявляющие любовь к ближним.

Семантика слова, обозначающего библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный» или в переносном значении - «избранный»: «вы род избранный, люди взятые в удел» (1Пет. 2:9). В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, отделенные от мира, непорочные.

Святые - это люди, глубоко ощутившие, что никакое добро невозможно совершить без Бога. Это люди, увидевшие замысел Божий о себе и воплотившие его в собственной жизни. Святые искореняли в своих душах все злое даже на уровне мыслей и чувств. В этом их отличие от обыкновенных героических личностей. Герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя. И если Петр I сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя.

Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: о любви к Богу и о любви к ближнему. При этом Христос научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без той или иной степени самоотречения и требует подвига.

Подвиги святых различаются между собой. В зависимости от этих подвигов среди сонма святых выделяют равноапостольных; мучеников и страстотерпцев; святителей; преподобных; благоверных; праведных - святых людей разных званий, проявивших любовь христианскую и прославившихся добродетельной жизнью в миру.

Люди, исходя из положений будничной земной жизни часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ними. Чтобы явить благодать праведника, Господь одаряет своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями, которые могут быть явлены после кончины подвижника. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека не для тления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2:23). Мощами называются не подвергшиеся тлению тела умерших святых, прославившихся чудотворениями. Значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания.

30 апреля 1998 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви к лику местночтимых Святых причислен протоиерей Иоанн Гашкевич (Кормянский). При жизни его отличала духовная любовь и высокий нравственный авторитет. Он стяжал в себе мирный дух Христов, и потянулся к нему простой люд, находя у Праведника мир, успокоение своим мятущимся сердцам и чудесные исцеления.

Будущий угодник Божий родился в семье священника в 1837 г. и был крещен в честь апостола любви Иоанна Богослова. Уже с четырех лет будущий праведник помогал своему отцу по храму и молился. В служении своего отца он видел и свое призвание. В 1859 г., по окончании Могилевской духовной семинарии, его направляют законоучителем в деревню Огородня, а 24 февраля 1862 г. совершается хиротония Иоанна Гашкевича во иерея к Свято-Рождество-Богородичной церкви деревни Шерстин Рогачевского уезда. В молитвах и пастырской деятельности проходили годы служения иерея Иоанна Гашкевича. После 1876г. отец Иоанн переводится в храм Перенесения мощей святителя Николая деревни Огородня Гомельского района, где Господь в полной мере раскрывает его духовные силы. Храм становится для него местом молитвенного подвига. В новом приходе батюшка прилагал много сил для благоустройства храма и церковных строений. Своей же собственности он никогда не имел. До конца дней жил скромно в старенькой хатке, крытой соломой.

Чтобы насладиться в храме явной благодатью, к благодатному батюшке на богослужения стали приходить люди из ближних деревень. Многим батюшка помогал советом, молитвой и делом, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». До самой кончины отец Иоанн неизменно помогал вдовам и сиротам. Вдове, у которой погиб муж в Первую мировую войну и осталось пять сирот, батюшка отдал свою корову. Второй бедной вдове Марье он сказал: «Бог благословит, бери дрова, грей печку деткам, чтобы не замерзли». А в деревне зимой дрова - это жизнь!

Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. В 1893 г. он был назначен духовным следователем в Благочинии и избран членом Благочиннического совета. Затем возведен в сан протоиерея, награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, орденом Святой Анны III степени, орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 1912 г. отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет).

За ревностное исполнение пастырских обязанностей, любовь к людям, кротость, смирение, молитвенный подвиг простой сельский многодетный батюшка получил от Духа Святого дары исцелений, чудотворений и прозорливости. Однажды при служении в храме батюшка увидел над престолом большой крест. Своему сыну священнику Иоанну он сказал: «К тебе в храм придет Матерь Божия, после Ее посещения храм опустеет». И это произошло в 30-е гг. ХХ в., через 20 лет после смерти батюшки. Многие помнят, как зашла  в храм Женщина, одетая необычно для наших мест, и подошла к Чаше без исповеди. Все стояли как завороженные, некоторые видели возле Женщины юношей в белых одеждах. Священник вспомнил слова отца, забрал из храма антиминс (священный плат, на котором совершается Литургия), а вскоре храм закрыли и отца Иоанна-младшего отправили в ссылку.

Земная жизнь отца Иоанна Гашкевича окончилась осенью 1917 г. В день кончины батюшки был ясный погожий день по его предсказанию. На третий день после кончины при стечении духовенства округи и множества народа протоиерей Иоанн был погребен с правой стороны алтаря у Церкви, где совершалось его служение.

В 50-х гг. ХХ в. храм был сожжен, а на его месте и могил были устроены футбольное поле и танцевальная площадка.

Но остались в сердцах жителей Добрушской земли воспоминания и любовь к своему пастырю. Эта живая память о нем подвигла настоятеля кормянской Свято-Покровской церкви иеромонаха Стефана (Нещерета) (ныне епископа Туровского и Мозырского) начать поиски места захоронения батюшки. В 1991 г. чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Гашкевича и благоговейно перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Корма Добрушского района Гомельской области. Специально созданная комиссия засвидетельствовала нетление мощей праведного угодника Божия.

В дни первого в истории Русской Православной Церкви визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Беларусь мощи стали источать благоухание.

От святых мощей святого праведного Иоанна Кормянского совершается множество чудесных исцелений. Помогает праведный в таких актуальных для нашего времени недугах души, как пьянство, курение и наркомания.

8 августа 2000 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено: Учредить при Свято-Покровском приходе Женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.

Нам, живущим в стремительном ритме житейской суеты, жизненно необходимы мужество, доброта, терпение и духовная чистота, которым мы можем научиться у праведников, и тогда жизнь наша будет преображена сиянием Святых Божиих.

Молитвами праведного Иоанна Кормянского все с верою приходящие к его святым мощам получают благодатную помощь, укрепление в православной вере и исцеление от различных недугов, душевных и телесных.