Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Мы привыкли, что благословение люди получают в храме. А тут ко мне на улице, радостно улыбаясь, подошел незнакомый мужчина: «Благословите, батюшка». Увидев это, и другие прохожие, быть может, впервые просили священника: «Перекрестите и нас». Я радовался тому, что добрый пример может иметь такой отклик в человеческих душах.

Православный народ всегда отличался набожностью, любовью и уважением к священному сану. В недрах народного сознания родилось теплое обращение к священнику - «батюшка». В этом слове слышатся и простота, и искренность, и доверие одновременно. Священник неразрывно связан со своей паствой, он призван «душу положить» за нее. И поэтому его труд никогда не назывался работой. Это - служение Богу и людям, образ жизни.

В наше время, как правило, люди приходят в храм с душевной болью, с проблемами, ищут здесь утешения. Чтобы не оттолкнуть, понять, помочь, священник должен быть любящим отцом, мудрым педагогом и чутким психологом. От него ожидают и сострадания, и любви, как от Самого Бога и Спасителя. «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), - слова Священного Писания, обращенные к каждому пастырю.

Если бы не Божья помощь и благодать, содействующая священнику и укрепляющая его, то все людские страдания, с которыми он сталкивается, вместить в свое сердце было бы невозможно. Святой преподобный Силуан Афонский говорил, что священники «носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спаслись в смирении».

Исходя из образа жизни и семейного статуса священники делятся на черное и белое духовенство, т.е. монахов и имеющих семью. Семья не является препятствием для священнического служения. Она, напротив, поддержка для пастыря, его «тыл» и «крепость». Монашество же - путь для совершенных, путь высочайший и дивный. Как правило, лучшие и усердные из монахов, пройдя школу послушания и смирения, становятся «старцами», людьми, которым Бог дает дар мудрости и прозорливости.

Священник - это пастырь и духовный отец. Вся человеческая жизнь проходит перед его взором. Советы, которые он дает людям, - это не заученные цитаты из книг, а живое слово, подкрепленное опытом. Он призван радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим.12:15).

Священники-монахи называются архимандритами, игуменами и иеромонахами. Архимандрит (буквально - «начальник пещер») - настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен (буквально - «ведущий») - настоятель монастыря или храма. Иеромонах - монах-священнослужитель. Женатые священники делятся на протоиереев и иереев.

В разговорной речи к священнику обращаются словом «отец», прибавляя при этом его имя. Например, отец Амвросий. Можно использовать и обращение «батюшка», тогда произносить имя не нужно. Считая, что святость познается по кончине человека, мы не применяем католического обращения «святой отец».

В официальной речи к архимандритам, игуменам и протоиереям принято обращаться: «Ваше Высокопреподобие», к иеромонахам и иереям - «Ваше Преподобие». Эти возвышенные слова относятся не к человеку лично, а к священному сану.

Протестанты и сектанты, не имеющие священства, упрекают нас в мнимом нарушении слов Христа: «отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на Небесах» (Мф.23:9). Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Здесь «не называйте» значит «не обоготворяйте», «не поклоняйтесь», «не раболепствуйте». Иначе фраза Христа превращается в бессмыслицу.

Еще на заре христианства святой евангелист Иоанн Богослов в своих посланиях (которые входят в состав Нового Завета) обращался с приветствием «дети». Очевидно, и ответное обращение было «отче». Даже самый убежденный сектант называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка или дочь зовет его папой. Ведь подобает почитать тех, через кого мы получаем дар жизни.

В книге «Домостой» (XVII в.), по которой жили наши предки, читаем такие советы: «Всегда приходи к священникам, проси у них благословения и духовного наставления. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном. А если что повелят священники, то все исполни, каясь в грехах, ибо они слуги и молельщики у Небесного Царя. Дано им от Господа дерзновение просить о полезном и добром для душ и для тел наших, и о прошении грехов, и о жизни вечной».