№3 (105) - Март 2008

 

 Тема номера:

ЭКОЛОГИЧНАЯ ЭКОНОМИКА

В конце прошлого века белорусская промышленность пережила конверсию не только предприятий ВПК, но и производств, связанных с атомной энергетикой. Однако получившие отставку ученые не стали спешно осваивать выпуск кастрюль и торшеров, а выбрали тематику, более-менее соответствующую их интеллектуальныv и технологическим возможностям. Так в стране появились собственные емкости высокого давления, специальные насосы, уникальное оборудование для пищевой промышленности, установки для производств экологического топлива, диспергаторы, бисерные мельницы и многие другие виды сложнотехнической продукции из нержавеющей стали. Большинство таких изделий и сегодня помечено маркой конструкторско-производственного республиканского унитарного предприятия «ОКБ Академическое».

 

Шов под тотальным контролем

Упоминание о нержавеющих и других специальных видах металлов в отношении РУП «ОКБ Академическое» имеет принципиальное значение, отмечает директор П. НАГУЛА. Именно такие стали используются в ядерной энергетике, поэтому для работы с ними в Специальном конструкторском бюро с опытным производством Института ядерной энергетики АН БССР, на базе которого создано ОКБ, имелись высококвалифицированные специалисты и первоклассное оборудование.

Сегодня в республике нет другого предприятия, которое бы располагало таким же набором сварочного оборудования, как «ОКБ Академическое». Здесь представлены все известные виды сварок. В частности, действует единственный в республике сварочный автомат под флюсом, позволяющий изготавливать сосуды 1-4-й категорий. Для такой работы требуется специальная лицензия Проматомнадзора, выдано их всего несколько, а сосуды 1-й категории, используемые, например, в газовых АЗС, изготавливаются лишь в «Академическом».

И дело не только в эффективном оборудовании, не менее важны уникальные для республики возможности контроля за качеством сварки, чем на предприятии занимаются собственные лаборатории неразрушающего и разрушающего контроля. Здесь могут выполнить рентгеноскопию сварного шва, ультразвуковой контроль (УЗК), цветную дефектоскопию и т.д. Услуги по любым видам контроля оказываются и сторонним организациям. О том, насколько они актуальны не только для производителей, но и для покупателей, говорит дело, расследуемое сейчас Республиканской прокуратурой. Суть его такова. Одной из организаций в страну было импортировано большое число газовых автозаправочных станций, однако вскоре возникли сомнения в их безопасности. РУП «ОКБ Академическое» поручили экспертизу сварных швов сосудов для хранения газа. «Только в металлолом», - вынесли вердикт его специалисты. А если бы импортер провел экспертизу до заключения сделки, ему удалось бы избежать и значительных финансовых потерь, и вмешательства правоохранительных органов.

Всего на предприятии действует 3 аккредитованные лаборатории. Помимо качества сварки они осуществляют входной контроль физико-химических свойств металла и сплавов, а также контроль и аттестацию всех видов измерительного инструмента с точностью до 0,1 мк. «Основное оборудование у нас работает с советских времен, но, в частности, для испытания свойств металла ничего лучшего не создано. Самое же главное - исследования проводят специалисты высшей компетентности, не допускающие в работе даже малейших ошибок», - рассказывает П. Нагула.

 

Копия лучше оригинала

Первые рыночные шаги «ОКБ Академическое» были связаны, однако, не с производством высококачественных сосудов. Эту продукцию только что созданному предприятию еще предстояло освоить, для чего требовались немалые средства. Зато насосы, используемые в ядерной энергетике, могли быть без проблем адаптированы к потребностям любых производств. К слову, именно по этой тематике применительно к атомным реакторам П. Нагула защитил кандидатскую диссертацию. Став директором ОКБ, он в поисках заказов приехал на БМЗ. Металлурги предложили освоить выпуск насосов, способных заменить использовавшиеся на заводе итальянские изделия, и даже выделили под проект необходимые средства. Так предприятие получило стартовый капитал, который отработало сполна - «копия» оказалась значительно надежнее и эффективней «оригинала».

Насосы из нержавеющей стали, способные обеспечивать давление 50 и более атмосфер, и сегодня остаются фирменной продукцией «ОКБ Академическое». Их широко применяют в пищевой промышленности, при производстве спиртов, а также перекачке химически активных веществ, к примеру, аммиака и бензина.

От изделий из нержавеющей стали и насосов ОКБ оставался один шаг до выпуска комплектного оборудования для пищевой промышленности. В цеху нам показали пока единственный в республике автомат для приготовления овощных нектаров. Благодаря тому что овощи не пастеризуются, как обычно, а охлаждаются, в них сохраняются все полезные вещества.

Главный узел в такой установке - диспергатор собственной разработки ОКБ. Наладив производство диспергаторов, а также бисерных мельниц (на все имеются патенты), предприятие получило возможность предлагать широчайший спектр изделий: начиная от оборудования для научных физико-химических исследований (приготовление суспензий) и заканчивая линиями по выпуску майонезов и паст, красок для заправки баллончиков с распылителями, установок, производящих биотопливо, смешивающих мазут с водой и многих других аппаратов, которые основаны на эффекте диспергирования.

В ядерной энергетике берет свое начало еще одно важное направление нынешней деятельности ОКБ - выпуск уплотнений для всех видов техники высокого давления. Одна деталь, характеризующая уровень данного производства: плоскость уплотнителя должна быть идеально ровной, поэтому контроль за ней осуществляется по интерференции света.

Особая тема для предприятия - изготовление криогенных емкостей, чем занимается белорусско-итальянское СП. Эту продукцию приобретают белорусские предприятия, Минздрав, недавно пошли заказы из РФ. Российских коммерсантов привлекла сравнительно невысокая цена, кроме того, оказалось, что белорусские изделия имеют более удобную конструкцию, а их качество не вызывает никаких нареканий.

 

Зарубежный интерес

По словам П. Нагулы, «ОКБ Академическое» сформировалось в самодостаточное конструкторско-производственное предприятие, способное выполнить любой профильный для него заказ «под ключ».

- Заказчик приходит к нам со своей идеей, зачастую даже не вполне оформившейся, - продолжает Петр Константинович. - Мы помогаем ему эту идею четко осознать и сформулировать, конструкторский отдел разрабатывает проект, тут же пишется технология, одновременно закупаются необходимое комплектующее и материалы; затем изготовление, контроль - и заказчик всегда в оговоренные сроки получает готовое изделие.

За время существования предприятия по такой схеме реализованы сотни проектов. Простой их перечень служит иллюстрацией того, какие современные производства в нашей стране функционируют и развиваются, а где наблюдается застой. Многое делается для пищевой промышленности, все ее заказы ОКБ не успевает выполнять, от некоторых приходится отказываться. Активный спрос существует на установки для смешивания мазута с водой - их белорусским предприятиям реализовано около десятка. Однако в целом о востребованности энергосберегающего оборудования говорить пока рано.

Большинство таких контрактов выполняется в интересах зарубежных партнеров. Недавно, например, ОКБ по заказу китайской фирмы изготовило 2 установки для переработки шин мощностью 80 т резины в сутки каждая. Китайцы заплатили хорошую цену и были очень довольны предложенной конструкцией (разработка ОКБ) и тем, как был выполнен заказ. Однако повторить его не захотели. Зная о поразительных успехах инженеров КНР в копировании чужих научных достижений, можно не сомневаться, зачем им понадобились белорусские изделия оригинальной конструкции. Но если в Китае нашу передовую технику старательно «клонируют», то в Беларуси к ней чаще всего никто не проявляет интереса. Впрочем, П. Нагула надеется, что это лишь временная ситуация.

Спектр уже готовых разработок в сфере энергосберегающей техники у «ОКБ Академическое» достаточно широк. В эти дни для российской компании заканчивают изготавливать установки по выпуску биотоплива на основе диспергатора. Все оборудование смонтировано в изолированном контейнере, который можно легко транспортировать. Цена изделия - 120 млн. бел. руб. Российские заказчики считают, что при существующих темпах роста цен на бензин эти затраты окупятся в течение нескольких лет. В Беларуси, желающих реализовать уже готовый проект, пока не находится.

 

Издержки «съедают» доходы

Обычную для отечественных предприятий формулу успешного экспорта «высокое качество при щадящей цене» в «ОКБ Академическое» не применяют. Ценник здесь примерно соответствует европейскому.

- Процентов 5-10 для привлечения потребителей мы уступить готовы, - рассуждает П. Нагула. - Но не больше. Зачем? Белорусские потребители сэкономят на транспортных расходах, таможенном оформлении. Зарубежные получат технику, по качественным характеристикам ни в чем не уступающую западной, но все же несколько более дешевую.

Казалось бы, при столь удачном использовании рыночной конъюнктуры финансовое положение предприятия должно быть просто блестящим, ведь дорогими заказами оно обеспечено на несколько месяцев вперед. Проблема в том, что высокие доходы - за 2007 г. на уровне 0,5 млрд. руб. - в последнее время буквально съедаются издержками производства.

Предприятие оснащено качественной техникой, но ее возраст достигает 25 - 30 лет. О степени амортизации основных фондов можно судить по тому, что на балансе предприятия их числится менее чем на 500 млн. руб.

Поддержание в рабочем состоянии старого оборудования с каждым годом обходится все дороже. Значительные средства требуются не только на ремонт. Поломка станка вызывает сбой в графике выполнения заказов. Чтобы наверстать упущенное время, приходится организовывать сверхурочную работу, расценки на которую в 2-3 раза выше.

 

Незамеченная точка роста

Время «ч», когда эксплуатация основной массы станков и другого оборудования станет экономически невыгодной, стремительно приближается. По оценкам специалистов предприятия, запаса прочности осталось на несколько лет. Аккумулировать средства, необходимые для реконструкции, за счет собственной прибыли ОКБ не в состоянии. Банковские кредиты все еще слишком дороги.

- С учетом быстро возрастающих издержек даже при нашей сравнительно высокой рентабельности 20-25% нереально за 5 лет заработать и вернуть банку фактически двойную сумму заемных средств», - поясняет П. Нагула. - Стороннего инвестора на государственное, тем более конверсионное предприятие тоже не пригласишь. Остается надеяться только на поддержку государства.

Как известно, сегодня экономическая политика правительства республики нацелена на выявление и поддержку в народном хозяйстве страны «точек роста». Однако под таковыми понимаются, как правило, совершенно новые производства. Традиционно поддержку государства получают также «гиганты индустрии», выполняющие, кроме экономической, еще и важную социальную функцию.

Ни одному из этих критериев «ОКБ Академическое» не соответствует, а потому на получение от государства даже возвратных, но недорогих средств рассчитывать вроде бы не может. У П. Нагулы только один аргумент, почему такую поддержку предприятию все же разумно было бы предоставить: экспериментальное наукоемкое производство оказывает существенное влияние на уровень развития ряда важнейших для республики отраслей промышленности. Если оно деградирует, уникальную технику придется приобретать за рубежом, будут утрачены и ценные конструкторские разработки. Все это атомщики уже проходили, в том числе после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Чтобы не наступать в очередной раз на те же грабли, есть повод вспомнить о том, как отразились те события на ядерной энергетике Беларуси.

 

Вторичные последствия Чернобыля

Атомная электростанция, решение о строительстве которой принято в прошлом году, будет в Беларуси не первой. Двадцать лет назад в Институте ядерной энергетики уже действовала и давала электроэнергию передвижная АЭС. Причем ее создателями были белорусские ученые и инженеры.

Помимо СССР над тематикой передвижных атомных электростанций в то время работали ядерщики еще только двух стран: США и Канады. Но советским ученым удалось то, что оказалось не под силу конкурентам. В их реакторе использовалась четырехокись азота (один из окислителей ракетного топлива) - исключительно эффективный теплоноситель. По сути в ядерной энергетике был совершен мощный технологический прорыв, позволивший создать действительно эффективную и компактную установку. Станция с выходной мощностью до 1 МВт монтировалась на 3-4 тягачах Минского автозавода. Ее можно было направить в любой район и через сутки в абсолютно автономном режиме она начинала вырабатывать электроэнергию. Проект был успешно реализован, первый опытно-промышленный образец уже давал электроэнергию. Инновационная техника могла сыграть колоссальную роль в освоении районов Дальнего Севера и Сибири, укреплении обороноспособности страны.

Но грянул развал СССР, Беларусь стала независимой и могла теперь судьбу своих ядерных проектов определять самостоятельно. После аварии на Чернобыльской станции отношение к ним было, мягко говоря, настороженным. Несмотря на то что российские военные даже из своего значительно оскудевшего бюджета готовы были оплачивать изготовление передвижных АЭС - так нужна была им эта техника - тогдашний Председатель Верховного Совета РБ Станислав Шушкевич принял сугубо политическое и, как считает П. Нагула, во многом популистское решение о том, что на белорусской территории больше никогда не будет ядерных объектов.

Исследовательский реактор института и уже готовая передвижная АЭС были уничтожены. Тогда же закрыли все ядерные исследования, уникальное оборудование лабораторий постигла та же судьба, что и реактор.

 

«Гиацинт» расцвел неожиданно

Тем не менее, казалось бы полностью растерянный потенциал ядерных исследований спустя несколько лет оказался вновь востребованным и даже принес неожиданные плоды. Рассказывает П. Нагула:

- Идея о безальтернативности для Беларуси ядерной энергетики у руководства страны возникла, видимо, уже давно. Один из первых шагов в реализации проекта создания отечественной АЭС был сделан в самом конце прошлого века, когда Институт ядерной энергетики и наше предприятие получили государственное задание спроектировать и изготовить критические стенды - сложнейшие комплексы, с помощью которых можно полностью эмитировать все процессы, включая набор критической массы, управление реактором на любых режимах работы и т.д. Такая техника необходима для глубокого исследования происходящих на АЭС процессов, используется она и как тренажер для подготовки персонала станции.

В первый момент задание показалось невыполнимым. Материальная база ядерных исследований как у нас, так и в России потеряна. Негде достать приборы, кабель, металл необходимого качества - при отсутствии спроса их выпуск был прекращен. Но главное - кадры. Ведь физиков-ядерщиков в республике никто не готовит. Возникали сложности и с финансированием проекта. Временами оно прекращалось - видимо, в руководстве страны не было единого мнения по вопросу строительства АЭС. В результате из 8 лет работы над проектом 2 года были потеряны на ожидание.

Тем не менее нам удалось собрать «старую гвардию» и мы эти стенды, получившие название «Гиацинт», спроетировали и изготовили. Не скрою, когда государственная комиссия подписала акт приемки, я испытал настоящее счастье. Даже наши коллеги в Москве не верили, что мы сможем это сделать. А мы смогли! Более того, белорусские ученые и инженеры учли опыт эксплуатации аналогичных систем в России, устранили все недостатки, внесли серьезные коррективы и создали стенды, которые по всем параметрам значительно превосходят своих «предшественников».

Из России уже поступают заказы о совместном использовании «Гиацинта» для проведения ядерных исследований».

 

Меняем реактор на кастрюлю?

Тем более непонятна ситуация, когда предприятие, имеющее такой колоссальный научно-конструкторский потенциал, не попадает в число «точек роста» отечественной экономики и может в течение нескольких лет полностью утратить возможность выпускать наукоемкую продукцию.

Во время знаменитого спора «физиков с лириками» кто-то из его участников сравнил ядерный реактор с кастрюлей. Возможно, какое-то отдаленное сходство между ними действительно есть. Но это не значит, что для страны одинаково престижно обладать высокими технологиями и «штамповать» ширпотреб.

 

РУП «ОКБ Академическое»

220109, г. Минск, ул. Академика А.К. Красина, 99, корп. 82

Тел.: (017) 299-44-32

okb-acad@yandex.ru

Маркетинг и инновации должны стать философией повседневной деятельности руководителя каждого белорусского предприятия, если он хочет его сохранить сегодня и развивать в будущем. Почему именно они определяют в основном конкурентоспособность современных товаропроизводителей, их успех на рынке? Попробуем в этом разобраться и начнем с маркетинга.

 

Маркетинговая стратегия предприятия, ее составляющие

Сегодня не существует ее однозначного определения даже в учебниках по маркетингу. Наиболее часто она трактуется как единый комплекс задач: от анализа рынка и разработки продукта до конкретных технологий его продаж, решение которых приводит к достижению стратегической цели предприятия - закреплению за собой определенного сегмента рынка и возможностей по его расширению. Система маркетинга состоит из следующих подсистем; product (продукт), price (цена), promotion (продвижение), package (упаковка), place (место продаж), т.е. система 5p. Как видим, она охватывает все сферы деятельности предприятия, его внутренние и внешние коммуникации. Но главная цель деятельности этой системы - потребитель, его запросы. Как отметил гуру  маркетинга профессор Симагути в интервью российскому журналу « Эксперт»: «Маркетинг - не война с конкурентом, а любовь к потребителю, стремление удовлетворить его запросы». А теперь давайте посмотрим, можно ли использовать в практике белорусских предприятий в полной мере маркетинговые стратегии развития, основанные на любви к потребителю. Думаю, что у большинства директоров предприятий ответ будет однозначным - нельзя. Причин этого много. Рассмотрим главные из них по отношению к комплексу 5p. Первая и основная - большинство белорусских предприятий управляется чиновниками различных отраслевых министерств и ведомств, а не их формальными руководителями. Жесткое директивное планирование по всему спектру деятельности предприятия не допускает ни малейшей самостоятельности директора в решении ключевых вопросов. Зато ответственность за плановые показатели, спущенные, как правило, сверху - полная, по всей строгости. Выбор продукта (1p в системе маркетинга) для производства в этом случае предопределяется жестким требованием полной загрузки имеющихся мощностей и рабочих мест без учета их изношенности, возможностей амортизации и модернизации, обязательного роста объема продукции как в физическом, так и в стоимостном выражении. Как в этом случае можно убить двух зайцев: обеспечить рост валовых показателей и выпустить продукцию в соответствии с запросом потребителя? На практике директор отдает приоритет требованию своего работодателя - чиновника, что вполне логично, а не запросу эфемерного потребителя. Отсюда - рост складских запасов и, как следствие, иммобилизация оборотных средств, рост затрат и цен в связи с необходимостью брать очередной кредит под их недостаток. По данным официальной статистики, в 2007 г. более 50% белорусских предприятий работали в условиях хронического недостатка или полного отсутствия собственных оборотных средств, т.е. по рыночным меркам их можно считать убыточными. Итак, первый компонент системы маркетинга - продуктовая ориентация предприятия под спрос рынка у нас блокируется ориентацией на рост валовых показателей производства.

О втором компоненте комплекса маркетинга - 2p (цена) даже говорить неприлично. Предприятия цены реально не формируют, а лишь декларируют в установленном порядке. Единый порядок ценообразования по формуле «затраты плюс желаемое» является по сути политикой в области ценообразования, обязательной для всех, потому что способствует опять-таки росту валовых показателей (затрат), от которых по данной формуле согласно директивно установленному нормативу рентабельности устанавливается величина прибыли. Круг замкнулся. Предприятию в таких условиях тоже выгодно наращивать затраты, а не следовать практике ресурсосбережения. Попробуйте при забитых продукцией складах реализовать ее со скидкой или тем более организовать распродажу по цене ниже себестоимости, как это делают в определенной ситуации работающие по маркетинговым стратегиям российские или западные компании. Уже завтра у вас на пороге в лучшем случае будет стоять профильный специалист Комитета госконтроля, а чаще всего - прокурор с предписанием о проверке законности данной акции. Объяснить ему экономическую целесообразность возврата хотя бы части стоимости нереализованного продукта в производительный оборот еще никому не удавалось. По крайней мере, такие случаи мне неизвестны. Другими словами, свободное ценообразование с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры, как элемент рыночной стратегии предприятия, у нас блокируется в большинстве случаев действующей политикой затратного ценообразования.

Третий компонент комплекса маркетинга - 3p (продвижение продукта) в современных условиях решается предприятием самостоятельно на основе прямых хозяйственных связей или опосредованно, т.е. с помощью посредников, в зависимости от степени выгодности того или иного канала товародвижения. Теорией и практикой логистики, с помощью которой и осуществляется этот компонент системы маркетинга, давно доказано, когда и при каких условиях логистика закупок и сбыта эффективнее с участием посредника, чем на основе прямых связей. Но у нас, когда термин «посредник» ассоциируется со спекулянтом и рантье, даже говорить о позитивных отношениях с брокером, агентом, дистрибьютором или джоббером считается непозволительным. Если уж министр по налогам и сборам считает, что банки и страховые компании - типичные посредники и относительно мало участвуют в формировании доходной части бюджета, то что говорить о рядовых чиновниках на местах, которые наделены правом прямо или косвенно контролировать деятельность предприятия. Негативный фон, который сопровождает любую сделку купли-продажи госпредприятия с частным сектором, где в основном и работают эффективные посредники, в том числе и логистические компании, делает стадию продвижения товара своеобразным подвигом со стороны его директора, а не элементарным маркетинговым ходом.

Четвертый компонент системы маркетинга - 4p (упаковка) имеет такое же значение, как и все остальные, но в силу привычки белорусских товаропроизводителей к непритязательным запросам внутреннего потребителя, часто ими игнорируется даже при работе на экспорт. Особенно больно это бьет наших «пищевиков» и «легковиков», т.е. те отрасли, которые напрямую связаны с частным потребителем. Свое неумение работать с ним через рекламу, бренд, упаковку они оправдывают злонамеренным отношением к их товарам со стороны торговли. А поскольку она почти вся частная, то и выводы из собственного неумения и нежелания работать на конкретные потребности рынка делаются часто политэкономического характера, вроде особой выгодности импорта для торговли и отсутствия патриотического рвения продавать исключительно «беларускае». Такие горе-производители понимают маркетинг лишь как войну с конкурентом, а не любовь к потребителю, поэтому требуют от правительства бороться с импортом с помощью заградительных пошлин и политики импортозамещения. В результате добиваются обратного результата. В 2003-2007 гг. при активной борьбе с импортом и закачке огромных бюджетных средств на импортозамещение объем импорта вырос в 3,3 раза. Причем преимущественно по тем товарным группам, где имело место жесткое регулирование социально значимых цен, которые в итоге и оказывают самое существенное влияние на рост инфляции.

И, наконец, пятый компонент системы маркетинга - 5p (место продаж). Если бы у нас проводился профессиональный конкурс на лучшего специалиста по маркетингу, то я бы отдал пальму первенства президенту страны. Его информированности о ключевых экспортных рынках, их конъюнктуре, мотивации и т.д. можно только позавидовать. Следует, однако, иметь в виду, что у него имеется квалифицированный аппарат для сбора, исследований и анализа этих рынков (специалисты посольств и МИДа, Минэкономики и других ведомств). Для правильного выбора места продаж директору предприятия необходим такой же, но мини-аппарат, т.е. компетентная служба маркетинга, способная разработать и организовать реализацию маркетинговой стратегии. Но до тех пор, пока приоритетом для предприятия остается рост валовых показателей и загрузка имеющихся мощностей и рабочих мест, а не запросы конкретного рынка, маркетинг не будет востребован существующей системой директивной экономики.

 

Инновации - рыночный товар или объект государственного управления?

Сегодня только ленивый не говорит об инновационной экономике, инновационном образовании и даже инновационном менеджменте. Инновации стали таким же феноменом, как в недавние времена научно-технический прогресс, перестройка и ускорение. Но говорят и пишут об этом преимущественно в странах бывшего СССР. Нигде нет такого информационного шума, как в России и Беларуси. Причем все ссылаются на развитые страны, практику западного бизнеса, откуда и привлекаются примеры тех или иных инноваций. Однако прежде чем начать молиться на новое божество, давайте посмотрим в «святцы», что же таковым является. В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) «инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам». Если исходить из данного тезиса, то инновация - продукт, отвечающий выявленному или формирующемуся запросу рынка. Он имеет рыночную природу (спрос-предложение, цена), даже если это услуги социального характера (образование, здравоохранение, культура и т. д.). Другими словами, современная экономика рассматривает инновацию как новый товар на соответствующем рынке, появление которого востребовано потребителем в данный момент времени. Поэтому маркетинг как система рыночной жизнедеятельности, способная поддерживать ее на всех стадиях жизненного цикла предприятия, по определению ориентирована в своем развитии на инновации. Или совсем просто: инновации есть суть маркетинга. Отсюда и понимание стратегического управления предприятием через систему маркетинга с помощью инновационного, инвестиционного планирования на основе бизнес-планов. А поскольку инновации - товар, то вопрос его приобретения и использования в виде техники, технологий и других ресурсов производственного назначения решается через рыночные цены. То, что для белорусского предприятия является сегодня инновацией в области техники и технологии, реализуется на рынке японской фирмой по ценам промышленного сэконд-хэнда. Так, наш БелАЗ будет инновацией в горно-рудной отрасли Ирана или Венесуэлы, но таковой не является для соответствующих компаний Канады или США. Все в мире относительно. Безотносительна только победа в конкуренции за потребителя на рынке. Поэтому инновационная деятельность является для любой компании основополагающей и кричать об этом на весь мир не принято, так как потребитель о ее деятельности судит по качеству и цене продукта, а не по тому, какие технологии при этом используются.

Совсем другое понимание инноваций превалирует сегодня у нас. Чиновники воспринимают их не как новый продукт, а как объект государственного управления. Вот типичный пример из нашей действительности. Оказывается, «в Беларуси существует «провал» в законодательстве об инновационной деятельности». Об этом заявил на заседании секции «Молодежь и инновации» в рамках I съезда ученых Беларуси заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Игорь Войтов. По мнению чиновника, сегодня необходимо развивать национальную инновационную систему, а для этого нужно принять ряд законов. «Основополагающих, фундаментальных законов в инновационной деятельности у нас нет. Например, руководитель производства или руководитель вуза заинтересован в этом виде деятельности, но для него есть ограничения или рамки, которые не позволяют двигаться вперед», - сказал он. И.Войтов напомнил, что проект закона «О государственной поддержке инновационной деятельности» был уже разработан. Но, по словам зампредседателя ГКНТ, документ «был остановлен на уровне Администрации президента». Принято решение создать сначала общую структуру системы национальной инновационной деятельности. Сейчас она уже создана и утверждена главой государства. Типичный образец квазирыночного мышления. Вместо того, чтобы предложить снять «ограничения или рамки» и дать возможность предприятиям решать самостоятельно, что производить, с какими затратами, кому продавать и по каким ценам, предлагается очередной закон и соответствующая государственная политика по управлению процессом производства инноваций. По полному управленческому циклу, начиная с определения своего «градусника», т.е. того, что считать в Беларуси инновациями, затем нормирования затрат и результатов, планирования показателей по инновациям, организации их производства в контексте созданной специальной системы учета и контроля, мотивации и премирования. Уж такова природа директивной экономики. Да и результаты соответствующие. Так, по данным Минстата РБ (Статистический сборник за 2005 г.), доля инновационных товаров в промышленности Беларуси составляет 8%, в легкой промышленности - 1, удельный вес инновационных организаций -13%, доля патентных технологий-3,5%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой аналогичные показатели в десятки раз выше. К сожалению, прошлое ничему нас не учит. Помню, как разрабатывал и внедрял 20 лет назад планы по научно-техническому прогрессу в своем производственном объединении «Автокран». Но как был автокран «Ивановец», «Галичанин» интеллектуальным сэконд-хэндом, так им и остался до сих пор для внутреннего потребителя в СНГ. А японец «Като» уже тогда завоевал почти весь мировой рынок, да и сейчас не уступает позиций, потому что меняется не в соответствии с госпрограммами по внедрению инноваций, а потому что его производитель строго следует закону маркетинга: «производить только то, что необходимо потребителю». А его потребности, как известно, безграничны. Чтобы их удовлетворять и тем более предвосхищать, и существует инновационная деятельность любой компании, включающая в себя процессы стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, оформления новшеств, их внедрения (или превращения в инновации) и распространения в другие сферы.

Со дня провозглашения ориентации на инновационный курс развития прошло около 4 лет, а заметных подвижек в этом направлении пока не видно. Достижения в данной области не смогли нейтрализовать последствия «газовой атаки» на экономику страны. Здесь и отрицательное сальдо внешнеэкономического оборота на 2,7 млрд. долл., и повышение темпов инфляции, и существенное падение реальной рентабельности производства.

Перед страной в свете нарастающих конкурентных угроз с Юга, Запада и Востока встает гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». Достаточно сказать о нашем крупном инвесторе - Китае, на территории которого строится так называемая «вторая экономика США», сочетающая передовые технологии американских ТНК и дешевую китайскую рабочую силу. В результате создается производительный монстр, способный задушить любую экономику и которому могут противостоять только малолюдные и безлюдные технологии.

Подобный производительный колосс вырастает и на Юге в лице Индии, которая становится в один ряд с мощнейшими индустриальными странами мира. Конкуренция же со стороны развитых западно-европейских стран, несомненно, будет только усиливаться. Быстро нарастающей может оказаться и конкуренция со стороны нашего ближайшего соседа - братской России. Для этого имеются веские основания. Инновационный путь развития становится важнейшим направлением преобразования ее экономики. Но выход на эту траекторию развития может обернуться для нашей страны большой конкурентной угрозой, чреватой потерей многих сегментов российского рынка. Поэтому технологическая защита страны, вывод ее на мировой уровень конкурентоспособности становится первейшей задачей предстоящего этапа социально-экономического развития.

Переход на инновационный путь не должен ограничиваться простым декларированием вопроса. Необходимо сформировать и внедрить соответствующие организационно-экономические механизмы, выявить и устранить все то, что препятствует их нормальному функционированию. И здесь не обойтись без перестройки прежней и совершенствования действующей системы управления экономическими процессами.

От советского прошлого мы унаследовали командно-административную систему. Своими директивными приемами и прямым диктатом, подкрепляемым материальными стимулами, она формировала такую экономическую среду, где отсутствовала конкурентная борьба между производителями, предлагавшими свою продукцию потребителям, которая распределялась в плановом порядке по государственным ценам. Такая среда снижала потребность в повышении конкурентоспособности производства и вместе с тем спрос на инновационную продукцию. Система неконкурентного распределения этот спрос не инициировала.

Вместе с тем указанный спрос не генерировала и применявшаяся система оценки и стимулирования результатов производства, которая ориентировала производителей в основном на количественный экономический рост. Поэтому научно-технические новшества, определявшие качественную сторону экономического развития, оставались во многих случаях невостребованными.

Но при отсутствии спроса не реализуется и предложение, т.е. рынок инновационных продуктов не работает. Тем самым формируется ущербная экономика - без рынка инноваций, которая не в состоянии стать инновационной без дополнительных механизмов, инициирующих спрос и внедрение нововведений. Чтобы безногий инвалид смог побежать, ему нужны хорошие протезы.

Спрос на инновации генерирует система оценки и стимулирования предприятий по показателям, характеризующим качественный экономический рост, воплощаемый в экономическом эффекте, который приносят инновационные решения. Причем важнейшее значение имеет установление меры эффекта от внедрения инноваций, определяемой их эффективностью, т.е. отношением получаемого эффекта к затратам (инвестициям), направляемым на его достижение. Эта эффективность должна находиться в пределах величины, составляющей уровень ее общепризнанной (рыночной) меры достаточности, которая определяется нормативами эффективности.

К сожалению, переход к рыночной экономике в нашей стране не привел к формированию надлежащей системы оценочных параметров эффективности инвестиций. Отвергнуты применявшиеся ранее показатели эффективности, определяемые по национальному (валовому) доходу и вместе с тем их нормативные параметры, которые нуждались в корректировке с учетом достижения эффективности производства в развитых зарубежных странах.

Но главный недостаток рыночных преобразований в отечественной экономике заключается в том, что она оказалась запрограммированной на количественный рост. Результаты хозяйственной деятельности по-прежнему оцениваются по валообразующим показателям, хотя и в несколько измененном виде. Раньше они оценивались в основном по валовому выпуску продукции, в стоимостном выражении, теперь же - по добавленной стоимости (ВВП). «Вал» заменен «полувалом», который по своей экономической природе является также затратным показателем, деформирующим параметры эффективности инвестиций и вместе с тем замедляющим качественный рост экономики. «Полувал» как и ранее «вал» способен завалить всю экономику.

В результате доминирования «полувала» как оценочного критерия результатов производства не формируется надлежащий спрос на инновации и вместе с тем рынок инновационных продуктов. Но экономика без этого рынка не может стать в полной мере инновационной. А количественный экономический рост без изменения ее качественного состояния означает лишь отстающе-догоняющее развитие. Догоняющая экономика оказывается отстающей, причем ее отставание непрерывно нарастает.

Инновации предопределяют эффективность инвестиций, и абсолютная эффективность первых может оцениваться эффективностью вторых.

На этом построены методики расчета эффективности капитальных вложений и новой техники. Указанный показатель, как это было прежде, конструируется на основе народно-хозяйственного эффекта и вложенных для его получения капитальных затрат, или инвестиций. Что касается показателя народно-хозяйственного эффекта, то им может быть валовой (национальный) доход или приведенные к соответствующему значению добавленная стоимость и ВВП.

За норматив эффективности инвестиций можно принять как минимум величину эффективности инвестиций в развитых зарубежных странах. Подобный уровень эффективности ставит отечественную экономику в равное положение с экономикой развитых стран, делает ее конкурентоспособной на мировом рынке, хотя и не предоставляет конкурентных преимуществ, как это вытекает из распространенной трактовки понятия инновации. Для этого потребуется выходить на более высокий уровень эффективности инвестиций по сравнению с западной экономикой, что неизбежно становится задачей следующего этапа развития.

Решение задачи по выходу на требующийся норматив общей (народно-хозяйственной) эффективности инвестиций осложняется рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, в развитых зарубежных странах не применяется методика расчета общей эффективности инвестиций Е=Д/К. Там пользуются показателями коммерческой эффективности инвестиций Э=П/К, хотя и признается ограниченность этого метода оценки эффективности. Доход не равен прибыли, Д не равно П, и через одну прибыль не решаются задачи социально-экономического развития, обеспечиваемые доходом. Вместе с тем отсутствуют и нормативы общей эффективности, по которым можно было бы оценивать достижения отечественной экономики в данной области.

Во-вторых, отечественная система разработки прогнозов и программ социально-экономического развития без достаточных оснований, на наш взгляд, перестала пользоваться ранее применявшейся методикой расчета общей (абсолютной) эффективности капитальных вложений и перешла по примеру Запада, России и Украины на расчеты коммерческой эффективности проектных и инвестиционных решений.

Но такое решение для экономики переходного периода представляется преждевременным. Здесь отсутствует развитой рынок труда, определяющий общепризнанную меру оплаты труда наемных работников. У нас она в 8-10 раз ниже, чем в экономически развитых странах.

При этом, как показывает практика, в условиях слаборазвитых рыночных отношений автоматического повышения оплаты труда до мирового уровня не происходит. Поэтому в догоняющей экономике задачу по доведению заработной платы до мирового уровня надлежит решать государству.

Для этого недостаточно принять закон о минимальной заработной плате. Необходимо, чтобы экономическое развитие закладывало потенциал роста заработной платы, сближения ее с уровнем оплаты труда в развитых странах.

Таким образом, оценка инновационных решений должна вестись по нормативам общей эффективности инвестиций (Е), которая ставит необходимый заслон продвижению низкоэффективных предложений и позволяет осуществлять отбор инвестиционных проектов, формирующих инновационную экономику. Потребуется перестройка всей управленческой деятельности предприятий, переориентация ее на решение стратегических задач инновационного воспроизводства, создание необходимых для этого оргструктур, которые станут работать на экономику завтрашнего дня.

Мировой опыт свидетельствует о высокой стимулирующей роли высокой оплаты труда. Считается, что реальный рост заработной платы на 10-12% в год может обеспечить рост производительности труда на 7-9%. Отсюда формулируется принципиальное положение, что рыночная заработная плата - это не борьба с бедностью, а борьба за эффективность производства.[1]

Пока в системе государственного управления экономикой не функционируют рынки труда и нововведений, следует безотлагательно задействовать механизмы по исполнению функций, генерируемых названными рынками.

В качестве оценочного критерия получаемого эффекта может быть использован показатель добавленной стоимости и ВВП при условии, что они будут исчисляться не от общего объема производства товаров и услуг, а от объема их реализации. Тогда названные параметры кардинальным образом поменяют свою экономическую природу, утратив ее затратный характер. Оценка результатов производства по этим показателям будет означать по существу оценку их по эффекту (валовому и национальному доходу). Она будет основываться на учете реально получаемого конечного результата производства, который зависит от качественных характеристик, определяемых его эффективностью.

Такое положение генерирует у производителей спрос на инновационные решения, позволяющие повысить эффективность производства, и вместе с тем формировать рынок инновационных продуктов, инициируя отбор наиболее эффективных нововведений, появившихся на этом рынке. Спрос же, как известно, рождает предложение, а также конкурентную борьбу за его реализацию, и вместе с тем развитие указанного рыночного института.

Рынок труда, устанавливающий рыночную стоимость рабочей силы, имеет важное значение для генерации спроса на инновации. Повышение стоимости живого труда является непреложным условием определения рыночной меры эффективности инвестиций. Но уровень оплаты труда определяется рыночной востребованностью рабочей силы и, в конечном счете, конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Высокая эффективность производства создает необходимый потенциал роста заработной платы, на основе которого происходит формирование надлежащего рынка труда с непрерывно растущим уровнем оплаты труда. Следовательно, становление рынка труда, как и рынка нововведений, обусловливается одним и тем же фактором, а именно - эффективностью воспроизводства. И наоборот, эффективность воспроизводства, определяемая параметрами эффективности инвестиций, становится движущим фактором становления и развития рынка труда и рынка инноваций.

Формирование конкурентной инновационной среды и становление рынка труда и нововведений достигается путем перехода к новым методам макроуровневого управления, основывающимся на системе оценки и учета общей эффективности инвестиций. Названная система позволяет приступить к формированию инновационной конкурентной среды, рынков труда и нововведений, на которых зиждется инновационно ориентированная экономика.

Решение вышеназванных задач по формированию рыночных отношений в сфере воспроизводства основного капитала, которые являются неотъемлемой частью инновационно ориентированной политики, не следует перекладывать на микроуровневую систему управления производством, как это обычно предполагается многими экономистами-рыночниками. В этом случае процесс формирования инновационной конкурентной среды на макроуровне может затянуться; предприятия к этому не готовы; у них отсутствуют необходимые воспроизводственные структуры. К тому же отдельно взятое предприятие будет приспосабливаться к существующему положению и не станет формировать необходимую макроуровневую среду. Требовать от него иного бессмысленно. Но затяжной процесс в этом деле может обернуться вытеснением отечественных предприятий с рынков сбыта выпускаемой продукции более конкурентоспособными зарубежными производителями. Подтверждение тому - нарастание конкурентных угроз с Запада, Востока и Юга.

Выход на нормативы общей эффективности инвестиций совершается через целый комплекс показателей народно-хозяйственного значения: капитальные вложения, основные фонды, добавленная стоимость, ВВП, прибыль, рентабельность, заработная плата, производительность труда, которые обретают нормативный характер. Такой комплекс показателей создает объективную базу для научно обоснованного прогнозирования и программирования основных показателей социально-экономического развития на всех организационных уровнях управления: от предприятия до народного хозяйства в целом.



[1] Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030гг. Доклад Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. - Общество и экономика, 2007 г., №5-6.

Наращивание внешних заимствований опасно для белорусской экономики: для покрытия отрицательного сальдо и обслуживания долгов в перспективе может не хватить денег.

Двукратный рост цен на газ для Беларуси и принципиально новые условия поставок нефти в страну в 2007 г. хотя заметно и омрачили официальные прогнозы роста ВВП и инвестиций в народное хозяйство, тем не менее к коллапсу белорусскую экономику не привели.

 

Рост дорогой ценой

И все же следует признать: сохранить достаточно высокие темпы экономического роста белорусскому правительству удалось высокой ценой. Отрицательное внешнеторговое сальдо увеличилось до рекордного уровня - 2685,3 млн. долл. (прогноз на 2007 г. - положительное сальдо 500-600 млн.долл.). Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за 2007 г. снизилась до 13% (в 2006 г. она составляла 15,6%) рентабельность продаж упала до 9,4% (в 2006 г. - 11,2%). Увеличилась также инфляция - до 12,1%.

Несмотря на солидную господдержку, заметно ухудшилось в минувшем году и финансовое положение белорусских предприятий, в результате чего они увеличили объем внешних заимствований. На протяжении последних лет удельный вес объема государственной поддержки в Беларуси составляет 4-5% доходной части бюджета. В 2007 г. из республиканского бюджета реальный сектор экономики получил займы, ссуды на общую сумму 851,6 млрд. руб. и 43,3 млн. долл. В том числе предприятиям промышленности выделено 129,7 млрд. руб. и 17,7 млн. долл., АПК - 331,1 млрд. руб. и 25,6 млн. долл. Кроме того, облисполкомы получили 390 млрд. руб., другие организации - 0,8 млрд. руб.

При этом сумма просроченной ссудной задолженности по состоянию на 1 января 2008 г. составила 64,6 млрд. руб. (на начало 2007 г. она была вдвое ниже - 32,2 млрд. руб.) и 8,1 млн. долл. Очевидно, что в условиях нехватки внутренних ресурсов предприятия вынуждены были увеличить внешние заимствования. К примеру, только объем кредитов, выданных белорусскими банками под гарантии правительства, увеличился в течение минувшего года на 702 млрд. руб. и составил на 1 января 2008 г. 1,8 трлн. руб.

 

Ставка на создание СП и ИП

В этом году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2007 г. должен вырасти на 25% и достичь 34,5 трлн. руб. Основными источниками финансирования инвестиций в прошлом году по-прежнему оставались собственные средства организаций и средства консолидированного бюджета, составившие соответственно 41,5 и 25,7% общего объема инвестиций (в 2006 г. - 41,2 и 26%). При этом удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВВП по итогам 2007 г. составил 26,3% против 25,7% в 2006 г. В текущем году перед правительством поставлены весьма амбициозные задачи: прогноз роста экономики повышен с первоначальных 8-9 до 11%. Однако обеспечить такие высокие темпы за счет внутренних источников и внешних заимствований невозможно. Похоже, это в правительстве хорошо понимают.

«Выход видится в резком повышении притока иностранных инвестиций, прежде всего прямых», - заявил 13 февраля журналистам министр экономики Николай Зайченко. Всего в этом году запланировано привлечь 2,5 млрд. долл. инвестиций из иностранных источников. «Привлечение в 2008 г. в основной капитал 1,4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций - это сверхамбициозная задача», - подчеркнул Н. Зайченко.

Если правительству удастся выполнить эту задачу, то доля прямых иностранных инвестиций в общей структуре инвестиций возрастет с 2,4% (по итогам 2007 г.) до 10%. Как же правительство собирается выполнять свои инвестиционные планы? Задания уже расписаны: республиканские и подчиненные правительству органы должны привлечь 780 млн. долл. инвестиций, облисполкомы и Мингорисполком - 620 млн. Причем, как заявил Н. Зайченко, задание планируется выполнять в основном за счет создания совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, а также предприятий со 100%-ным иностранным капиталом.

 

Некуда деваться

Можно предположить, что заявление правительства о необходимости увеличить приток в страну прямых инвестиций во многом продиктовано внешними обстоятельствами.

Согласно официальным данным, внутренний государственный долг в 2007 г. увеличился на 965,9 млрд. руб. и составил на 1 января 2008 г. 6,1 трлн. руб. При этом в минувшем году выдержаны параметры его прироста, установленные Законом о бюджете на 2007 г. в пределах 3% ВВП. Напомним, что внешний государственный долг страны на 1 января 2008 г. достиг 2 336,7 млн. долл. при утвержденном лимите 4 млрд. долл. Он возрос по сравнению с началом 2007 г. на 1 498,8 млн. долл. - в 2,8 раза! Долг в том числе увеличился и за счет привлечения кредита российского правительства в размере 1,5 млрд. долл. (эквивалентно 3 229,5 млрд. руб.).

Между тем, обращают внимание эксперты, обслуживание совокупного внешнего долга Беларуси потребует уплаты не менее 700-800 млн. долл. в год, а это заметно больше, чем стоимость 12,5% акций «Белтрансгаза» (кстати, в текущем году «Газпром» уже перечислил эту сумму белорусской стороне). Отметим также, что, согласно данным платежного баланса, за три квартала 2007 г. отечественные предприятия и организации выплатили нерезидентам в виде процентов, дивидендов и прочих платежей 508,2 млн. долл. - это в 2,1 раза больше, чем год назад.

Получается, что ставка правительства на дальнейшее наращивание внешних заимствований несет в себе серьезную угрозу для отечественной экономики: может случиться, что для покрытия отрицательного сальдо и обслуживания долгов стране в перспективе просто не хватит денег.

Вот почему, считают эксперты, Беларусь должна сделать ставку на развитие собственного финансового рынка, а не на привлечение внешних заимствований. В обозримой перспективе заимствования уже не смогут перекрывать отрицательный торговый баланс, ибо в связи с ростом задолженности будут расти и суммы на его обслуживание.

 

Робкие шаги навстречу инвесторам

В развивающейся экономике рост инвестиций, как правило, в 2-3 раза превышает рост ВВП. В Беларуси же темп роста инвестиций не дотягивает до 20%, а должен составлять как минимум 30%.

«Большинство госпредприятий находятся на грани сохранения и использования своих производственных мощностей. Дальнейший их рост возможен либо за счет повышения цен (что вероятно, но обеспечит рост выручки на 5-15%), либо за счет расширения мощностей, эффект от которого можно ожидать через два года», - отмечает эксперт инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

По его словам, сейчас в производственном секторе Беларуси активного расширения и обновления не проводится из-за низкой инвестиционной активности. «Объем госинвестиций сокращается, преференции в условиях ограничений платежного баланса будут иссякать, собственные средства предприятий нигде в мире не являются достаточными для серьезного обновления, а банковские кредиты всю экономику страны вытащить однозначно не могут», - подчеркнул аналитик. Выход - привлекать в обновление экономики прямые зарубежные инвестиции.

В ноябре 2007 г. с инициативой улучшить инвестиционный бизнес-климат в стране для более активного притока иностранных и частных инвесторов выступил председатель правления Нацбанка Петр Прокопович. Правительство и Нацбанк разработали совместную программу по привлечению инвестиций, ряд мероприятий которой уже удалось реализовать.

В частности, в Беларуси принято госрешение о радикальных налоговых льготах и общесистемных преференциях для всех предприятий, создаваемых после 1 апреля 2008 г. в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек. Это предусмотрено Декретом Президента №1 от 28 января 2008 г. Льготные условия деятельности распространяются как на предприятия, созданные с иностранными инвестициями, так и без них.

В соответствии с документом предприятия и предприятия с иностранными инвестициями в малых населенных пунктах на 5 лет (с даты создания) освобождены от исчисления и уплаты налога на прибыль и сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей в случае реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета. Эти предприятия освобождаются также от ряда других налогов и сборов.

Подписан Указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности свободных экономических зон». Документ предоставил определенные гарантии для резидентов СЭЗ, усовершенствовал порядок регистрации резидентов СЭЗ, расширил полномочия администраций СЭЗ, установил льготные условия по арендной плате, а также более льготные условия налогообложения.

В этом году в Беларуси впервые сформирован перечень объектов, которые будут предложены для передачи в концессию. Он утвержден Указом №44, который А. Лукашенко подписал 28 января 2008 г. Пока инвесторам предлагается передать в концессию 4 объекта. Это месторождения гипса «Бриневское», железных руд «Околовское» и «Новоселковское», бентонитовых глин «Острожанское».

Отметим, что концессия - новый инвестиционный инструмент для Беларуси. Хотя Инвестиционным кодексом предусмотрена возможность передачи объектов в концессию, до сих пор эта норма в стране не работала. Госкомимуществу еще предстоит разработать условия сдачи объектов в концессию. Предполагается, что инвесторов для таких проектов будут привлекать на конкурсной основе.

Наконец, после многолетних колебаний белорусские власти все-таки решились отказаться от такого одиозного инструмента, как «золотая акция». Хотя государство использовало особое право только на 10 предприятиях, сама возможность введения «золотой акции» отпугивала от участия в белорусских проектах многих иностранных инвесторов. 

 

Приватизация на крайний случай

А вот ставку на приватизацию как инструмент привлечения прямых инвестиций в экономику страны правительство, судя по всему, в этом году не делает.  Впрочем, и в минувшем году оно придерживалось аналогичной политики.  В начале 2007 г. был составлен список ведущих отечественных предприятий для возможной продажи, куда вошли ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно» и др.

Однако список был составлен на самый крайний случай: если бы от правительства действительно потребовали обеспечить по итогам года, как поначалу планировалось, положительное сальдо торгового баланса в размере не менее 0,5 млрд. долл. Впрочем, эта задача позже не актуализировалась. И ни одно крупное госпредприятие, за исключением Гродненской табачной фабрики, в 2007 г. даже не было акционировано.

В 2007 г. белорусская приватизация отмечена двумя заметными сделками. Это продажа в одни руки кризисного предприятия ОАО «Мотовело» и продажа госдоли в компании Velcom. Госпакет акций «Мотовело» (99,7%) продан иностранному инвестору в лице австрийской компании ATEC Holding GmbH в рассрочку по номинальной стоимости примерно за 7,2 млн. долл. Госдоля в компании Velcom продана австрийской Mobilcom Austria за 556 млн. долл. путем двухступенчатой сделки, через кипрскую компанию. До недавнего времени власти не сообщали о сумме сделки.

Надо полагать, что к продаже госдоли в сотовой компании белорусские власти прибегли в критической ситуации - когда срочно понадобились деньги на оплату накопленного долга за поставки российского газа, а получить ожидаемый российский кредит к этому времени не удалось.

От продажи государственных пакетов акций Беларусь получила в 2007 г. 1,2 млрд. долл. и более 7 млрд. бел. руб. Поступления в бюджет-2007 от использования и реализации государственного имущества составили почти 650 млрд. бел. руб., что превысило плановый показатель на 17,4% - это на 30% больше, чем в 2006 г.

В 2008 г. политика приватизации в Беларуси принципиально не изменится. Хотя списки претендентов на акционирование в текущем году пока не сформированы, уже известно, что ни одно крупное предприятие в него не попало.

Но это не означает, что правительство не прорабатывает возможные варианты приватизации крупных предприятий. В частности, обсуждается возможность приватизации Минского автозавода, интерес к которому проявляют российские компании - группа «ГАЗ» и КамАЗ, а также ОАО «Азот», «Гомельский химический завод», «Полимир». Однако окончательное решение по этим сделкам будет принимать глава государства, и неочевидно, что оно будет принято в скором времени.

В логистике широко применяется правило «80-20». Его адаптация к закупочной логистике может быть проведена на основе анализа ABC и XYZ. Целью такого анализа является классификация товарно-матери­альных ценностей (в дальнейшем - ТМЦ) по значимости в зависи­мости от стоимости потребления за исследуемый период (анализ ABC) и по регулярности потребления (анализ XYZ). Это позволяет определить оптимальную систему планирования ресурсов, минимизировать издержки на содержание запасов и вы­брать рациональные схемы их контроля.

 

В закупочной логистике наиболее сущес­твенными факторами, предопределя­ющими выбор той или иной системы планирования ресурсов или метода расче­та потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потреб­ления. В связи с этим материальные ресур­сы можно классифицировать по критериям, которые учитывают перечисленные факто­ры: достаточно осуществить группировку материалов по признакам ABC и XYZ.

Основным признаком деления матери­алов на группы ABC является доля в сто­имости объема потребления и доля в об­щем количестве, а на группы XYZ - регу­лярность потребления.

Все материалы, входящие в группу А, должны занимать до 80% стоимости объ­ема потребления. Эти материалы исполь­зуются в основном производстве, являют­ся определяющими для выпускаемой про­дукции, но характеризуются различной регулярностью потребления. При этом их доля в общем количестве материалов должна составлять 20%.

ТМЦ в группах В и С имеют более низ­кую долю в стоимости материальных ре­сурсов (группа В -15%, группа С - 5%), но более высокую долю наименований ассор­тимента (группа В - 30% , группа С - 50%).

Во всех трех группах могут присутство­вать:

     регулярно потребляемые материалы;

     материалы с колеблющимся объемом потребления;

     материалы нерегулярного потребления.

Поэтому все материалы групп А, В и С могут быть разбиты на 3 группы: X - с высокой регулярностью потребле­ния и хорошей предсказуемостью пот­ребности;

Y - со средней регулярнос­тью потребления и сред­ней предсказуемостью потребности;

Z - с низкой регулярностью потребления и низкой предсказуемостью пот­ребности.

Группа А является продуктообразующей для предпри­ятия и требует самого при­стального внимания при пла­нировании. Поэтому важно выявить эти особенности и учесть при выборе методов планирования, контроля и регулирования материальных потоков.

При завышенной потребности необос­нованно увеличатся:

     объем завозимых грузов;

     затраты на их перевозку, складирова­ние и хранение:

     затраты, связанные с замедлением обо­рачиваемости оборотных средств.

И наоборот, занижение потребности может привести к перебоям или даже ос­тановке производства, так как материалы данной группы являются основными в технологическом процессе.

Следствием этого могут быть: невы­полнение заказов потребителей, сниже­ние объемов сбыта продукции, недополу­чение запланированной суммы прибыли, ухудшение финансового положения пред­приятия.

В целях избежания негативных последствий, а также учитывая, что номенк­латура материалов группы А достаточно узкая, необходимо использовать для этих подгрупп точные методы расчета потреб­ности в материалах.

Таблица 1. Пример анализа АВС

 

№ артикула ТМЦ

Стоимость ТМЦ

№ артикула и стоимость ТМЦ в порядке убывания

Доля в общем объеме стоимости, %

Сумма долей для определения группы

Группа

Доля в общем количестве артикулов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

23

10

506

39,4

39,4

А

10

2

48

8

505

39,3

78,7

А

20

3

58

9

80

6,23

6,23

В

10

4

10

3

58

4,52

10,7

В

20

5

8

2

48

3,74

14,5

В

30

6

24

6

24

1,87

1,87

С

10

7

22

1

23

1,79

3,66

С

20

8

505

7

22

1,71

5,37

С

30

9

80

4

10

0,78

6,15

С

40

10

506

5

8

0,62

6,78

С

50

Итого

 

 

1284

100

100

 

 

 

Для эффективного расходования ТМЦ этих групп на предприятии организуется их строгое нормирование, что в последующем позволяет точно установить необходимую потребность для выполнения производственной программы.

Для предварительной оценки потребности ресурсов в натуральном и денежном выражении можно воспользоваться основными положениями правила «80-20».

Прежде всего, следует ориентироваться на главное требование: чтобы предприятие имело устойчивое финансовое положение, 20% его продукции должны приносить 80% его выручки.

Если это заложено в бизнес-план, то можно произвести предварительную оценку потребности в ТМЦ в натуральном и денежном выражениях. Так, потребность в ТМЦ в натуральном выражении группы А составит 20%, группы В – 30%, а группы С – 50%.

Определив среднюю цену ТМЦ группы С, находим среднюю цену товаров группы В:

В=2XC

Таблица 2. Исходные данные и анализ XYZ

 

№ артикула и стоимость ТМЦ

В том числе по кварталам

Математическое ожидание, Мх

Dx

Gx

Kv

Группа

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

23

5

6

5

7

5,75

0,69

0,829

14,4

Y

2

48

20

15

5

8

12

34,5

5,874

48,9

Z

3

58

12

30

4

12

14,5

90,8

9,526

65,7

Z

4

10

1

2

3

4

2,5

1,25

1,118

44,7

Z

5

8

2

2

2

2

2

0

0,000

0,0

X

6

24

4

4

6

10

6

6

2,449

40,8

Z

7

22

6

6

6

4

5,5

0,75

0,866

15,7

Y

8

505

200

200

100

5

126,3

6567

81,038

64,2

Z

9

80

20

22

20

18

20

2

1,414

7,1

X

10

506

126

124

125

131

126,5

7,25

2,693

2,1

X

 

Среднюю цену ТМЦ для группы А оп­ределим из формулы правила «80-20»:

 

            К2

А = 20 --------- (В-С)+16хС,

            100

 

где К2 – доля товаров группы В в общем объеме.

 

В результате находим среднюю цену товаров группы А, потребность в финан­совых ресурсах на приобретение товаров групп А, В, С и суммарную потребность в финансовых ресурсах на период.

 

АНАЛИЗ ABC

Анализ ABC можно проводить по сле­дующей методике.

В первый столбец табл.1 заносятся наименования (номера артикулов) всех ТМЦ, потребляемых предприятием. Во вторую - стоимость этих ТМЦ.

Производится перераспределение ТМЦ в порядке убывания их стоимости и данные заносятся в столбцы 3 и 4. Определяется сумма стоимости всех ТМЦ и заносится в строку «Итого» стол­бца 4.

Определяется доля стоимости каждо­го наименования от общей суммы (в %) и заносится в столбец 5.

В столбце 6 построчно суммируются данные столбца 5 . Как только сумма достигнет величи­ны, близкой к 80%, суммирование прекра­щается. Это будут ТМЦ группы А.

Начинается суммирование последую­щих строк. Как только сумма достигнет величины, близкой 15%, суммирование прекращается. Это будут ТМЦ группы В.

Остальные ТМЦ относятся к группе С. Определяется доля одного артикула в общем их количестве.

В нашем примере она составляет 10%. Данные заносятся в столбец 8 с нарастающим итогом. Как только сум­ма составит 20%, суммирование пре­кращается. Эти ТМЦ занимают 20% об­щего количества и относятся к группе А, и т.д. Как видно из табл.1, ТМЦ группы А за­нимают 20% общего количества, группы В - 30%, а С - 50%, что соответствует опти­мальному соотношению.

После этого необходимо провести XYZ - анализ по каждой группе, что позво­лит выбрать тип производственной сис­темы, определить оптимальные запасы сырья и исходя из этого - объем оборот­ных средств.

 

АНАЛИЗ XYZ

Для анализа XYZ в табл.2 заносятся данные из табл.1 с разбивкой по квар­талам.

Анализ XYZ проводится по величине ко­эффициента вариации Kv, который опреде­ляется для каждого наименования ТМЦ:

           Gx

Кv = -------100,

          Mх

 

где Gx – среднеквадратическое отклонение, Мх – математическое ожидание.

 

 

Gx=√Dх,

 

где Dх – дисперсия.

 

            n

            ∑ (Xi Mx)2

            i=1                       

Dx =  -------------------------

                     n

 

 где n - количество кварталов, n =4; Xi - сто­имость ТМЦ в одном из четырех кварта­лов.

Если Kv меньше 10%, то считаем, что данная группа ТМЦ имеет регулярное потребление и относится к группе X.

Если Kv больше или равен 10%, но меньше 25%, значит данная группа ТМЦ имеет колеблющееся потребление и от­носится к группе Y.

Если Kv больше или равен 25%, то счи­таем, что данная группа ТМЦ имеет не­регулярное потребление и относится к группе Z. По результатам табл.1 и 2 все ТМЦ имеют строго определенное положение в соответствии с классификацией ABC и XYZ. В итоге получаем матрицу ABC-XYZ, приведенную в табл. 3. 

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ABC-XYZ

Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления поставками, запасами и переработки.

Для позиций, входящих в группу АХ, нужно рассчитывать оптимальный раз­мер запаса и планировать возможность применения технологии «точно в срок».

Позиции, входящие в группу AZ, следу­ет контролировать ежедневно. В связи со значительным колебанием спроса здесь необходим страховой запас.

Управление поставками по позициям ВХ, BY и BZ может осуществляться по одинаковым и индивидуальным техноло­гиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

Планирование закупок по товарным позициям, входящим в группы СХ, CY и CZ, может осуществляться на более дли­тельный период (например, на квартал) с ежемесячной проверкой остатков на складе.

Товарные позиции, входящие в группу X (АХ, ВХ и СХ), следует планировать, ис­пользуя «выталкивающую» систему про­изводства, так как спрос стабилен. Позиции ВХ и BY также планируются с использованием «выталкивающей» системы, потому что объем производства до­статочно велик, а спрос стабилен. Позиции группы Z следует планиро­вать с использованием «вытягивающей» системы ввиду нестабильного спроса и с применением поставок «точно в срок».

Из данного примера можно сделать следующие выводы:

Для товарных позиций №10 и №8, входящих в группы АХ и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления поставками, запасами и переработки.

Для позиций №10, входящих в группу АХ, нужно рассчитывать оптимальный размер запаса и планировать возмож­ность применения технологии «точно в срок».

Позиции №8, входящие в группу AZ, следует контролировать ежедневно. В связи со значительным колебанием спро­са здесь необходим страховой запас.

Управление поставками по позициям № 9, № 3 и №2, входящим в группу В, может осуществляться и по одинаковым, и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

 

Таблица 3. Классификационная группировка ТМЦ по методу АВС и ХYZ

 

Группы материалов

А – высокая стоимость объема потребления – 80%

В – средняя стоимость объема потребления – 15%

С – низкая стоимость объема потребления – 5%

Х – регулярное потребление:

Х<10

АХ: №10

ВХ: №9

СХ: №5

Y – колеблющееся потребление: 10<Н<25

-

-

CY: №1, №7

Z – нерегулярное потребление, Z>25

АZ: №8

BZ:№3, №2

CZ: №4, №6

 

Товарные позиции, входящие в группу X (№10, №9 и №5), следует планировать, используя «выталкивающую» систему производства, так как спрос стабилен. Позиции ВХ (№9) также планируются с использованием «выталкивающей» системы, потому что объем производства велик. Позиции группы Z (№8, №3, №2, №4 и№6) следует планировать с использованием «вытягивающей» системы ввиду нестабильного спроса и с применением поставок «точно в срок».

В приведенных примерах все ТМЦ хорошо распределились в соответствии с правилом «80-20». Но иногда такое не происходит. В этом случае можно про­вести корректировку, методика которой будет рассмотрена в следующем номере журнала